Громкие скандалы вокруг «трубного» дела, которые привели к аресту и уголовным делам против бывших руководителей смольнинского комитета по ЖКХ - лишь вершина айсберга, пропитанного коррупцией с головы до пят и доставшегося в наследство от Валентины Матвиенко Георгию Полтавченко.
Чистка «авгиевых конюшен», скорее всего, на этом не закончится. И хочется надеяться, что на очереди Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГИОП).
Градозащитники не первый год бьют в набат - (КГИОП) давным-давно обзавелся беспроигрышной схемой разрушения исторического центра города и выкачивания денег из предпринимателей. Придумал ее бессменный заместитель председателя КГИОП Алексей Комлев. Алексей Комлев в градозащитной среде - уже нарицательное имя. Его отставки требовали не раз, но он смог пересидеть всех губернаторов и председателей комитетов. С помощью своей супруги Надежды, возглавляющей архитектурно-проектную студию "РИМ", он организовал семейный бизнес прямо под носом у руководства города и зарабатывает десятки миллионов рублей.
Студия элитных услуг
Схема, выстроенная семьей чиновника, проста и эффективна. В КГИОП проходит обязательное согласование и предпроектных проработок и эскизных проектов реконструируемых зданий в историческом центре, а также согласование и утверждение отклонений от основных параметров. Также в комитете утверждается культурно-историческая экспертиза. Курирует это направление единолично Алексей Комлев. Чтобы получить согласование проекта «по закону», предпринимателям надо обратиться в архитектурно-проектную студию "РИМ" Надежды Комлевой. Конечно, официальных указаний нет и быть не может. Но это единственный способ согласовать проект в КГИОП. При этом ценник на услуги Надежды Комлевой куда выше, чем в других студиях.
За примерами далеко ходить не надо. В архитектурной среде ходит такая история. Известные братья Зингаревичи получили от правительства города целевым назначением для строительства отеля здание по адресу Марсово поле, дом 1. В КГИОП им посоветовали в качестве проектировщика…. Надежду Комлеву. Счет, который она выставила, удивил даже матерых бизнесменов. 56 млн рублей. Естественно, задача любого девелопера - сэкономить. Тогда они обратились в архитектурную студию Михайлова, в которой ценник оказался в десятки раз ниже - 2 млн рублей. Путем нехитрых математических подсчетов получается, что семья Комлевых могла заработать 54 млн рублей. Конечно, сразу после этого с Григорием Михайловым побеседовали в КГИОП и пообещали большие проблемы за «демпинг».
Слепо-глухонемой Смольный
В 2011 году градозащитники подготовили доклад, в котором расписали работу Алексея и Надежды Комлевых по разрушению города и выкачиванию денег из бизнеса. В докладе «Разрушители Петербурга. Технология преступлений» подробно изложено, к чему в городе приложили руку Комлевы.
«В 2003 году дочь заместителя председателя КГИОП Наталья Тимофеева выступила в качестве соучредителя ООО «Научно-реставрационная фирма «РесКон». Двумя другими учредителями компании «РесКон» стали тесно связанный с управляющим делами президента РФ Владимиром Кожиным собственник специализирующейся на реставрационных подрядах группы компаний «Интарсия» Виктор Смирнов и владелец реставрационного предприятия «Карэ» Александр Коротецкий. Наличие совместного бизнеса с родственниками Алексея Комлева служит для Виктора Смирнова и Александра Коротецкого дополнительной гарантией оформления контрактов, которые «Интарсия» и «Карэ» при поддержке КГИОП регулярно получают от городской администрации.
В частности, «Интарсия» за счет бюджета КГИОП провела крайне затратную реконструкцию Каменноостровского театра (набережная реки Крестовки, 10А - расходы более 1 миллиарда рублей) и Дома музыки (набережная реки Мойки, 122 - стоимость проекта, по словам председателя КГИОП Веры Дементьевой, превысила 800 миллионов рублей). Кроме того, группа компаний Владимира Смирнова принимала участие в реставрации Смольного собора, колесницы Славы на арке Генерального штаба, Александровской колонны на Дворцовой площади, Российской Академии Художеств, фасадов Духовной академии Санкт-Петербурга, скульптурных групп «Укротители коней» на Аничковом мосту, Георгиевского зала Михайловского замка, зданий Сената и Городской Думы. ООО «Карэ» получило подряды на реставрацию дома Яковлева на Волховском переулке, плафона в Михайловском театре, собора Владимирской иконы Божьей матери и других выгодных объектов, выиграв в 2008 году отраслевой конкурс КГИОП в рамках программы «Сделано в Санкт-Петербурге».
В 2001 году 20-летняя дочь Алексея Комлева Наталья Тимофеева и его сестра Елена Коробкова зарегистрировали первое ООО «Студия «РИМ» (ИНН 7814117025), специализировавшееся на строительстве и реставрации. Владельцем 51% уставного капитала являлась Коробкова, собственником 49% и генеральным директором - Тимофеева. Впоследствии по инициативе Алексея Комлева его сестра заняла в КГИОП должность начальника сектора информации об объектах культурного наследия и режимах зон охраны отдела государственного учета объектов культурного наследия управления государственного учета объектов культурного наследия и правового обеспечения (глава управления - Алексей Разумов). Таким образом, чиновнику КГИОП Елене Коробковой был поручен государственный контроль за своим собственным бизнесом.
В 2007 году второе ООО «Студия «РИМ» (ИНН 7842363544) создала Надежда Комлева, ставшая единственным владельцем предприятия. Архитектурно-проектная студия «РИМ» в настоящий момент является основным каналом для получения семьей Алексея Комлева денежных средств в особо крупных размерах, выплачиваемых строительными корпорациями за согласования КГИОП. С этой целью заказчики строящихся в охранных зонах зданий привлекают к проектным работам фирму супруги первого заместителя председателя КГИОП. Зачастую в действительности проект готовят другие организации, представители ООО «Студия «РИМ» лишь ставят подписи на уже готовых документах. Стоимость участия компании Надежды Комлевом в большом проекте начинается от 100 тысяч евро, в особых случаях может превышать 1,4 миллионов евро. В сумму включено согласование проекта в КГИОП, включая превышение высотности, нарушение исторической среды и изменение архитектурного облика.
У студии «РИМ» нет собственного интернет-сайта, благодаря чему список адресов, оформленных через данную коммерческую структуру, установить практически невозможно. Столь же характерно, что номера телефонов и факсов компании отсутствуют в открытых источниках. Это указывает на то, что предприятие Надежды Комлевой не имеет самостоятельной клиентуры - помимо корпораций и отдельных лиц, согласующих через Алексея Комлева запрещенное строительство.
Другим способом получения согласования проекта в КГИОП, предлагаемым инвесторам Комлевым, является заказ историко-культурной экспертизы в ООО «Девелопмент в России» (ООО «ДевРос»). Генеральный директор ООО «ДевРос» Сергей Треполенков хорошо лично знаком с Комлевым, неформальные встречи с ним первый заместитель председателя КГИОП проводит практически ежедневно. На основе экспертиз ООО «ДевРос» КГИОП санкционирует сносы в охранных зонах, фиктивно признавая их «локальными изменениями» в рамках новой застройки».
Этот доклад был передан ставленнику Георгия Полтавченко нынешнему главе КГИОП Алексею Макарову, однако никаких разбирательств за этим не последовало. Более того, «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» (ВООПИК) был опубликован текст под заголовком «Осторожно! Возможна заказная провокация». Там одни градозащитники обвиняют в других в «заказухе» на Комлева! А что же надзорные органы? Градозащитники уже обращались в прокуратуру и получили ответ, в котором подтверждается факт «конфликта интересов, говорили в группе «ЭРА». Но дальше этого дело не сдвинулось. Алексей Комлев сидит, да не там, где должен.
Антикоррупционное прикрытие
Год назад Георгий Полтавченко напрямую установил контроль над КГИОП, выведя его из подчинения строительного вице-губернатора, пост которого тогда занимал Роман Филимонов. Однако Комлев как был священной коровой, так ею и остался. Что должно случиться, чтобы откровенно коррупционная схема стала наконец-таки предметом разбирательства следственных органов? Чтобы губернатор обратил внимание на коррупцию у себя под носом?
Георгий Полтавченко - это не Валентина Матвиенко, которая славилась пристрастием к «лубочным» сооружениям. Новый губернатор позиционирует себя как защитник исторического центра. В прошлом он даже запросил из федерального бюджета на реставрацию 300 млрд рублей. Эти средства рассчитаны на 10 лет. Интересно, а сколько из них осядет в карманах чиновников КГИОП и семьи Комлева? Если, конечно, Георгий Полтавченко не прекратит это волевым политическим решением, как и в случае с «трубным делом».
Борис Петров
Источник:
http://apn-spb.ru/opinions/article12540.htm