АРБУЗЫ МОЕЙ ПАМЯТИ

Sep 15, 2015 19:02

Оригинал взят у moryakukrainy в АРБУЗЫ МОЕЙ ПАМЯТИ


Когда на рынке появляются арбузы, меня это откровенно не радует. Большинство из них насыщены нитратами и другими препаратами, которые ускоряют рост и созревание.
Вполне обоснованно скажу, всякое вмешательство в сроки созревания любых овощей, фруктов изменяет их вкус, хотя внешне они могут не отличаться. С высоты своего возраста отмечу, что за последние десятилетия вкус очень многих продуктов изменился к худшему (колбасы, масла - сливочное и подсолнечное, овощи - томаты, огурцы и многое другое).

Хорошо помню вкус продуктов, которые были 60 лет назад. В то время я работал кочегаром на ледоколе «Торос», но в связи с постановкой на летний ремонт, меня и машиниста Валентина Хмелевского послали на маленький (точнее малюсенький) пароходик «Миус». О нем стоит упомянуть подробнее.

Он имел два небольших трюма, очень древнюю паровую машину двойного расширения 175 л.с. и один топочный котел с еще не гофрированной топкой с расширительным котлом «Адамсона». Все это было построено в конце 19 века. На донке «Вортингтона» (насос) я обнаружил пластинку с указанием «Изготовлен в 1878-ом году, г.Магдебург».

Это суденышко было получено в счет репарации из Германии после окончания Второй мировой войны и выполняло мелкие перевозки грузов в прибрежном плавании. На нем было 16 человек экипажа. Нам было дано задание - сделать три арбузных рейса из Скадовска в Одессу. Удивительно, что это судно сохранило свою работоспособность в 77 летнем возрасте.
Мы пришли в Скадовск, все немногочисленные причалы были заняты баржами, грузившимися арбузами, которыми был завален порт. Нас поставили на якорь на внутреннем рейде.

Через сутки поставили под погрузку арбузами. На причале мы увидели их целые горы, каждый из которых весил не менее 4-5 кг, а были и 10-килограммовые.
На причале мы услышали разговор нашего капитана И. И. Гусева с представителями порта. Они заявили: «Грузчиков нет, грузить придется экипажу». Капитан спросил: «Как будет осуществляться оплата?» «Платить нечем, только арбузами». «А в каком количестве?» «Сколько сможете увезти, после погрузки 120 тонн».

Тут Георгий, наш старпом, вклинился в разговор. Это был одессит Жора, под 2 метра ростом и соответствующей комплекции. «Только мы за оплату возьмем арбузы с баштана, а вы выделите машину». «Нет вопросов», - ответил портовик.
Все члены экипажа тут же приступили к погрузке. Это производилось таким образом: все становились цепочкой, передавая арбузы друг другу. Участвовали все, даже капитан, только женщину-радистку оставили на судне, а вахта иногда отлучалась осмотреть обесточенное судно. Работали только в дневное время. Это не такая легкая работа, как может показаться. После первого дня у всех болели мышцы рук. За 3 дня мы погрузили 120 тонн арбузов.

К концу погрузки нам выделили машину, американского производства «Студебеккер», полученный во время Второй мировой по ленд-лизу от США. Старпом Жора, я и еще один член экипажа поехали на баштан.

Проехав километров 15, мы увидели огромное поле, усыпанное арбузами. Навстречу вышел дед. Жора дал ему направление. Но дед сказал: «Хлопцы, поки не откушаете кавуна, я вас не отпущу». На что Жора ответил «Мы откуштуем только после погрузки машины».
Ходили, выбирали самые отменные и крупные, а «дедок» подсказывал, какие лучше. После погрузки, а на каждого члена экипажа мы взяли по 15 штук, «дедок» выкатил громадный арбуз и сказал «что вчетвером не справится с ним». Жора деду возразил.

Стоило деду только вонзить нож в арбуз, как он с треском раскололся и перед нами открылось что-то необыкновенное. Все засверкало искорками на солнце красного цвета. Почуяли аромат и запах, а когда приступили к лакомству, поняли, что такого арбуза нам не приходилось кушать.
Вкус этого арбуза я хорошо помню даже сейчас, через 60 лет. Сегодня ни один арбуз не может даже близко сравниться с теми арбузами.
Когда выгрузили арбузы на судно, то почти заполнили 4 каюты и 2 маленьких кубрика. Но все были очень довольны.

По приходу в Одессу порт выделил машину и всем развезли «заработок» по домам.
Повторюсь, это было в августе 1955-го года. Мы совершили три таких рейса, привезя в Одессу 360 тонн отменных херсонских арбузов. Это очень приятное воспоминание на всю жизнь.



Николай Тарасов, ветеран ЧМП,
«Моряк Украины»,  № 34 от 2.09.15-го

Морские истории, ЧМП, Одесса

Previous post Next post
Up