Авторы The New York Times
сравнивают ситуацию в различных странах и пытаются делать выводы, к чему это приведёт. За 2021 год произошло четыре успешных переворота в Африке - впервые с 1999 года. В ООН произошедшее назвали «эпидемией переворотов».
Одной из причин переворотов называют «безнаказанность» малийцев: путчисты так и не были призваны к ответственности.
🇲🇱 Мали - август 2020 года
Военная хунта берет власть в свои руки и свергает Ибрагима Бубакара Кейту. Формируется переходное правительство. Под давлением общественности и Запада военные идут на уступки, приводя к власти гражданских президента и премьера.
❌🇳🇪 Нигер - март 2021 года
За два дня до инаугурации избранного президента Мухаммада Базума небольшая группа военных предприняла неудачную попытку переворота.
🇹🇩 Чад - апрель 2021 года
Управлявший страной 30 лет Идрис Деби убит на передовой. В нарушение всяких конституционных норм власть узурпирует его сын.
🇲🇱 Мали - май 2021 года
Вице-президент Ассими Гойта отдает приказ об аресте президента Ба Ндао и премьера Моктара Уана за саботаж переходного процесса. К власти возвращаются те самые люди, которые свергли Кейту в августе 2020 года.
🇬🇳 Гвинея - сентябрь 2021 года
К власти приходит полковник Мамади Думбуя, командир спецназа. В перевороте усматривают американский след.
🇸🇩 Судан - октябрь 2021 года
Военные во главе с Абделем Фаттахом аль-Бурханом захватывают власть и помещают под арест премьер-министра Абдуллу Хамдока. Спустя месяц Хамдока возвращают на место и поручают сформировать новый кабинет технократов. Военные, по сути, переподчиняют себе гражданскую администрацию, которая утрачивает самостоятельность.
🇧🇫 Буркина-Фасо - январь 2022 года
К власти приходит военная хунта во главе с подполковником Полем Анри Сандаого Дамиба - выходец из «преторианской гвардии» свергнутого в 2015 году президента.
В этот список теперь уже можно добавить и Гвинею-Бисау, где как раз сейчас происходит попытка силового захвата власти.
Обратите внимание на карту: почти формировался целый «пояс» из стран, где произошел успешный переворот. За исключением Судана и Гвинеи-Бисау, все государства из этого списка входят в зону французских интересов. И вроде бы есть соблазн назвать события признаком снижения влияния Пятой республики в Африке. Вот только это не так: путчи по позициям страны на континенте принципиально не ударили.
Государства по-прежнему завязаны на Францию экономически вплоть до того, что французский центробанк полностью регулирует их национальную валюту. Параллельно французы активно ведут работу по скорому объединению всех крупных африканских активов в единое пространство.
Поэтому череда военных переворотов - лишь модное явление, спровоцированное успешным примером смены власти в Мали с антифранцузской риторикой. На деле же ни одна страна не сможет выйти из зоны влияния Пятой республики и вести полностью самостоятельную политику.
И в Париже это прекрасно осознают. Какая разница, кто будет править в Бамако или Уагадугу, если золотые шахты, урановые рудники и другие природные ресурсы так и останутся в руках прежних хозяев?
Автор
israil_95reg