Спуск корабля на воду - важный ритуал

Sep 27, 2016 22:36




Спуск корабля на воду - важный ритуал, к которому моряки относятся очень серьёзно. Ведь на морском судне они проводят несколько месяцев в году, доверяя ему свои жизни. Тут нельзя ошибаться! И мореплаватели стараются всё сделать по обычаям предков, не пропустив ни одной детали.
К примеру, важно не забыть разбить о борт корабля бутылку шампанского!
А зачем? - спросят сухопутные граждане. А затем, что о борт знаменитого «Титаника» разбить бутылку почему-то забыли.
Чем это обернулось, все прекрасно знают. Но почему именно шампанское? Эта история тянется с древнейших времён!

Обряд освящения кораблей всегда имел религиозный характер, его цель - заслужить милость богов. Одно время даже считалось, что этой цели можно достичь, принося в жертву людей. Например: викинги, спуская суда на воду, укладывали под кили невольников. Финикийцы и народы Востока кропили борта нового судна кровью только что заколотых красивейших девушек - рабынь, римляне при спуске судов приносили в жертву пленных пиратов. Долго резали, пока не пришло христианство.

Поскольку Создатель внушал, что все люди братья, то резать братьев стало как-то неудобно. Пришлось перейти на красное вино. Тем более, что Христос назвал его своей кровью. Им перед выходом в первый рейс щедро кропилась палуба судна.

Обряд освящения судна обставлялся всегда весьма пышно - королевский сановник, которому подносили вино в золотом кубке, произносил тост за благополучие корабля, а затем этот кубок выбрасывали а борт. В конце VIIвека выбрасывать драгоценные кубки за борт прекратили, но установился обычай разбивать о форштевень спускаемого судна бутылку с вином. Вот эта церемония и сохранилась до наших дней, а по примеру Франции для нее стали использовать шампанское, которое как бы символизирует первое соприкосновение корабля с пенящейся морской волной.

Это обычай, издавна существующий в Америке. "Дама" является, как правило, женой директора фирмы, инженера, мастера или рабочего. Ей вручают большой букет и выдают документы: "Леди такая-то действительно дама такого-то судна".
Наступает торжественный момент спуска судна со стапелей. Перед кораблем длинная цветная лента. Когда корабль начнет двигаться по натертому жиром помосту, лента рвется, и перед судном впервые открываются лазурные дали морей и океанов.
Председательствующий на торжестве дал сигнал: судно тронулось, заскользило по деревянным доскам, "дама" разбила о борт бутылку шампанского.

Так происходит почти во всем мире! К стати не все разбивают о борт бутылку шампанского! А по индийскому обычаю это - кокосовый орех.

Постепенно начали применять разные хитрости, чтобы бутылка из прочного стекла с большей вероятностью разбилась - не кому ведь не хочется, чтобы на не разбилась.

В ход идут бракованные бутылки, иногда делают незаметные спрятанные надрезы. Есть поверие, что неразбитая бутылка - дурной знак. Это не всегда так, были случаи, когда бутылка разбивалась, но с судном начинались беды в первом же плавании - и наоборот. Известные случаи:

К-19, атомная подводная лодка - бутылка не разбилась - на лодке были аварии и утечки, столкновения с кораблями, пожар

Оклахома, танкер - бутылка не разбилась - поломки двигателя, протечки нефти, повреждения от штормов и столкновения

Шарнхорст, немецкий линкор - бутылка разбилась - авария и несколько погибших при спуске, взрывы на борту, торпедирования, поломка радара и последующая внезапная атака британскими кораблями

Costa Concordia - бутылка не разбилась - без комментариев...

Российский корабль Яуза - бутылка не разбилась - за 35 лет службы ни одного ЧП

Наверняка, станет интересно насчет Титаника: компания White Star Line, владелица судна, не придерживалась этой традиции.

Boris Lorvi

Судостоение, Традиции

Previous post Next post
Up