"Сегодня, как и в Средние века, суверенитетом обладают не только государства, но и политические, гражданские и религиозные образования - внутри- и надгосударственные, которые могут самостоятельно вести боевые действия".
В своем выступлении перед депутатами Госдумы Владимир Путин неожиданно для многих выступил с поддержкой идеи создания российских частных военных компаний: "считаю, что это действительно является инструментом реализации национальных интересов без прямого участия государства", - сказал Путин. Откровеннее ведь не скажешь. Такая позиция главы государства - это смена подходов в защите государственных интересов, и, если хотите, выражение столь всеми ожидаемой политической воли России.
Необходимость такого шага продиктована актуальными вызовами, стоящими перед Россией. Наступающий новый колониализм стремительно меняет «контурные карты» планеты. Успеет ли Россия в довольно сжатые сроки выработать условия и механизмы для успешной работы этого нового для РФ инструмента военной политики - вот в чем вопрос.
Конец XX века ознаменовал собой финал национального государства как исторического феномена и начало нового наднационального института - корпоративной власти, соединяющей государственные, финансовые и общественные институты. На текущем этапе ЧВК - это динамично растущий рынок, чьи объемы в целом можно сравнить с ведущими индустриями потребления и производства. По ряду данных объем рынка составляет ежегодно в среднем 200 миллиардов долларов. В современных международных миротворческих операциях частные военные компании являются равноправным правовым субъектом наряду с родами и видами вооруженных сил. Согласно заключениям американских экспертов, корпорации подобного типа со временем будут приобретать все большую роль в войне. Ставка на ЧВК в военном плане сигнализирует об одном очень важном факторе - в обозримой исторической перспективе западные элиты не заинтересованы в широкомасштабных боевых кампаниях. Но это не значит, что следующие десятилетия будут проникнуты духом пацифизма. Масштабное применение ЧВК напрямую связано с дальнейшим курсом на использование непрямых методов в геополитической и геоэономической конкуренции, которая будет только увеличиваться на фоне общей глобальной нестабильности.
Сам термин «частные военные компании» не в полной мере отражает специфику их деятельности. Сегодня (в отличие, например, от 1970-90х годов) большинство такого рода компаний не столько вовлечены в боевые действия, сколько занимаются обслуживанием соответствующей инфраструктуры - обучают персонал, занимаются консультированием и охранной деятельностью. Когда же это происходит в зонах боевых действий - вот тут-то специфика может и поменяться. Причины использования ВЧК вполне очевидны. Это экономия финансовых средств, оперативность и результативность. Выгоднее под конкретную задачу подписать контракт с частной компанией, которая уже располагает обученным персоналом, чем вводить армию и содержать гарнизоны. В современных международных военных операциях ЧВК являются равноправным правовым субъектом наряду с вооруженными силами национальных государств.
Создание частных армий - феномен далеко не новый. Примеров тому масса: от преторианской гвардии Рима до частных армий польско-литовских магнатов, которые зачастую были сильнее, чем армии королей, и вели довольно успешные войны с соседями. Сегодня положение изменилось мало. По-прежнему частные военные компании остаются идеальным инструментом проведения неоколониальной политики. Часто с политической точки зрения использование вооруженных сил крайне невыгодно либо вообще невозможно. ЧВК существуют не одно десятилетие, но расцвет пришелся именно на 2000-е годы, и ныне уже невозможно представить современный миропорядок без этих крайне эффективных предприятий. Если раньше за ЧВК не стояли большие деньги и связи, а погоду делали удачливые дельцы типа легендарного наемника Боба Денара, то теперь ЧВК либо являются подразделением огромных транснациональных компаний, либо организованы с помощью и по заданию спецслужб.
В соответствии с американским законодательством, главным условием выдачи лицензии любой частной военной компании (ЧВК), является занесение в контракт пункта о том, что она обязуется в своей деятельности реализовывать интересы правительства США. Каковы эти интересы, мы сегодня видим по ситуации на Ближнем Востоке и на Севере Африки. Сегодня на территории России легально дислоцируются наиболее серьезные ЧВК стран НАТО и их союзников. Численность некоторых из них в Москве превышает 450 бойцов. Многие из них активно участвовали в «оранжевых» переворотах в Северной Африке, сегодня, в частности, несут основную нагрузку в войне в Ливии, и уже «засветились» в Сирии. Между многими западными ЧВК заключены договора, по которым одна ЧВК может выступать «крышей» для других частных военных компаний.
Поскольку, например, официально действующая в России КBR является крышей для самой крупной и самой известной ЧВК Academi (прежнее название Хе, а ранее - Blackwater), то, понятно, что она реально представляет у нас интересы последней. Но тогда и всем нам необходимо отдавать себе отчет в том, что легально работая в России, KBR по субподряду в час Х будет выполнять тайные заказы для Academi (Xe-Blackwater). А что это будет за заказ, объяснять не нужно.
Активно растущим сегментом деятельности ЧВК является розыскная и разведывательная деятельность. В качестве наилучшего примера можно упомянуть компанию Кролл (Kroll). С началом войн в Афганистане (2001) и в Ираке (2003) году компания активно включилась в охранную деятельность по содействию коалиционным войскам в Ираке и контингенту НАТО в Афганистане. В ряду коммерческих контрактов на охрану, Кролл получила тендер на программу подготовки новой армии Ирака а так же на развитие разведывательной сети в Ираке в интересах коалиционных войск. Эта же компания засветилась и в России. По сообщениям СМИ, в 2002 и 2003 годах компания «Кролл» вела «аудиторскую» работу в интересах компании «Альфа-Групп». Подобные компании позволяют на совершенно законных основаниях вести техническую и агентурную разведку на территории любого государства, и в отношении любых лиц. Согласно заключениям экспертов, компании подобного типа со временем будут приобретать всё большую роль в войнах и вооруженных конфликтах.ЧВК планируют получить контракты от ООН на миротворческие операции, благо имеется исключительно удачный пример - деятельность южноафриканской Executive Outcomes (ЕО), на ее счету две блестяще проведенные широкомасштабные военные кампании (1993-1997 годы) по разгрому повстанцев УНИТА в Анголе и ОРФ в Сьерра-Леоне.
Два кровавых конфликта были фактически прекращены ЧВК в короткий срок, что наглядно показало ООН бессмысленность существования ее «голубых касок». Ведь с 90-х годов западные страны почти перестали отправлять своих солдат в состав войск ООН. Если 10 лет назад больше всего «голубых касок» поставляла Франция, а за ней Великобритания, Канада, Италия и США, то сейчас главные миротворцы - из Пакистана, Бангладеш, Нигерии, Индии, Ганы, Кении и Уругвая. Очевидно, что уровень их профессиональной подготовки несравним с экспертами и бойцами из частных военных компаний.
Понятно, наемники действовали в интересах бриллиантового монополиста De Beers и в интересах собственников компании - Executive Outcomes получила доли в горнодобывающей промышленности Сьерра-Леоне. Компания одна из первых широко использовала тяжелую военную технику, включая вертолеты Ми-17 и Ми-24, а также истребители МиГ-23. Под давлением США ЕО была как ЧВК ликвидирована в 1999 году (почувствовали конкурентов?), но люди остались.
Так же активно действуют ЧВК в странах Латинской Америки по контрактам с правительством США и рядом латиноамериканских государств по борьбе с наркотрафиком. Собственно, после охраны объектов в Ираке борьба с наркомафией является второй по значимости областью деятельности компании Blackwater USA, и именно для этих задач «частники» решили приобрести противопартизанские штурмовики, способные, между прочим, сбивать легкие самолеты и вертолеты, активно используемые наркомафией.
Впрочем, дело тут не только в эффективности. Слишком заманчиво представить ведение военных действий не как политическую проблему, а как вопрос соблюдения контракта между двумя компаниями. Сама схема используется очень давно и первоначально была придумана, судя по всему, в Великобритании. Известно, сколько сил нужно потратить, чтобы пробить через британский парламент отправку армейского контингента в другую страну. Вот и найден был выход: в составе Министерства обороны существует специальный департамент - Loan Service Department, который сдает в аренду офицеров и сержантов британской короны в качестве инструкторов армиям Омана, Южной Африки и т.п. Бизнес есть бизнес, и если при дворе какого-нибудь принца в Заливе вдруг окажется отряд спецназовцев SAS (Special Air Force Service) - так это просто выполнение выгодного контракта. Частные военные компании, похоже, развивают именно этот принцип.
Ведущий американский военный аналитик Элиот Коэн, бывший сотрудник отдела планирования Пентагона, утверждал, что сегодня, как и в Средние века, суверенитетом обладают не только государства, но и политические, гражданские и религиозные образования - внутри- и надгосударственные, которые могут самостоятельно вести боевые действия. Так что создание подобного рода компаний является объективным процессом. На Западе такие компании создаются не случайно, и зря деньги там не выбрасывают. Конечно, основные причины при этом широкой публике не оглашаются, однако вне зависимости от причин последствия очевидны. Этот процесс набирает размах. Аналогичные компании создаются по всему миру, прежде всего в тех регионах, где и ведется подобного рода работа.
Выгоды для России. В первую очередь - это получение недорогого и эффективного инструмента защиты государственных интересов здесь и сейчас. В настоящее время РФ проходит стадию реформирования военно-политической системы. Очевидно, что не за горами и переформатирование системы разведывательного сообщества. Реформа ГРУ только избавила ведомство от тяжести функций прошлого века. Политическая разведка оправляется от серии тяжелых поражений и ждет кардинальной реорганизации. Очевидно, что в текущем состоянии, СВР не может эффективно решать поставленные задачи. В первую очередь это вызвано отсутствием необходимых ресурсов. Проблема актуальна и для военной разведки.
Вместе с военно-политическим фактором, есть вполне приземленные экономические причины. В ходе двух чеченских компаний армия доказала свою необходимость и защитила целостность и суверенитет России. Вместе с тем, расходы по обеспечению группировки войск на Северном Кавказе ложились тяжким бременем на российский бюджет. Не будем также забывать, что российская армия на протяжении многих лет уверенно возглавляет хит-парад самых коррумпированных институтов нашего государства.
Необходимость появления российских ЧВК существует и для обеспечения интересов отечественного крупного бизнеса. С проблемами безопасности российские компании сталкиваются не только на взрывоопасном Ближнем Востоке, но и в Африке, и в странах Индокитая. Российскому бизнесу необходимо не только обеспечение безопасности в этих странах, но и работа по сбору информации и по лоббированию своих интересов в государственных и структурах. Нередки случаи, когда зарубежные компании под разными предлогами отказывали российским специалистам в оплате их труда, действуя не только беззаконно, но и жестоко. Стоит упомянуть случай в иракском Курдистане, где крупная британская компания, не желая выплачивать денежное довольствие российским служащим, около полугода удерживала их под надуманным предлогом фактически в неволе, принуждая «добровольно» отказаться от своих «претензий». Были случаи, когда российских специалистов, просто, что называется «кидали», оставляя в чужой стране без денег и документов. Американцы в аналогичных сложных ситуациях создавали частные военные компании, так как обнаружили, что иного пути защиты их интересов нет.
Россия пока имеет союзников среди военно-политического руководства практически на всех континентах. В ключевых регионах планеты - в Африке, на Ближнем Востоке и в Индокитае у нашей страны до сих пор есть ключевое преимущество - выращенные при деятельном участии еще СССР элиты. Но через 10 лет им на смену придет новое поколение, получившее образование на Западе и в Китае.
У России есть и другой немаловажный ресурс: пока существует костяк военной машины Советского Союза - оперативный и руководящий состав разведки и спецподразделений, имеющий опыт действий по всему миру, и вполне успешно легализовавшиеся (в большинстве своем) в реалиях нового мира. Это «спящий резерв» государства, который при желании можно реанимировать.
Все перечисленные плюсы - это не полноценное конкурентное преимущество, а то, что осталось, и что еще можно эффективно использовать. Немногие российские ЧВК, действующие за рубежом, испытывают жесточайший прессинг со стороны своих иностранных конкурентов. При этом правительства США и Великобритании оказывают своим компаниям всемерную поддержку, ставя всевозможные препоны для российских специалистов.
Существующий рынок частных охранных услуг, подразумевающий действия в ситуациях высокого риска, мал и фрагментирован. Фактически его можно поделить на предприятия-«дочки» крупных ФПГ и охранные компании, которые работают на личные политические связи их владельцев. Есть также небольшой сегмент компаний, основанных энтузиастами из военной среды. Их доходы - небольшие контракты за рубежом (главным образом проводка конвоев и судов), которые неинтересны лидерам рынка из-за высокого риска или малой цены. Потенциальная среда ЧВК подвержена тем же болезням, что и весь российский бизнес - коррупция, непрозрачность тендеров, противодействие правоохранителей, отсутствие внятной государственной политики. Лидеры охранного бизнеса в России по причине отсутствия опыта и необходимых навыков ведения бизнеса не способны взять на себя функции локомотива зарождающегося рынка.
Единственным, и, наверное, наиболее эффективным инициатором процесса могут выступить компетентные в международной геоэкономике инвесторы, максимально далекие как от государства, так и от интересов российских ФПГ. В России есть позитивный опыт вхождения в сферу ОПК частного бизнеса весьма далекого от специфики среды, но владеющего инструментарием успешного стартапа и ведения производственного бизнеса в России.
Необходимо признать, что пока российским частным военным компаниям на международном рынке будет трудно. Но все меняется, гегемония западных ЧВК с их подмоченной репутацией не вечна. Надо заходить на рынок и менять его правила под себя, делая это цивилизованно, легально, на международно-правовом уровне. Принятие адекватных законов в России - первый важный шаг. Российские ЧВК со своим умением налаживать связи, знанием языков и огромным советско-российским военным наследием и опытом работы по всему миру, могут быть вне конкуренции.
Ссылки:
Военные компании на службе страны -
http://www.terra-america.ru/voennie-kompanii-na-slujbe-strani.aspxНаемники XXI века -
http://vz.ru/society/2007/9/2/104784.htmlЧастные военные компании России -
http://army-news.ru/2012/08/chastnye-voennye-kompanii-rossii/comment-page-1/ЧВК: Профессиональный взгляд -
http://qsec.ru/node/2108Частные разведывательные компании -
http://www.rusrep.ru/article/2012/05/14/klouni/