СИНГАПУР

Nov 07, 2016 21:08

Оригинал взят у moryakukrainy в СИНГАПУР


У моряка торгового флота СССР при слове «Сингапур» лицо становилось мягким, добрым, улыбчивым. Он тут же предавался теплым воспоминаниям.
Если любому нашему судну предстоял заход в Сингапур, то повышалось настроение и трудовая активность экипажа. Каждый знал, он сможет приобрести товары на ту мизерную валюту, которую он получал взамен т. н. командировочных инвалютных рублей по курсу той страны, где отоваривались.
У моряков оклады в советских рублях были небольшими. Даже капитаны крупнотоннажных судов редко получали более 300 рублей, старший командный состав от 200 до 300, а рядовой гораздо меньше. Поэтому пенсии моряков зачастую ниже береговых работников. А основным заработком для всех нас была валюта, на которую приобретались так называемые «Колониальные товары» по жестким нормам таможенных правил.

И если имели место излишки, это считалось контрабандой и всегда грозило наказанием, особенно жестким, если закрывали загранвизу. Моряк лишался возможности обеспечивать свою семью.



Конечно, таких желаемых портов-заходов для покупки «колониальных» товаров по всему миру было несколько. Это Гибралтар, Лас-Пальмас (Испания), Аден (английская колония) и др. Во многих европейских странах (Италия - Генуя со своим Колбасным переулком, Неаполь, Венеция - имелись отдельные магазины). Также в Роттердаме (Голландия), Антверпене (Бельгия), Гамбурге (Германия), во многих японских портах.
То есть везде можно было найти товар для наших моряков, но Сингапур отличался высоким выбором и дешевизной. Эти покупки были основным заработком моряка. Сбывались они на одесском толчке и через комиссионные магазины.
(фото Panasonic RX-CT810 магнитола 1991год. Singapore)

Многочисленная детвора носилась здесь же. У китайцев много детей, плотность населения высочайшая. Везде присутствовал специфический навязчивый китайский запах их пищи и дешевой рисовой водки. Тут же на улице предлагали наркотики, водку. Среди автомобилистов такси и других водителей много было нетрезвых.

Недавно один из телеканалов опрашивал по телефону: «Какую меру наказания применить к нетрезвым водителям автотранспорта?». Более 70% зрителей заявили: «Лишить водительских прав пожизненно», что и было сделано в Сингапуре.
По улицам разъезжало много двухколесных, двухместных рикш, которые возили по городу пассажиров. Смотрели на этого рикшу, изможденного, очень худого и становилось его жалко.

Рикши постоянно шли за нами и не понимали, почему англичане ездят, а мы нет. Иностранцы обычно не нанимали их, а те, кто побогаче, использовали велорикш, хотя в городе уже было достаточно такси.
Население было одето бедно. У большинства семей большое количество детей, которые с малых лет приучались к работе. Было и достаточно много легкового транспорта.

Когда подходили к речке, проходящей через остров, то наблюдали много старых запущенных шхун, которые одновременно являлись и домом для семей. Вода в реке грязная, коричневая, и запах соответствующий.
На этих больших лодках китайцы привозили «Колониальные товары» на внешний рейд. Часто судно только становилось на якорь в отведенном месте, а они уже кошками цеплялись за борта и забирались на палубу, затем поднимая вручную свои товары, и занимали место на палубе, чтобы начать их продажу. Даже еще на судно агентом не доставлены деньги, а торговля уже идет. Никогда не обманывали их, и они нас вспоминали. Капитан нашего судна «Хирург Вишневский» Александр Акимович Борисов никогда не торговался, поэтому эти торговцы продавали ему по сниженным до приемлемых ценам.

Поскольку мне за время работы в ЧМП до 1990 года пришлось побывать в этом городе более 30 раз, я и другие моряки могли наблюдать великое преображение этого замечательного государства Сингапур.
Самые ранние из известных нам упоминаний Сингапура встречаются в китайских летописях ІІІ века, которые описывают Сингапур как «Pu-Luo-Chung», или «остров в конце полуострова». Позже, когда примерно в 1298-1299 гг. нашей эры здесь возникли первые поселения малайцев, город был известен как Temasek, что означает «морской город». С 1348 года началось его массовое заселение китайцами, и в этот период он получил имя Сингапур,от санскритского слова «Симха» (лев) и «Pura» (город).

Расположенный на оконечности Малайского полуострова, Сингапур находился на пересечении морских путей, благодаря чему превратился в процветающий торговый порт. А большая глубина прибрежных вод открыла доступ сюда широкому спектру морских судов, начиная от китайской джонки, индийских судов, арабских доу и португальских линкоров.
С 1819-го его колонизировала Великобритания, хорошо осознав выгоды его расположения. Сингапур стал снабжать суда, идущие по проливу из Индийского океана в Тихий и обратно, всем необходимым: продовольствием, водой, всевозможным техническим снабжением и стал приобретать все большую популярность в мировом судоходстве.

Но население жило очень бедно, процветали наркомания, нищенство, а коррупция была на высочайшем уровне. Верхушка этого государства нещадно эксплуатировала местное население. И вот в 1959-м тогда еще молодой 36-летний политик Ли Коэн Ю с несколькими молодыми энтузиастами, проучившимся в Англии в Оксфорде, Кембридже и других престижных университетах, создал партию, чтобы изменить жизнь сингапурцев. Они поняли, что демократическим путем завоевать власть в стране, изменить что-либо невозможно. Ли Коэн Ю в 1965-м стал премьер министром этой страны.
Были приняты жесточайшие законы по борьбе с коррупцией. За это преступление была объявлена смертная казнь. В то время там за убийство уже применялась смертная казнь, но добавили и за коррупцию. Были казнены трое крупнейших коррупционеров, хотя они себя и числили друзьями Ли Коэн Ю.

В стране процветала наркомания. Приняли закон о смертной казни за наркотики, даже просто за обнаружение их у человека. Помнится случай, когда певец из Нидерландов, он был известен на всю Европу, прилетел в Сингапур, у него в аэропорту обнаружили наркотики. Тут же его осудили к смертной казни. Хорошо помню, о нем ходатайствовали королева Нидерландов, некоторые европейские лидеры. Но Ли Коэн Ю заявил: «Мы никогда не вмешиваемся в ваши законы, не вмешивайтесь и вы в наши». Так его и казнили. Пожалуй, эта страна единственная в мире, где нет наркомании. Сейчас столь же решительно на борьбу с наркоманией стал президент Филиппин Родриго Дутерте.

До 1965-го водители автотранспорта могли позволить себе ездить в нетрезвом состоянии, благо рисовая водка стоила дешево. Как решили эту проблему?


Ли Коэн Ю и его команда приняли закон: попался за рулем в нетрезвом состоянии - лишали прав вождения пожизненно.
Этот человек уже никогда не мог сесть за руль. Как-то позже, в году 1976-м, мы наняли такси (нас было трое, плюс наш товар) и спросили водителя. Он ответил, что первые год-два многие водители стали уезжать из страны в Китай, но сейчас вы нигде не встретите за рулем нетрезвого человека, хотя закон уже несколько лет не применяется.

Были введены жесточайшие законы по нарушениям правил дорожного движения. Для пешеходов: перешел улицу в неположенном месте или на красный свет - штраф достигал 400 долларов Сингапура. За брошенный окурок на улице, бумажку или что-либо другое штраф очень высокий.
Полиция действует безупречно, хорошо помня закон о коррупции.

Глядя на успешные демократические страны, - такие как Швейцария - 4 государственных языка (несмотря на численность того или другого народа), Нидерланды, Бельгия - 2 государственных языка, Финляндия - имея всего населения около 4 миллионов человек и всего нескольких десятков тысяч шведов, их язык тоже стал государственным, - с начала правления Ли Коэн Ю были приняты очень прогрессивные законы. В Сингапуре, когда принимался закон о государственных языках, проживало 76% китайцев, около 16% малайцев и 6,5% индусов. Был принят закон о четырех государственных языках с равным правом использования. Четвертый язык - английский.

В страну хлынули инвестиции, строились заводы, лаборатории, разрастался аэропорт (сейчас один из крупнейших в мире), а морской порт уже охватил весь остров и при высочайшей организации может принять ежесуточно более 1000 судов.
С каждым последующим заходом в Сингапур мы замечали значительные изменения к лучшему. Мелкие торговцы, у которых мы приобретали «наши» товары, арендовали небольшие магазины в суперсовременных зданиях. Люди стали жить зажиточно. Образование и медицина были бесплатными, лишь за серьезные операции нужно было платить.

Государство посылало в Англию и другие страны своих самых одаренных студентов. Они возвращались грамотными специалистами, развили электронную промышленность, на уровень не ниже, чем в Японии, Южной Корее и США.
Со слов моего младшего сына, капитана дальнего плавания, регулярно бывавшего в Сингапуре вплоть до 2013-го, город продолжил свой рост вверх и в сторону пролива. На якорное место местных лодок и маломерных судов был намыт грунт, укреплен, и на нем обустроили великолепный парк с каналом посредине, ведущем к историческому центру города, к известному всем морякам мира со стажем Клиффорд пирсу. Через канал построен красивейший мост.

На одной стороне парка было установлено огромное, красочное днем и ночью колесо обозрения Singapore Flyer, самое высокое в мире. Его высота составляет 165 метров. Из аккуратных кабинок этого колеса каждый желающий может лицезреть как великолепную картину Сингапурского пролива с многочисленными морскими судами, стоящими на якорях и проходящими его транзитом в обоих направлениях, так и весь величественный город, а в хорошую погоду и некоторые острова Индонезии и Малайзии.

На другой стороне парка построили уникальный пятизвездочный гостиничный комплекс «Марина Бей Сендс», состоящий из трех 200-метровых 55-этажных башен. На крышах этих башен расположена площадка Sky Park в виде корабля, на которой, в том числе, есть 150 метровый бассейн и смотровая площадка.

Оригинальное решение было найдено и с высотными зданиями. В связи с отсутствием свободных площадей в центре города, было решено наращивать в высоту высотные здания, построенные в 70-80 годах прошлого столетия. По углам зданий вверх выстраивали железно-бетонные опоры, принимавшие на себя нагрузку 15-20 дополнительных этажей здания. Старая и новая части сращивались между собой, а пространство между колоннами закрывалось, добавляя внутренние объемы зданию.


В центре города основная масса людей - офисные работники, и в таком жарком климате, практически на экваторе, удивлял их дресс-код.
Мужчины - обязательно в сверкающих чистотой рубашках с галстуками, а женщины - в строгих одеждах и обязательно чулках или колготках.

Благодаря своей судебной системе и законодательству Сингапур считается одной из самых безопасных и законопослушных стран, а уровень преступности здесь один из самых низких в мире - по любым кварталам города можно спокойно гулять как днем, так и ночью.

Полицейских на улицах почти нет, но зато повсюду висят камеры, как явные, так и скрытые - с их помощью осуществляется контроль за порядком.
Такое популярное в Азии явление как трущобы неведомо Сингапуру. Оказавшись в любой части города, вы увидите относительную чистоту и порядок. По всему городу довольно много бесплатных общественных туалетов - они довольно чистые, и в них даже есть туалетная бумага (что весьма нетипично для Азии).

Хорошо развит общественный транспорт. Почти в каждом районе города есть спортивные площадки и парк с обилием зелени, в котором можно отдохнуть и подышать свежим воздухом.

Вначале я упоминал, что население составляло около трех миллионов человек. Через некоторое время оно уменьшилось почти до 2,5 миллиона из-за принятых жесточайших законов, а затем выросло и сейчас составляет около 6 миллионов.
Зарплата в Сингапуре не уступает европейским, банковская система - лучшая в мире. А что меня очень смутило, так это то, что годовой бюджет этого 6-миллионного населения в два с лишним раза выше нашего украинского, при 45-миллионном населении.

Ли Коэн Ю, прожив чуть более 92 лет, умер в 2015-м. Он стал самым почитаемым человеком в стране. «Сингапур будет жить и процветать вечно» - это были его слова.
Очень хотелось бы, чтобы Украина хотя бы чуть-чуть напоминала Сингапур.



Николай Тарасов,  «МОРЯК УКРАИНЫ», № 43 от 2.11.16-го

Морские истории, Сингапур

Previous post Next post
Up