Фото владимира волосюка После атаки на военно-морскую базу в Севастополе Россия объявила о выходе из «зерновой сделки». Окончательное ли это решение, пока что сказать сложно - прямо сейчас повлиять на решение Москвы пытаются турки. Но уже точно очевидно, что беспроблемного вывоза украинского зерна из одесских портов больше не будет. Россия или продавит дополнительные условия по вывозу зерна, или вообще блокирует все судоходство в северо-западной части Черного моря.
Зерновая сделка после длительных проволочек была заключена в Стамбуле 22 июля, и во многом это было знаковое достижение. И речь даже не о самой сути соглашения, сколько о том, что представители России и Украины после 24 февраля вообще впервые сумели хоть о чем-то договориться. Украинские власти, правда, потом убеждали, что сделка была не с Россией, а с Турцией и ООН, но это уже особенности словесной эквилибристики.
Впрочем, для России главный смысл сделки заключался в том, что параллельно происходила разблокировка вывоза российского продовольствия и удобрений на международные рынки. Но на самом деле этого так и не произошло. Суда РФ с зерном и удобрениями по-прежнему не могут заходить в западные порты, равно как и есть проблемы с их международным страхованием. Юридически российское зерно можно продавать, но механизмы его доставки не работают.
Поэтому отношение ко всей этой истории со стороны России стало понятно еще в сентябре на экономическом форуме в Петербурге, где Путин жестко раскритиковал зерновую сделку:
«То, что мы видим, - это очередной наглый обман. Обман международной общественности, обман партнеров в Африке, в других странах, которые особо нуждаются в продовольствии. Выяснилось, что они в очередной раз грубо кинули, надули не только нас, но и беднейшие страны».
Что интересно, президент РФ использовал практически те же самые нарративы, что и его западные оппоненты, продвигавшие ранее «зерновую сделку», только с точностью до наоборот. На Западе постоянно говорили, что украинское зерно спасет мир от голода. А Путин заявил, что практически все зерно уходит исключительно странам Запада.
История чем-то напоминает войну вакцин во время ковидной пандемии, когда российский «Спутник» не пускали на западные рынки. Сейчас вместо вакцин идет война за «правильное» украинское зерно и «неправильное» российское, и опять обе стороны говорят о спасении жизней миллионов людей. Но все намного циничнее, и речь идет о банальной конкуренции, только все с менее понятными правилами игры.
В любом случае, сомнения в том, что РФ пойдет на продление «зерновой сделки» после ноября, а именно в конце этого месяца ее срок истекает, - были огромными. Россияне банально ничего от нее не получили. А тут еще и появилась удобная причина ускорить процесс.
Вообще, первый повод обозначился еще в середине октября, когда был поврежден Крымский мост. Россия тогда озвучила версию, что фура со взрывчатым веществом на мосту появилась по сложному маршруту Одесса - Варна - Поти, и якобы первый выход судна со взрывчаткой стал возможен именно из-за существования этой самой «зерновой сделки». Но в Кремле тогда предпочли ответить несколько иным путем, нанеся десятки ударов по энергетической инфраструктуре Украины.
А вчера случилась массовая атака БПЛА уже по военно-морской базе в Севастополе. И Россия тут же объявила о немедленном выходе из «зерновой сделки», еще и в довесок повесила на Британию атаки не только по Севастополю, но и по «Северным потокам». Логику в данном случае россияне, судя по всему, включили следующую: раз военные суда обеспечивают функционирование гуманитарного коридора в рамках «зерновой сделки», а по ним нанесен удар, то и сделки теперь никакой быть не может.
Куда интереснее привязка к этой истории англичан.
То, что военные инструкторы НАТО, в том числе и из Великобритании, взаимодействуют с Генштабом ВСУ на самом интенсивном уровне - вообще ни для кого не секрет. Но в данном случае РФ не просто обвиняет англичан в непосредственном руководстве атакой на военную базу в Севастополе, но еще и открыто обвиняют их в уничтожении магистральных трубопроводов в Балтийском море, что вообще даже по ТВД (театру военных действий) никак не соотносится с войной в Украине.
Что за этим может последовать - это уже все только на уровне предположений. Назовем только два факта.
Факт 1. Британские острова со всех сторон «обвешаны» сотнями трубопроводов и разными другими кабелями.
И факт 2. Официальный Лондон уже публично открестился от своей причастности к подрывам «Северных потоков».
Что касается самой атаки на военно-морскую базу в Севастополе, то россиянам тут тоже расслабляться не стоит. Вряд ли был расчет на то, что около 20 воздушных и морских БПЛА способны разгромить весь ВМФ РФ. Скорее, это была пристрелка-тренировка в условиях настоящей войны. И, к слову, для командования НАТО это бесценный опыт. The New York Times уже вышла оперативно с материалом, где атаку на Севастополь приписали исключительно ВСУ. Идея понятная, но по определению спорная. Хотя это уже не столь важные детали. На Западе, по очевидным причинам, пытаются обезопасить себя от неприятных эксцессов. Тот же Путин на Валдае говорил, что не намерен применять ЯО на территории Украины. Но ведь и весь мир не из одной только Украины состоит.
И теперь по перспективам развития всей этой истории. По зерну западная и украинская реакции были понятны еще до того, как их стали озвучивать первые лица. Владимир Зеленский потребовал исключить РФ уже из G20:
«Как Россия может быть среди прочих в G20, если она сознательно работает на голод на нескольких континентах? Это нонсенс! России не место в Двадцатке».
Президент США Джо Байден тоже заговорил о мировом голоде.
«Это полностью возмутительно, это приведет к усилению голода. У них нет никаких причин для них действовать подобным образом. Они всегда ищут какое-то обоснование, чтобы сказать, что Запад заставил их это сделать».
О мировом голоде сказал и представитель евродипломатии Жозеп Боррель. Пока что минимальная надежда - на Турцию, у которой, в отличие от всей остальной западной тусовки, есть реальные механизмы воздействия на Россию. Турки в этом плане отличные коммерсы, и им не хочется упускать статус зернового хаба. С другой стороны, у Анкары сейчас наметилась тема с газопроводом из России, а это по значимости несоизмеримые вещи. Так что сильно на Москву там давить все же вряд ли будут. Да, и нет у Турции еще того веса, чтобы предложить России какие-то дополнительные компенсаторы за возобновление «зерновой сделки».
А вот военные последствия могут быть самые масштабные. Теперь действительно должна состояться уже взаправдашняя битва за Херсон со всеми вытекающими. Субботняя атака на Севастополь продемонстрировала, что расстояние в 350-400 км - это уже не преграда в этой большой войне. И в следующий раз на Севастополь может полететь уже не 20, а 100 и даже 200 дронов.
Поэтому, чтобы ВСУ их запускали в дальнейшем без последствий на линии соприкосновения, - надо выходить на Днепр.
Ну, а России, если она не согласует какие-то параметры мирного договора с Украиной (а никаких предпосылок к этому нет), придется идти до Одессы, или дальнейший «кошмаринг» Крыма станет обыденной реальностью. Так что именно южное направление в ближайшие месяцы, скорее всего, станет главным в этой войне.
Автор
Первый аналитический. КTime