Эта встреча - не об установлении мира, а об установлении правил конфронтации

Jun 17, 2021 19:34




Встречу президентов Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки Владимира Путина и Джо Байдена политические эксперты, журналисты и политики ждали с особым нетерпением, хотя и понимали: серьезных прорывов она не принесет, сенсаций не будет.

Как метко высказался один из российских политологов, эта встреча - не об установлении мира, а об установлении правил конфронтации. Стороны не могли пойти на серьезные уступки друг другу, поскольку сама конфронтация сегодня является объективным результатом превращения мира однополярного во многополярный, к тому же если в 1985 году - во время переговоров Рональда Рейгана и Михаила Горбачева в той же Женеве - в мире существовали два основных полюса, то теперь этих полюсов как минимум 3-4, и факт их наличия очень важен для формирования устойчивых геополитических систем.

Накануне встречи двух президентов состоялись важнейшие саммиты - НАТО и Большой Семерки, на которых также присутствовал президент США и которые во многом оказали влияние на тональность и ход переговорного процесса в Женеве. Саммит G7 определил главной угрозой для коллективного Запада Китай, лишь отчасти коснувшись вопроса России. Саммит НАТО - наоборот: главной угрозой определил Российскую Федерацию (в итоговом документе Россию вспомнили 63 раза, Китай - только 10 раз). Понятное дело: саммит G7 касался в первую очередь вопросов экономики, саммит НАТО - военно-политических вопросов. Россия, обладающая едва ли не 40% запасов ядерного оружия, имеющая собственные стратегические цели и не стесняющаяся не только говорить, но и действовать, демонстрируя желания эти цели достигать, с точки зрения коллективного Запада является серьезной угрозой - в первую очередь для политического доминирования Запада в целом ряде регионов планеты. К тому же Россия на сегодняшний день обладает уникальными видами вооружения, пока недоступными для американского военно-промышленного комплекса (когда в начале 2017 года Путин продемонстрировал это оружие, в США была очевидна подавленность). По этой причине «плохой мир» с Россией - в понимании большинства на Западе - лучше «хорошей войны». Президенты двух стран понимают: сегодня целый ряд вопросов (в первую очередь - вопросы ядерной безопасности) зависят от исхода их переговоров.

Интересно, но буквально за несколько недель до встречи Байдена и Путина в Москву прибыл влиятельнейший член Госсовета КНР Ян Цзечи, бывший министр иностранных дел, а ныне человек, курирующий в высшем руководстве Китайской Народной Республики все вопросы, связанные с внешней политикой6 негласно - третий человек в государственной иерархии Китая. Во время переговоров с секретарем Совбеза Николаем Патрушевым Ян Цзечи оговорил намерения российской стороны относительно переговоров с Байденом - и остался доволен. В начале июня товарищ Ян созвонился с госсекретарем США Блинкеным и также остался доволен позицией Соединенных Штатов. Важный момент: китайские СМИ накануне встречи двух президентов дали немало материалов с позитивными прогнозами относительно результатов саммита, не сомневаясь в его исходе. А сразу же после завершения встречи МИД Китая горячо приветствовал договоренности РФ и США относительно запуска двухстороннего диалога по стратегической стабильности.

Российский китаевед Николай Вавилов отметил: «Саммит Путина и Байдена четко зафиксировал, что противоречий между Россией и США гораздо меньше, чем между США и Китаем. Однако этот уже ставший очевидным факт абсолютно не означает, что Россия готова отказаться от курса на восточное партнёрство».

Протокольная сторона мероприятия была оговорена заранее и стороны полностью придерживались ее. Путин, для которого не существует случайностей в переговорах и в протоколе, приехал заранее - обычно он, желая показать свое отношение к тому или иному политику, демонстративно опаздывает. Наиболее известный случай - опоздание на 4,5 часа на встречу с Виктором Януковичем в Крыму в 2012 году (чтобы еще больше унизить украинского президента, он подчеркнул, что опоздал из-за «важных» обстоятельств - катался с байкерами, а также заехал в гости к Виктору Медведчуку). Путин первым подал руку Байдену, Путин пропустил Байдена вперед при входе в здание. На пресс-конференции Путин не жалел комплиментов в адрес Байдена и выразил удовлетворенность результатами встречи.

Самый важный исход встречи - стороны договорились о восстановлении дипломатических отношений в полном объеме и о возвращении Послов (Анатолий Антонов, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в США, покинул Вашингтон в марте этого года - после того, как Джо Байден назвал Путина «убийцей», 20 апреля Посол США в России Джон Салливан также покинул РФ - после настоятельного совета министра иностранных дел Сергея Лаврова «отправиться в Вашингтон для серьезных, подробных консультаций»). В МИД России заявили, что Антонов (принимавший участие в переговорах в Женеве) вернется в США к концу июня.

Не вызвали особых дебатов и темы контроля над ядерным вооружением. Стороны неоднократно демонстрировали желание выступить в роли гарантов неприменения ядерного оружия, а Байден сразу же после инаугурации продлил на пять лет действие Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). В принятом по результатам встречи единственном совместном заявлении «О стратегической стабильности» прямо говорилось: «Россия и США демонстрировали, что даже в периоды напряженности они способны добиться прогресса в реализации совместных целей по обеспечению предсказуемости в стратегической сфере, снижению рисков вооруженных конфликтов и угрозы ядерной войны. Недавнее продление Договора о СНВ является свидетельством нашей приверженности контролю над ядерными вооружениями. Сегодня мы подтверждаем приверженность принципу, согласно которому в ядерной войне не может быть победителей и она никогда не должна быть развязана. Для достижения этих целей Россия и США в ближайшее время запустят комплексный двусторонний диалог по стратегической стабильности, который будет предметным и энергичным. Посредством такого диалога мы стремимся заложить основу будущего контроля над вооружениями и мер по снижению рисков».

Серьезный прогресс наметился в вопросе разграничения сфер влияния и совместного освоения Арктики - на ближайшую перспективу это может стать важнейшим направлением деятельности двух стран, и интересы США и России уже пересекаются в этом регионе. Не случайно Путин в ходе пресс-конференции значительную долю внимания уделил именно арктическим вопросам.

Относительно проблемы кибербезопасности - стороны остались при своих взглядах. США неоднократно обвиняли Россию в том, что она либо совершает кибератаки относительно американских и европейских объектов, либо же не предпринимает должные действия для предотвращения подобных атак со стороны киберпреступников. Путин на пресс-конференции заметил, что основные киберпреступления совершаются с территории США и Канады, Россия в этом списке занимает довольно скромные позиции. Байден в свою очередь заявил, что передал Путину список из 16 критически важных отраслей, на которые атаки не должны осуществляться. Какова судьба предложенного ранее Путиным Договора о предотвращении киберпреступлений - не понятно (очевидно, во время встречи он не обсуждался).

Согласно заявлению Байдена, стороны обсудили ситуацию в Беларуси, а также в Сирии, Иране и Афганистане. Российский президент по этому поводу на пресс-конференции не высказался. Очевидно, данные вопросы рассматривались поверхностно, в режиме обмена мнениями. Позже Кремль официально сообщил, что обсуждение вопроса по Беларуси показало: сблизить позиции США и России в данной сфере невозможно.

Зато Украине в ответах президентов было уделено значительное внимание. Путин заявил, что стороны пришли к совместному мнению относительно возможностей решения проблемы Донбасса исключительно путем выполнения Минских договоренностей, и США в ближайшее время могут присоединиться к обсуждению этого вопроса. Этот тезис вызвал тревогу в Киеве: на протяжении последних шести лет именно Вашингтон позволял украинским властям саботировать выполнение Минских договоренностей, которые, по сути, были актом о капитуляции Порошенко после поражений под Иловайском и Дебальцево. Если США признают Минские договоренности - это значит, что теперь уже и Вашингтон будет требовать от Киева и особого статуса для ныне неподконтрольных территорий, и закона об амнистии для боевиков, и проведения выборов до передачи контроля над границей. Не случайно министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба накануне встречи патетически заявил, что «Украина не будет выполнять договоренности между США и Россией по Украине, если они будут достигнуты за спиной у Украины» - в Киеве всерьез опасались именно достижения договоренностей о том, что США признают Минск-2 и включатся в работу по его воплощению. Присутствие на переговорах в Женеве заместителя главы Администрации президента РФ Дмитрия Козака и заместителя госсекретаря США Виктории Нуланд, которые, скорее всего, будут курировать вопросы Донбасса, показательно.

И в Москве, и в Вашингтоне понимают: конфликт на Донбассе исчерпал себя в качестве геополитического аргумента, используемого сторонами. Теперь каждая из сторон попытается выйти из данного конфликта с минимальными имиджевыми потерями. Мнение Украины ни Вашингтон, ни Москву интересовать не будет. Самое выгодное (с точки зрения Киева), хотя ни разу не озвученное публично решение - заморозка конфликта на несколько десятилетий - не выгодно настоящим бенефициарам (США и России).

Сам Байден не стал опровергать слова Путина, но заметил, что США намерены защищать территориальную целостность Украины (хотя выполнение Минских договоренностей в их буквальном варианте - это тоже защита территориальной целостности Украины, как бы это не нравилось официальному Киеву).

По сути, речь идет о снижении фактора Украины как основной проблемы во взаимоотношениях между Россией и Западом. Примечательно, что Путин, еще неделю тому назад в известном телеинтервью обрушившийся с гневными филиппиками в адрес евроатлантических перспектив Украины, очерчивая при этом «красные линии» относительно возможного членства Украины в НАТО, на своей пресс-конференции по результатам встречи с Байденом сказал: «Мы мазком обсудили вопрос членства Украины в НАТО - тут и говорить не о чем». Скорее всего, его воодушевили результаты саммита НАТО, где Украине пообещали перспективу членства без конкретных сроков, но с огромным количеством условий, что скорее напоминает вежливый отказ.

Интересно, что буквально сразу же после встречи появилась информация о готовящемся на июль саммите Нормандской четверки на уровне глав МИД и политических советников, результатом которой может стать обмен пленными и решение о прекращении огня, а также принятие постепенного плана деэскалации - с отводом войск и прочими элементами, предусмотренными Минскими соглашениями. Пока что данная информация носит неофициальный характер.

Что касается вопросов Навального и оппозиции в России, скорее всего, эта тема обсуждалась не столько во время переговоров, сколько вызвала заочную полемику у президентов. Американские журналисты все время пытались спровоцировать Путина на тему Навального и утеснений оппозиции. Путин аргументировал: США законодательно признают нас врагами, они задействуют некие инструменты давления, которыми является и финансируемая из США оппозиция, понятное дело, что мы, защищаясь, понимаем - Навальный и «навальнята» являются инструментами враждебных действий США по отношению к России. Навальный целенаправленно ехал в Россию, зная, что он может сесть. И он сел. Россия не высказывает претензии к США из-за того, что там репрессируют людей, штурмовавших Капитолий, так и вы не лезьте в наши внутренние дела.

Байден отреагировал на своей пресс-конференции: «Нельзя сравнивать людей, штурмовавших Капитолий, и российскую оппозицию».

В целом же президенты выказывали сдержанный оптимизм. Байден после встречи с Путиным поднял большой палец вверх, демонстрируя удовлетворенность встречей. Путин подчеркнул, что Байден - опытный политик (очевидно, желая показать, насколько переговоры в Женеве в 2021 году отличаются от переговоров с Трампом в Хельсинки в 2018). Но при этом Байден подчеркнул, что необходимо время для того, чтобы понять искренность слов Путина - и назвал срок для такого понимания: шесть месяцев. То есть, до конца года. «Через 6 месяцев мы поймём работают ли договорённости».

Понятное дело, что это не переговоры, после которых можно впадать в эйфорию и ликовать: мира и взаимопонимания не добавилось, но войны без правил переходят в стадию воен по правилам. Эта встреча - нечто среднее между Венской встречей Хрущева и Кеннеди в 1961 году и Владивостокской встречей Брежнева и Форда в 1975. И в первом, и во втором случаях о разрядке напряженности не могло быть и речи (более того - через год после Вены начался Карибский кризис). Но обе встречи повлекли положительные моменты в ряде секторов и регионов, а также содействовали созданию механизмов сдерживания и оперативного решения возникающих проблемных ситуаций.

С точки зрения Путина - он остался в выигрыше: после семи лет фактического офсайда и непрекращающегося давления он снова встречается на равных и с определенными результатами с мировым «политиком номер один», США снова признают равенство в отношениях с Россией. В первом акте «Ледяной войны» (как назвал нынешнее положение дел в мире министр иностранных дел Сербии Ивица Дачич) Россия устояла, и теперь открывается второй акт - с минимизацией фактора Украины, но с присутствием других акторов. Бывший депутат Госдумы, а ныне профессор МГУ Сергей Марков написал: «В целом цель Путина достигнута, - реальные дипломатические отношения между Россией и США восстановлены. И сделано это путем перехода к жесткой линии.

- Три военных группировки на границе с Украиной

- Аресты радикальной открытой американской политической агентуры.

- Блокирование работы американского посольства». И тут же призвал к более жесткой линии по отношению к Украине (что перекликается и с позицией бывшего помощника президента РФ Владислава Суркова, на днях требовавшего радикального решения украинского вопроса).

Что касается Джо Байдена - он также вышел из Женевского саммита с рядом побед. В первую очередь он показал, что преимущественно карикатурный образ «сонного Джо», престарелого человека с замедленными реакциями, несамостоятельной фигуры - это лишь устоявшиеся клише. Он - серьезный переговорщик, способный добиваться своего, выигрывать партии и держать удар. Это также сильный посыл внутрь США: у американцев есть лидер, а не живая мумия, и он довольно результативен.

Саммит закончился. Сверка часов прошла успешно. Каждая сторона осталась при своих интересах. Несколько интересов оказались общими. Цели ясны, перспективы намечены, как говорил незабвенный Никита Сергеевич… «Ледяная война» продолжается и переходит в новую стадию.
Ранее Klymenko Time собрал реакции со стороны главных «порохоботов» на встречу Путину и Байдена. И даже там мнения разделились!

Автор Константин Бондаренко, фонд "Украинская политика"
"Встреча Путина и Байдена в Женеве: деукраинизация международных отношений?"
Оригинал публикации здесь

Украина, Байден Джо, Версии, Владимир Путин, ВСТРЕЧА Байден-Путин, Геополитика, Мнения

Previous post Next post
Up