2 ноября в пресс-центре газеты «Аргументы и факты - Петербург» состоялся круглый стол на тему
«Предварительные итоги Года экологии в Санкт-Петербурге». В рамках круглого стола участники обсуждали изменения в законотворческой сфере, проблемы раздельного сбора твердых бытовых отходов, переработки и утилизации опасных отходов, вопросы формирования экологической культуры населения, результаты городского экологического мониторинга. Кроме того, были подняты вопросы, озвученные участниками движения «Красивый Петербург»
в рамках недавнего опроса. Всего было отобрано два десятка волнующих горожан тем.
Представляем видеозапись круглого стола, а также тезисы проблем, которые обсуждались на мероприятии.
Click to view
1. Полигон «Новоселки»
Расположен на севере города, но, несмотря на отдаление от жилых массивов, вонь от полигона доносится до новостроек Приморского района. Группа для координации:
https://vk.com/spb_stop_reek Что делать: Рекультивация полигона, восстановление "зеленого" щита из деревьев, который препятствовал распространению вони с потоками воздуха.
2. Недостаток озеленения
В городе только треть муниципалитетов соответствуют нормам озеленения. На интерактивной карте зелёных насаждений, которую подготовили волонтёры «Красивого Петербурга» совместно с центром экспертиз «ЭКОМ», можно увидеть проблемные территории:
зн.генпланспб.рф Что делать: необходимо вести учёт норм озеленения по муниципалитетам, а не по административным райнам. При реновации территорий необходимо выделять площади под зелёные насаждения.
3. Загазованность
Все чаще люди стали обращавать внимание на качество воздуха. Недавние
замеры Гринпис в трёх местах на Невском проспекте подтвердили опасения горожан. Во всех точках зафиксированы превышения концентрации загрязняющих веществ. Тем временем 25 станций Комитета по природопользованию, которые измеряют состояние воздуха, находятся вдали от основных многолюдных магистралей и дорог и проводят замеры на высоте 2,5 метра. Результаты таких официальных замеров никогда не показывают превышения предельно допустимых концентраций загрязнения городского воздуха, что не соответствует действительности.
Что делать: переход на экологические виды топлива, сниженение уровня автомобилепользования, развитие велосипедного, электрического и водного транспорта. Нужна реальная картина загрязнения воздуха, для этого станции официальных замеров должны располагаться вблизи основных потоков движения людей и транспорта.
4. Постройка мусороперерабатывающего завода на Волхонском шоссе
К моменту круглого стола конкретно эта проблема отпала, т. к. на
заседании Комиссии по землепользованию и застройке Санкт-Петербурга было принято решение о поиске альтернативного участка для завода, на котором большую часть отходов планируют сжигать, а не перерабатывать. В любом случае, строительство подобных заводов вблизи жилых районов будет вызывать обеспокоенность и протесты горожан.
Что делать: Общественные обсуждения проектов до начала их реализации, прозрачность принятия решений, открытое информирование жителей.
5. Некачественная уборка города
В этом году было зафиксировано многократное превышение норм загрязнения на улицах города. Так в некоторых районах было
выявлено 25-кратное превышение количества смёта на 1 м².
Что делать: Пересмотр всей системы уборки города, кадровые замены руководства предприятий, ответственных за уборку, и комитета по благоустройству. Отказ от мелкодисперсного песка, который превращается в пыль и слипается. Использование песка только крупной фракции. Введение жесткого контроля за уборкой, передача функции контроля от комитета по благоустройству, являющегося одновременно заказчиком и исполнителем работ, к другим надзорным органам.
На фото: замеры количества смёта на углу Невского проспекта и Площади Островского. 430 г/м² - 14-кратное превышение нормы по загрязнению.
6. Открытый грунт и парковка на газонах
Один из источников загрязнения и пыли. Эта проблема городской среды самая распостраненная и массовая в городе.
Что делать: ввести жесткий контроль за нарушениями правил парковки, восстановить газоны, в местах массовой парковки на газонах установить ограничители заезда.
7. План по переработке отходов и раздельный сбор отходов
У города нет четкого и ясного плана по переработке отходов. Перемещение отходов из одного места в другое или их захоранивание не решает проблемы накопления мусора. В обществе сформировался запрос на внедрение раздельного сбора вторсырья.
Что делать: Выработать стратегию работы с отходами и внедрять раздельный сбор по всему городу.
8. Застройка зелёных территорий
Планы по строительству жилых и коммерческих объектов на территориях зелёных зон постоянно провоцируют конфликты интересов между жителями и застройщиками или администрацией. Среди примеров -
территория в створе реки Смоленки;
Сквер на ул. Савушкина, 112;
Парк 300-летия Санкт-Петербурга.
Что делать: Запрет на любое строительство в черте города на озеленённых территориях. Развитие рекреационных зон на месте лишённых благоустройства и ухода зелёных территорий.
9. Не хватает пунктов сбора опасных отходов
Горожане жалуются не нехватку пунктов приема опасных отходв, особенно на окраинах города.
Что делать: обустройство доролнительных пунктов приема, пропаганда необходимости правильного обращения с опасными отходами.
10. Состояние площадок для сбора ТБО
Неудовлетворительное состояние площадок для сбора отходов и несвоевременный вывоз мусора. Проблема особо остро стоит в спальных районах.
Что делать: обеспечить регулярную уборку и привести площадки в нормативное состояние.
11. Вырубка зеленых насаждений
- Проблема с полной вырубкой при строительстве новых объектов. В новых жилых районах практически полностью отстуствует озеленение.
Что делать: Можно постараться сохранить некоторое количество из имеющихся деревеьв вместо тотальной зачистки. Также после окончания работ можно высаживать взрослые деревья вместо молодых саженцев, которые приживаются не во всех случаях.
- При открытии новых магазинов собственники ради лучшей видимости магазина и расположения рекламных вывесок вырубают кустарники и деревья. Как пример, в этом году удалось раскрыть фальсификацию порубочного билета и доказать, что деревья срубили безосновательно (
vk.com/wall-38228859_118114).
Что делать: Передача функции контроля за зелеными насаждениями и вырубкой другому, нежели комитет по благоустройству, ведомству. Увеличение штрафов и ужесточение ответственности чиновников вплоть до увольнения за допущение несанкционированной вырубки.
- Вырубка без должного уведомления местных жителей. Зачастую работники садово-парковых предприятий не уведомляют горожан о предстоящих вырубках, а сразу приступают к работе. Это приводит к конфликтам. Жителей обязаны информировать о планах по вырубке деревьев за 5 дней до предполагаемого начала работ (
https://vk.com/wall-38228859_23158). Вместо штрафов и наказаний за неисполнение закона комитет по благоустройству закрывает глаза на нарушения.
Что делать: Передача функции контроля за вырубкой деревьев другому ведомству во избежание конфликта интересов.
12. Вода и водоемы
Проблема частых загрязнений рек и озер, отсутствие пригодных для купания водоемов в городе. У людей есть потребность отдыха у воды, но зачастую нет подобающей инфраструктуры. Из-за плохого состояния инженерных сетей мало кто готов отважиться пить воду из-под крана. Последний случай
загрязнения неизвестными отходами реки Новая выявил отсутствие должного контроля. Неудивительно, что все водоемы находятся в ненадлежащем состоянии.
Что делать: Разработка плана рекультивации водоемов Санкт-Петербурга. Обеспечить должный контроль и неотвратимость наказания за загрязнение воды. Предоставить план по приведению инженерных коммуникаций в должное состояние, гарантирующее возможность пользоваться питьевой водой без дополнительных обработок.
13. Халатное отношение к зеленым насаждениям
Участили жалобы горожан на халатное отношение садово-парковых предприятий к вверенным им зеленым насаждениям. Неакурратная работа триммерами повреждает стволы деревьев и кустов, что приводит к гибели молодых растений. Тяжёлая техника при проезде по газонам наносит ущерб зеленому покрову, попутно загрязняя территории грунтом.
Что делать: Передача функции контроля за зелеными насаждениями другому ведомству.
14. Складирование снега на газонах
По нормативам можно складировать снег на газоны, формируя снежные валы объёмом не более 1 м³. Зачастую коммунальщики вместо своевременного вывоза снега просто "размазывают" его по газонам. Грязный снег, содержащий соль, песок и различные загрязняющие вещества, представляет собой отходы 3-го и 4-го класса опасности и требует специальной утилизации.
Что делать: Передача функции контроля за зимней уборкой другому ведомству.
15. Запрос на создание ООПТ в Шуваловском парке.
В черте города у жителей есть потребность наслаждаться природой в естественной среде обитания животного и растительного мира. Особо охраняемая прирородная территория обязывает обеспечивать содержание таких территорий в особом охранном статусе.
Что делать: Подобным территориям необходимо придать охранный статус.
16. Заведомо коррупционная схема работ, связанных с уборкой города.
Одна и та же организация отвечает за содержание газонов, уборку тротуаров и улиц, а также очистку ливневых стоков. Их работа оплачивается по объемам работ. Соответственно, вместо обустройства газонов правильной конструкции во избежание сползания грунта на дороги производится регулярная подсыпка нового грунта на газоны. После дождя этот грунт оказывается на дорогах и тротуарах, забивает канализационные стоки, что обеспечивает новые объемы работ.
Что делать: Создание газонов правильной конструкции, предотвращающей вынос грунта за их пределы, и контроль за содержанием газонов.
17. Шум от ЗСД на Канонерском острове
Строительство Западного скоростного диаметра в непосредственной близости к жилым домам Канонерского острова привело к резкому повышению уровня шума во дворах и квартирах жителей. Постоянные ремонтные работы на ЗСД, уборка и скоростная езда машин по трассе создают значительную шумовую нагрузку. Проблема актуальна для всех домов, рядом с которыми проходят автомагистрали.
Что делать: Возведение шумовых экранов, замена окон в жилых зданиях на шумоизоляционные, а также снижение предельно допустимой скорости движения по дорогам в зонах близости жилых зданий.
18. Доступ к водным объектам.
Проблема актуальна, прежде всего, для Курортного и Петродворцового районов, где происходит захват прибрежных территорий под особняки и пансионаты. Свободный доступ к воде невозможен. Согласно ВК РФ, статья 6, «Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их».
Что делать: Освобождать огражденные территории и прилекать к ответственности нарушителей законодательства.
19. Полигон «Красный Бор»
Частые сообщения о протечке, разрушении или переполнении котлованов с опасными отходами на полигоне «Красный Бор» держат в панике жителей Петербурга и Токсовского района Ленинградской области.
Что делать: Максимально прозрачная деятельность полигона с допуском к информации СМИ, депутатов и общественности.
20. Чрезмерное использование реагентов
При зимней уборке часто нарушаются допустимые нормы использования соли и реагентов. Их чрезмерное использование отражается на общей экологической обстановке в городе. Использование солевого раствора или реагентов без особой нужды недопустимо.
Что делать: Передача функции контроля за зимней уборкой другому ведомству.
21. Бывшая территория института прикладной химии на проспекте Добролюбова.
Беспокойство у горожан вызвают сообщения об опасных отходах на огороженной площадке проспекта Добролюбова, которые не были утилизированы должным образом. На этой территории в дальнейшем планируется строительство судейского квартала, несмотря на массовый запрос со стороны жителей о создании в этом месте центрального городского парка.
Что делать: независимая экспертиза, привлечение СМИ, депутатов и общественности. При обнаружении зараженного грунта его немедленная утилизация и рекультивация территории.
Призываем неравнодушных горожан, которых беспокоит экологическое состояние Санкт-Петербурга, объединяться и создавать рабочие группы по каждой из озвученных проблем, привлекать единомышленников, проводить акции, изучать опыт других городов и стран, а также предпринимать любые другие действия в рамках правового поля для решения проблем. Для примера можно отталкиваться от созданных групп по
решению проблем незаконной рекламы или
кампании по пресечению незаконной торговли.
В прошедшем мероприятии приняли участие депутат Государственной Думы, член Комитета ГД по экологии и охране окружающей среды Сергей Боярский, заместитель председателя комитета по природопользованию Иван Серебрицкий, заместитель председателя Комитета по благоустройству Петербурга Кирилл Пащенко, координатор движения «Красивый Петербург» Красимир Врански, координатор движения «Мусора. Больше. Нет» Петр Левин и руководитель движения «Раздельный сбор» Татьяна Нагорская.
КрасивыйПетербург.рфvk.com/peterburg_krasiv twitter.com/peterburgkrasivfacebook.com/SpbKrasiv