Электростанцию Петербурга-Варшавского, наконец, поставили под госохрану

Dec 07, 2013 19:03



Максим КАЗИНЦЕВ

Смольному придется корректировать трассу будущего участка Измайловского проспекта. Здание электростанции, которое власти города хотели снести ради новой магистрали, признали памятником. Эксперты же говорят, что проблемы никакой нет: нужно просто вернуться к наработкам 1980-х годов, когда Измайловский должен был обойти Варшавский вокзал не с одной, а с двух сторон.

Пробить Измайловский проспект на юг планировалось еще в середине прошлого века. В 1960-х годах был проложен Новоизмайловский проспект - точно по линии Измайловского, но на 3,5-километровом удалении. Однако построить новую дорогу через промзону Варшавского вокзала до сего дня не удалось.

В 1980-х годах в журнале «Ленинградская панорама» был опубликован проект создания крупной транспортной развязки вокруг Варшавского вокзала. Он подразумевал несколько мероприятий. Варшавский мост предполагалось расширить в три раза, по северной набережной Обводного канала прокопать тоннель под Измайловским проспектом, а вокруг вокзала создать круговое движение. Идея развязки совпадала с принципом организации движения на Московской площади, где Ленинский проспект раздваивается на односторонние проезды улицы Типанова, обходит с двух сторон Дом Советов и вновь воссоединяется за улицей Ленсовета.


Однако этот проект канул в Лету, и новые градостроители предложили неудобный вариант: широченный шестиполосный проспект обходит Варшавский вокзал только с одной, западной, стороны. Но главное - ради такой трассы чиновники сняли с охраны два памятника промышленной архитектуры. Это «Механический цех» и «Малярная мастерская». Историко-культурную экспертизу «на снос» проводила фирма «АРС» (та самая, которая своим вердиктом предрешила судьбу дома Рогова на Загородном).

В середине прошлого года стало известно, что право застройки путевого развития бывшего Варшавского вокзала получило ЛенспецСМУ. Здесь запланирован жилой микрорайон «Галактика». Согласно проекту планировки территории, а также концепции застройки микрорайона, разработанной мастерской «Студия-44» Никиты Явейна, Измайловский проспект проляжет на месте этих двух памятников. Казалось, еще немного, и Петербург лишится ценных объектов.

«Механический цех» - это то здание, что завершает площадь-автостоянку, организованную по правую руку от Варшавского вокзала. Его нынешним владельцем является фирма «Полимерные технологии», и именно эта компания заказала историко-культурную экспертизу, чтобы вернуть цех под охрану. Исследование провела ведущий специалист по промышленной архитектуре Петербурга Маргарита Штиглиц.

По ее словам, в ходе изучения документов выяснилось множество ранее неизвестных сведений. Самое главное - это был не механический цех, а одна из первых в Петербурге электростанций, обеспечивавшая энергией комплекс Варшавского вокзала. Она была построена в 1898 - 1899 годах по проекту гражданского инженера Лядова. На взгляд Штиглиц, здание электростанции достойно статуса объекта культурного наследия.

Видимо, КГИОП посчитал эти доводы вескими и выпустил распоряжение о признании «Здания электростанции Санкт-Петербургской станции Санкт-Петербургско-Варшавской железной дороги» памятником регионального значения. Теперь снести ее ради весьма спорного варианта пробивки Измайловского проспекта нельзя.

Специалисты предлагают вернуться к прежнему проекту и вместо шестиполосной магистрали построить четыре полосы, но в одном направлении. Дело в том, что электростанция стоит не вплотную к Варшавскому вокзалу, а на расстоянии 25 метров. Если произвести несложные подсчеты (ширина полосы движения - 4 метра), то места останется еще под 4,5-метровые тротуары с обеих сторон. В направлении центра города автомобилисты смогли бы тогда ехать с восточной стороны вокзала - по Варшавскому проезду.

Источник: http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10304095@SV_Articles

памятники культуры, Эра, культурное наследие, незаконные стройки, градозащита

Previous post Next post
Up