Оригинал взят у
moryakukrainy в
Моряки теплохода «Одесса» - снова в суде Уже 12 лет моряки периодически встречаются в судах - легендарный экипаж теплохода «Одесса», который сохранил и возвратил лайнер Украине из ареста в Неаполе. Но ЧМП до сих пор не выплатило зарплату морякам за годы вынужденной командировки с риском для жизни.
Первым к Хозяйственному суду на этот раз пришел матрос Валерий Стрих. Прибыл за 40 минут до начала заседания.
- Если бы так рано не пришел, может быть и заседание состоялось, - размышляет Валерий. - В прошлый раз, когда рассматривалось дело, была надежда, что деньги нам выплатят. Моя пенсия уже меньше платы за квартиру. Если получу от ЧМП зарплату, заплачу долг по коммуналке.
Пораньше прибыл (практически удрал из больницы в Николаеве) и капитан Владимир Лобанов. После того, как моряки вернули Одессе лайнер, который был полностью сохранен, одесситы хлопотали о присвоении Лобанову звания Почетного гражданина Одессы. А за спасение иностранного судна во время бури Папа Римский Иоанн Павел ІІ за мужество, проявленное во время стихии, присвоил капитану лайнера звание Георгиевского кавалера.
- А в благодарность в ЧМП мою трудовую книжку потеряли, думаю, намеренно. И 14 лет стажа не вошли в пенсионный возраст, - говорит капитан. - Мне дали мизерную пенсию. Стыдно сказать, сколько получает капитан. И то, что мы добиваемся выплаты этих денег, жизненно важно для нас.
- А куда потратить деньги? - вздыхает капитан Лобанов на мой вопрос. - Есть на это анекдот: спрашивают американца: «Если выиграешь миллион, что сделаешь?» «Куплю машину, дом». Француз: «Наберу лучших девочек Парижа, буду отдыхать». Русского спрашивают: «А ты что будешь делать?» «Отдам долги». «Ну, хорошо, долги отдашь, а остальные?» «А остальные подождут!»
- То, что мы добиваемся нашей зарплаты, уже дело принципа, - говорит Лобанов. - Если сохранение арестованного судна считалось командировкой, то через 6 месяцев нас должны были сменить. Мы же провели на судне 5 лет. А когда лайнер был продан, с моряками должны были рассчитаться в первую очередь.
Постоянный активный участник судебных заседаний бухгалтер Иннокентий Соколенко деловито раскладывает бумаги. На его обращения в Кабмин Украины, должной реакции не последовало.
- Мы обратились за помощью в Морскую партию, - говорит Иннокентий Соколенко. - Должна же она оправдывать когда-нибудь свое название и защищать моряков.
Занимаясь самым важным - финансовыми и правовыми вопросами, Иннокентий не устает шутить. И пока мы стоим на улице перед зданием суда, вспоминает истории на судне:
- Была у нас переводчица Ирочка на судне. Три языка знала. И я все время над ней подшучивал. Шли мы мимо северного острова Шпицберген. А в Баренсбурге работали наши шахтеры. И я ей говорю: «Ирочка, завтра Шпицберген. И к нам садятся там шахтеры. И еще клубнику будем брать, она там дешевая». Она пошла к девочкам, говорит: «Пишите письма, передадим домой с шахтерами». Вечером звонит помполиту, спрашивает: «Мы тут написали письма, можно передать с шахтерами?» Помполит в удивлении: «С какими шахтерами?» «Ну, завтра к нам садятся. Там же клубнику собирались брать». Помполит мне звонит: «Это опять твои шутки, Кеша?!»
Был еще случай. Домой возвращались. И речь зашла за администратора бара. Вот я и говорю: «Как? Вы не знаете, Ирочка? Она же в декрете, двух близнецов родила, мальчиков». Пришли мы в Одессу. На следующий день встречаем администратора бара. Ирочка ей: «Ну как ваши мальчики?» А она в недоумении: «Какие мальчики?»…
Но вот подходит время заседания. Мы поднимаемся на четвертый этаж. А войти в зал так и не удается.
- Судья заболел, - объявляет адвокат Владимир Косарев. - Заседание было назначено на одну дату. Затем перенесли на неделю. А сейчас судья срочно ушел на больничный.
- Скорее всего, они не знают, что с нами делать, - размышляет Иннокентий. - Вот и тянут дело. - А мне бы эти деньги сейчас. На операцию жене несколько тысяч долларов нужно. Как их собрать? С каждым разом нас все меньше. Полгода назад умер наш боцман Сергей Гурбов. Из экипажа осталось пять человек.
Моряки в 1997-ом прибыли подменным экипажем на лайнер «Одесса», арестованный в Неаполе за долги пароходства. Судно уже находилось в Италии два года и экипажу пообещали, что вот-вот и его освободят. Однако время ожидания растянулось до 5 лет. Трое членов экипажа погибло на судне, четвертый - умер уже на Родине. В 1999-ом сердце отказало у второго механика Владимира Аксененко, он прожил всего 58 лет. Умер электромеханик Евгений Лапшин. Матрос Анатолий Ванин, выживший в горниле Афганистана, погиб, так и не увидев родную землю. На 28 декабря у него был билет в Одессу. А 22 декабря у него открылась язва. И медики не успели его спасти. По возвращению не стало моториста-электрика Александра Друмова.
Моряки помолчали минуту, в память об ушедших. Теперь в суды ходят вдовы.
- Если б знать, что так сложиться, - может и по-другому действовали, - вздыхает матрос Стрих. - Нет, не смогли бы иначе, мы так воспитаны.
Суд назначил прийти моряком еще через месяц. Как говорили классики авантюрного романа, - заседание продолжается!
Инна Ищук, «МОРЯК УКРАИНЫ», № 42 от 28.101.2015-го
Ранее было:
Экипаж лайнера «Одесса»: через тернии судебной вертикали