Время безжалостно. 27 февраля 2012 года ушел из жизни еще один человек, по праву считавшийся легендой спецназа, контр-адмирал в отставке Геннадий Иванович Захаров, вице-президент Региональной общественной организации «Ассоциация ветеранов и сотрудников Службы безопасности президента».
Геннадий Иванович вырос в шахтерском городке, где физическая сила и умение постоять за себя были не просто в почете, это было необходимостью. Поэтому бойцовские качества в нем были заложены с детства. Уже более серьезно занялся спортом в Военно-морском училище.
Но об этом позже. Сейчас хотелось бы сказать о другом.
У тех людей, кто был знаком с Геннадием Ивановичем и знал историю его жизни, не может не возникнуть впечатление, что судьба этого человека направляла туда, куда попасть он даже не мечтал и не собирался. Судите сами.
Окончил горный техникум и мечтал работать по специальности после службы на флоте.
Но вместо призыва на флот военком его уговорил попробовать поступить в ВМУ имени Фрунзе в Ленинграде. Основным доводом, повлиявшим на решение «попробовать», стала возможность бесплатно прокатиться в город на Неве и осмотреть его достопримечательности. И только! Однако неожиданно даже для себя он сдал все экзамены на «отлично» и поступил на минно-торпедный факультет.
Здесь увлекся спортом. Участвовал в соревнованиях по морскому многоборью, плаванию, водному поло. В составе команды был чемпионом Ленинграда среди военно-морских вузов, призер первенства Вооруженных сил. Попал служить на Балтику.
Второй поворот судьбы случился в 1967 году, когда старший лейтенант Захаров уже служил в должности помощника командира десантного корабля. К 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции на Балтике проводились показательные маневры с высадкой с ДК группы морского спецназа. Подготовка к высадке шла в течение десяти дней. Разведчики не могли не заметить, что помощник командира корабля все свое свободное время уделяет спортивным занятиям. Но и он с интересом наблюдал за работой морских разведчиков специального назначения - людей, о существовании которых в то время никто даже не догадывался.
И опять вмешалась судьба. Служить бы и служить Захарову на надводных кораблях, но командир группы спецназа на одной из последних тренировок получил серьезную травму, и времени его заменить уже не оставалось. Тогда разведчики и предложили взять вместо командира на время показной высадки старшего лейтенанта Захарова. Благо его физическая подготовка позволяла это сделать. И взяли. И не пожалели. Захаров отработал так, что после учений ему предложили перейти в спецназ КБФ- 561 МРП.
Все время интересовался новой специальностью, постоянно искал пути самосовершенствования в боевой подготовке, внедрял эти новшества в подготовку подчиненных. Геннадий Иванович рассказывал:
«В середине 1970-х нас на Балтике посетила группа ветеранов-разведчиков, участников Великой Отечественной войны. Мы им продемонстрировали свое мастерство преодоления препятствий на «тропе разведчика», а также плавание, стрельбу и марш-бросок. Тут один из ветеранов, полковник А. С. Муравьев, спросил, есть ли у нас пистолет ТТ и револьвер «Наган». Я сказал, что есть, только наган спортивный. Тут же Муравьев продемонстрировал стрельбу с двух рук в движении. Стреляя от бедра и двигаясь по косой вдоль ряда грудных мишеней, он поразил все мишени двумя-тремя пулями в голову и грудь. При этом расстояние до мишеней было сначала 25, а в конце 15 метров. Мы так не умели. Оказалось, полковник Муравьев служил в «Смерше» и за долгие годы привитые на войне навыки не растерял. Я его попросил поделиться своим мастерством. Он не отказал, и этот уникальный фронтовой опыт был взят нами на вооружение».
В 561-м морском разведывательном пункте он вырос до командира отряда. Все складывалось благополучно, но судьба снова заставила Геннадия Ивановича принимать решение, которое изменило его дальнейшую жизнь.
Морские разведывательные пункты, так раньше назывались части специального назначения флота, имелись практически на всех флотах и даже в составе Краснознаменной Каспийской флотилии. Исключением был Северный флот. Созданный в 1957 году в его составе 304 МРП просуществовал недолго. Было признано, что суровые условия севера не позволяют полноценно заниматься боевой подготовкой, и в 1960 году пункт расформировали. Для решения специальных задач на Северный флот направлялся отряд водолазов-разведчиков с Балтики. Этими водолазами командовал капитан 3 ранга Захаров. Однако ряд проведенных учений и занятий показал, что для нормальной работы в этом районе все-таки необходимо иметь здесь часть, с постоянным местом дислокации, укомплектованную специалистами, подготовленными к действиям в этих суровых условиях. В этой связи в 1985 году на Северном флоте был создан 420 РПСпН - разведывательный пункт специального назначения. Командовать новой воинской частью был назначен Г. И. Захаров.
Что такое создавать новую часть, знают те, кто с этим сталкивался. Организация всех вопросов - от обеспечения подразделений всем необходимым, включая жилье, до организации боевой подготовки.
Последнее - задача не из простых, учитывая температуры, рельеф береговой линии и глубины. Для примера: глубины Балтийского моря (удаление от берега 1-3 мили - 40 метров) позволяли подводной лодке ложиться на грунт для организации выхода водолазов-разведчиков через торпедный аппарат. На севере глубины были намного больше, и там, где лодка могла лечь на грунт, выход водолазов был невозможен. В этой связи начали отрабатывать выход из подводной лодки без постановки на грунт на плавучем якоре. Это во много раз сложнее, прежде всего для экипажа лодки. А что такое заставить экипаж лодки, которая формально тебе не подчиняется, начать работать так, как они никогда не работали? Захаров и здесь добился своего.
Обо всем рассказывать, наверное, нет смысла. Об этом написано немало. Достаточно сказать, что усилиями Геннадия Ивановича новый пункт стал одной из лучших частей на флоте.
Уволился капитан 1 ранга Захаров Г. И. в запас. Жил в Коломне. И вроде бы пора на покой. Но не такой это был человек.
В январе 1991 года, когда ему было уже 50 лет, по телевизору увидел фильм о службе безопасности Б. Н. Ельцина, который в то время был Председателем Верховного Совета. Посмотрев его, понял, что уровень подготовки сотрудников низкий. Решил взяться за их подготовку. Но как туда попасть? Ведь это не на завод токарем устроиться.
Но на то он и был спецназовцем до мозга костей, чтобы решать самые сложные задачи.
Спустя пару дней приехал в Москву и скоро оказался на приеме у генерала А. Коржакова. Геннадий Иванович рассказывал: «Когда Коржаков меня увидел, очень удивился: «А как вас пропустили?» Ответил, что я морской разведчик и готов заняться подготовкой подразделения».
Коржаков спросил, сколько ему лет. Захаров честно признался, что уже 50.
«Не поздновато, - поинтересовался генерал, - учить? В спецназе нужно не просто рассказывать, но и показывать». Тогда Захаров без лишних слов прямо в кабинете сделал стойку на руках.
«Ну ладно, - сказал Коржаков, - пойдем в спортзал». Когда пришли, там шли занятия по рукопашному бою. Коржаков поставил против Захарова мастера каратэ, обладателя черного пояса. Тот сразу встал в стойку, а Захаров ему: «Ты что и охранять объект в стойке будешь?» Парень не ожидал такого вопроса и принял обычное положение, после чего получил от Захарова молниеносный удар ногой. Этого хватило. Дальше спарринга не было. Коржаков ухмыльнулся, и они отправились в тир. Там стреляли из пистолета Макарова, находясь в академической стойке. Захаров задал вопрос: «А в случае применения оружия сможете принять такую стойку?» Парни спросили, что он вместо этого может предложить. Тогда Геннадий Иванович взял два «Макарова» и показал, чему его научил ветеран «Смерша». Больше у Коржакова вопросов не было.
Капитан 1 ранга Г. И. Захаров возглавил спецподразделение Главного управления охраны, которое впоследствии стало Службой безопасности президента, а в настоящее время называется Управлением специального назначения ФСО. По сути, при его активном участии был создан спецназ Президента РФ, который способен в настоящее время решать самый широкий спектр специальных задач, связанных с охраной первого лица государства.
После конфликта с Ельциным и ухода Коржакова со своего поста в звании контр-адмирала уволился в запас и Геннадий Иванович.
Жил на пенсии, занимался делами ветеранов СБП, являясь вице-президентом Региональной общественной организации «Ассоциация ветеранов и сотрудников Службы безопасности президента». Встречался с молодежью, передавал свой опыт.
То, что сделал он за свою яркую и насыщенную событиями жизнь, хватило бы не на одну биографию. За время службы он совершил около 700 прыжков с парашютом и почти 1000 часов провел под водой. Поставил практически с нуля два спецподразделения, причем абсолютно разной направленности.
Сам же он так оценивал свои заслуги: «Согласно официальной статистике, в 1960-1980-е годы в частях водолазов-разведчиков гибли 3-4 человека в год. За 15 лет командования спецчастями на флоте я не потерял ни одного человека. Это и есть главное дело моей жизни».
Источник