Израильский военный обозреватель Нир Двори опубликовал большой материал, посвященный урокам украинской войны. Двори пишет, что несмотря на все достижения хай-тека и новейшие виды «чуда-оружия», исход затяжной конвенциональной войны решает экономический компонент.
Бои в Европе ставят тяжелый вопрос - есть ли в распоряжении Запада достаточный арсенал для защиты демократии? Это также важнейший вопрос для Израиля, полностью зависящего от военных поставок из Америки - и с ограниченными возможностями собственного военного производства.
В последние годы западные страны существенно сократили объемы своей военной промышленности. Это объясняется как бюрократическим характером западных государств, так и ошибочными предположениями о характере будущей войны, основанными на результатах серии конфликтов низкой интенсивности.
В настоящий момент у Запада отсутствует индустриальная база для ведения большой войны. В современном конфликте, как и сто лет назад, победителем выйдет страна с наиболее мощной промышленной базой, страна, которая в состоянии производить и доставлять на фронт громадное количество современных вооружений и боеприпасов. Таких стран в Европе не осталось - их армии, военный структуры, военное производство, планирование и разработки устарели, недофинасируются и отстают от военной промышленности Китая.
США в последние годы сократили запасы артиллерийских боеприпасов на 50%. И США должны снабжать оружием не только себя - но и демократии по всему миру.
О плачевном состоянии военно-промышленной базы Запада свидетельствуют несколько следующих примеров:
Во время недавних совместных американо-британо-французских учений британцы истратили национальный запас снарядов за 8 дней.
США за 4 месяца поставили Украине 7 тысяч ПТУР Джавелин - около трети собственных запасов. Lockheed Martin производит 200 ракет Джавелин в год, Украина тратит 500 таких ракет в день.
Россия за 4 месяца выпустила по целям в Украине 1100-1200 крылатых ракет. США производит 200 крылатых ракет в год.
Россия расходует 50-60 тысяч артиллерийских ракет и снарядов в день, Украина - около 6 тысяч. При этом собственные производственные мощности Украины до войны составляли 12-тысяч 152-мм снарядов в год - то есть страна производила в год снарядов, которых хватит на два дня боёв в Донбассе.
Масштабные военные учения, проведенные ЦАХАЛем в последний месяц отрабатывали действия при масштабной войне на несколько фронтов. Учения показали, что при таком сценарии стремительно расходуются большие запасы ракет-перехватчиков ПРО Железный Купол, смарт-бомб с самонаведением, ракет и артиллерийских снарядов.
Западные страны и Израиль в своей военно-промышленной политике исходили из нескольких ошибочных предположений:
Первое: высокоточное оружие сократит общую потребность в боеприпасах. Как оказалось “тупые” артиллерийские системы, когда их достаточно много, работают - несмотря на весь прогресс в наведении, беспилотниках и т.п.
Второе: военную индустрию можно «включать” и “выключать” по желанию правительства. Война показала, что это не так. Единственным потребителем артиллерийских снарядов является государство. Когда оно прекращает закупки, производитель вынужден свертывать производство и демонтировать конвейеры.
Третья: китайская монополия на редкие полезные ископаемые превратилась в реальный вызов в производстве современной электроники и вооружений. Запад и Израиль не могут полагаться в этих критически важных областях на кого-то еще, тем более на Китай.
Война продемонстрировала огромную роль логистики. Расходы Россией боеприпасов намного превзошли американские прогнозы - и нет никаких признаков того, что Россия испытывает в этой сфере проблемы. С учетом того, что Китай не заинтересован в полном поражении России, даже в невероятном случае полного истощения гигантских запасов снарядов советской эпохи, существует возможность того, что их восполнит Китай.
Фото из Сети
Оригинал публикации и комментарии
здесь
Юрий Романенко