«Черный лебедь» Королевского флота

May 01, 2013 13:48

Оригинал взят у 166509288 в «Черный лебедь» Королевского флота

© UK MOD
В последнее время Королевскому флоту Великобритании уделяется сравнительно небольшое внимание на фоне процессов развития флотов США, Китая, Индии и России, которая пытается восстановить свой флот после двадцати лет забвения. Вместе с тем, несмотря на все проблемы, Великобритания остаётся одной из ведущих морских держав. В связи с этим, представления относительно развития и использования морской мощи в Великобритании вызывают существенный интерес при изучении тенденций развития современных ВМС.

В мае 2012 г. Министерство обороны Великобритании опубликовало Объединённую концептуальную записку 1/12 «Перспективный шлюп типа «Black Swan»: групповая система»[1] . Данный документ является концептуальным обоснованием нового класса корабля для Королевского флота, который должен стать центральным звеном для целой группы пилотируемых и беспилотных систем. Документ предназначен для инициирования дискуссии относительно строительства и применения малых боевых кораблей и не является свидетельством того, что Великобритания не самом деле планирует строительство именно таких кораблей в будущем.


Термин «шлюп» (sloop-of-war) выбран не случайно. Во-первых, название концепции является отсылкой к достаточно удачным и успешным шлюпам Королевского флота времён Второй мировой войны типа «Black Swan» и «Modified Black Swan», которые несли эскортную службу и осуществляли проводку конвоев, а также обеспечивали противоминную, противолодочную и противовоздушную оборону[2] . Во-вторых, термин «шлюп», подобно американским «боевым кораблям прибрежной зоны» (БКПЗ), позволяет дистанцироваться от термина «корвет» и выделить  некоторые особенности, которые определяют различие между концептом британского шлюпа и современными корветами.

Предназначение

Авторы концепции «Black Swan», отмечают, что к середине 2030-х гг. стратегическая обстановка в Мировом океане будет определяться возрастающей конкуренцией между государствами за освоение минеральных и биологических ресурсов, а также использование морских линий коммуникаций. Существующие тенденции концентрации населения и экономических процессов в прибрежных водах продолжатся. Уже к 2020 г. более 80% населения Земли будет жить в 100 милях от морского побережья, а большая часть экономической деятельности в Мировом океане будет сосредоточена в 300-мильной зоне от побережья.

В долгосрочной перспективе не предвидится возникновения угрозы военного вторжения для самой Великобритании. Вместе с тем, такая угроза существует для её 14 заморских территорий, совокупная площадь исключительной экономической зоны которых составляет 2.6 миллиона квадратных миль. Кроме того, авторы концепции «Чёрного лебедя» отмечают сохранение приверженности внешней политики Великобритании идеям прав человека, правосудия и поддержания международной безопасности, а также указывают на неразрывную связь между национальной безопасностью Великобритании и международной безопасностью.

В этих условиях ключевой функцией Королевского флота останется обеспечение господства на море и защита морских линий коммуникаций в прибрежных районах и в открытом море в тесном взаимодействии с США, НАТО и другими партнёрами. Угроза столкновения с противником, обладающим сопоставимым флотом становится всё ниже. На первый план выходит противодействие ассиметричным системам войны на море: крылатым и баллистическим ПКР берегового базирования, минам, современным неатомным подводным лодкам и т.д.

Авторы концепции «Black Swan» указывают на тенденцию удорожания современных крупных боевых кораблей, которая является одной из ключевых причин сокращения количества кораблей, которых Великобритания может себе позволить содержать в составе флота. Современные крупные корабли слишком малочисленны, слишком дорогостоящи и ценны, а их использование в прибрежных районах в боевых условиях представляется слишком рискованным. Сосредоточение возможностей в одном корабле достигло своего предела и не способствует увеличению «качества» военно-морской техники. Для того, чтобы Королевский флот мог выполнять возложенные на него задачи в мирное и военное время, необходимо кардинально изменить подходы к военно-морскому строительству. Флот нуждается в многочисленных, недорогих, но обладающих широкими возможностями кораблях. Похожая ситуация уже была в начале XX века, когда встал вопрос поиска баланса между строительством всё меньшего количества всё более дорогих линейных кораблей с одной стороны и большего количества дешёвых и необходимых флоту эскортных кораблей и подводных лодок.

Облик

В основе концепции «Black Swan» лежит идея создания корабля-носителя многочисленных внешних пилотируемых и беспилотных систем. Именно использование беспилотных аппаратов (БПА), в том числе надводных, подводных и летательных (БПЛА), по мнению авторов концепции, может стать ключом к созданию сбалансированного флота, благодаря приспособлению БПА к конкретным угрозам, финансовым ограничениям и боевым задачам.

Сам по себе шлюп должен быть сравнительно простым, построенным по гражданским стандартам живучести кораблём стоимостью около $100 млн и с водоизмещением в пределах 2000-4000 тонн. Максимальная скорость корабля должна составлять 18-24 узла, при этом скоростью можно пожертвовать ради сокращения стоимости корабля. Корабль должен обладать высокой степенью автономности. Шлюп должен нести запасы провизии на 90 дней, топлива 30 дней, и не зависеть от наличия развитой портовой инфраструктуры.

Корабль должен быть способен действовать как в прибрежных районах, так и в открытом море, как в экваториальной зоне, так и на границе плавучих льдов. Для управления самим шлюпом должно быть достаточно 8 человек, а с учётом внешних систем экипаж корабля должен составлять около 60 человек. Корабль должен иметь крайне ограниченный набор встроенных радиолокационного, навигационного и иного оборудования. Вооружение ограничивается артиллерийской установкой, пулемётами и иными боевыми системами для самообороны.

Основная часть инвестиций и стоимости шлюпа как законченной боевой системы, должна приходиться не на сам корабль, а на те внешние сменные системы, носителями которых он является. Стоимость четырёх шлюпов и соответствующих внешних систем не должна превышать стоимости одного крупного боевого корабля. Таким образом, учитывая, что стоимость одного эсминца типа Daring превышает $1.5 млрд, то стоимость одного шлюпа с соответствующим набором внешних систем не должна превысить $375 млн в текущих ценах. Особо отмечается, что необходимо обеспечить изменение набора внешних систем в зависимости от поставленных задач без необходимости возвращения шлюпа на базу, что обычно труднореализуемо в случае с кораблями, построенными по модульной схеме.

Шлюп должен быть оснащён ангаром, способным вместить один средний БПЛА/вертолёт и один малый БПЛА вертолётного типа, а также посадочной площадкой, способной принять тяжёлый вертолёт сопоставимый с американским CH-47 Chinook.

Концептуальный облик шлюпа типа «Black Swan»  построен на основе однокорпусного норвежского патрульного корабля открытого моря типа «Barentshav» с большой посадочной площадкой и ангаром, и небольшой сдвинутой к носу надстройкой. Основные характеристики данного проекта приведены в таблице ниже, где для сравнения также даются характеристики американских БКПЗ:

Характеристики (без учёта модулей и внешних систем)
Шлюп типа «Black Swan»
БКПЗ LCS-1/LCS-2[3]

Полное водоизмещение
3150 тонн
3300/3100 тонн

Максимальная скорость
18 узлов
46 узлов

Дальность хода
10000 км
6300/7740 км

Экипаж
До 60 чел. (основной 8 чел.)
До 100 чел. (основной 60 чел.)

Вместимость ангара
370 м2, до 1 среднего БПЛА/вертолёта и 1 малого БПЛА
421/ 315 м2, до 2 средних вертолётов или 1 среднего вертолёта и 3 малых БПЛА

Вместимость отсеков с оборудованием
600 м2
576/1368 м2

Вооружение
1 30-мм АУ, 2 пулемёта
1 57-мм АУ, ЗРК самообороны SeaRAM, 12.7-мм пулемёты

Стоимость серийного корабля
Около $100 млн
Около $680 млн

Концепция «Black Swan» содержит в себе описание трёх основных конфигураций шлюпа и сопутствующих ему внешних систем:

Версия для борьбы с пиратством и наркотрафиком (общий экипаж - около 40 чел.) - вертолёт AW159 Wildcat, два основных и один запасной БПЛА вертолётного типа, две лодки для досмотровых групп, вооружённые надводные БПА аналогичных сингапурским БПА типа Protector[4] .

Версия для противоминной борьбы (общий экипаж - около 16 чел.) - два основных и один запасной БПЛА вертолётного типа, надводные и подводные противоминные БПА.

Версия для обеспечения господства на море (соединение из 4 кораблей, общий экипаж кораблей соединения - 160 чел.) - вертолёты AW159 Wildcat/ Merlin HM1, до 8 БПЛА вертолётного типа, ракетные комплексы для борьбы с надводными, наземными и воздушными целями, буксируемая ГАС.

Может ли «Black Swan» избежать ошибок БКПЗ?

Таким образом, концептуальный британский шлюп во многом сопоставим с американскими кораблями типа LCS. Шлюп отличается существенно более низкой скоростью, меньшим экипажем, ещё более слабым вооружением, но главное в семь раз более низкой стоимостью.  Предлагаемые варианты конфигураций шлюпа сопоставимы со стандартными модулями, которыми должны оснащаться БКПЗ (противоминным, противолодочным и модулем борьбы с быстроходными лодками и катерами).

Изначально БКПЗ, как и концептуальные шлюпы, должны были быть дешёвыми и многочисленными кораблями, которые будут эффективно бороться с иррегулярными угрозами и, дополняя традиционные крупные боевые корабли, обеспечат американскому флоту сбалансированность корабельного состава. Как известно, реализация концепции БКПЗ столкнулась с существенными техническими проблемами, стоимость программы и сроки её реализации существенно возросли.

Если концепция «Black Swan» однажды ляжет в основу создания нового класса кораблей для Королевского флота, то, весьма вероятно, столкнётся со многими из тех проблем, с которыми столкнулись БКПЗ. Более того, в 2020-е - 2030-е гг. Великобритании предстоит реализовать программу строительства фрегатов нового поколения пр. 26 и 27. Учитывая нынешние финансовые трудности, реализация программ разработки и строительства новых фрегатов и шлюпов потребует напряжения всех ресурсов британского ОПК.

Вместе с тем, британская концепция выгодно отличается от американской существенно более низкими требованиями к кораблю в плане скорости, вооружения и радиотехнического оснащения. Если в ближайшее десятилетие БПА будут развиваться столь быстро, как предсказывают многие эксперты, то концепция «Black Swan» могла бы быть достаточно успешно реализована с технической точки зрения. В этом случае Королевский флот сможет решить одну из главных своих проблем - сокращения численности корабельного состава[5] .

1. Joint Concept Note 1/12: Future ‘Black Swan’ Class Sloop-of-War: A Group System - gov.uk.

2. См. подробнее, например, Британские шлюпы Второй мировой войны, ч.ч.1-2, Морская коллекция №№8, 10, 2012.

3. Источники: LCS 1 Vs. 2: Both Meet the Requirements, But Similarities End There;
Navy Littoral Combat Ship (LCS) Program: Background and Issues for Congress (.pdf);
The Littoral Combat Ship: How We Got Here, and Why (.pdf)

4. The next wave - Cyberpioneer.

5. No warships left defending Britain after Defence cutbacks - The Telegraph.

Источник: http://thewaran.net/blog/blackswan/

Концепции, ВМФ, Технологии, Великобритания, Море, Судостроение

Previous post Next post
Up