Еще не поздно

Oct 12, 2010 19:47


            За последние двадцать лет ряд проблем стал для нашего государства практически нормой. Это социальное неравенство и тотальная коррупция. Системная деградация промышленного производства и ВПК. Упадок науки и образования. Сползание в демографическую яму. Наркомания и алкоголизм. Развал армии. Отсутствие перспектив для молодежи. Критическое состояние агропромышленного комплекса, создающее угрозу продовольственной безопасности страны. А также преступность, нелегальная миграция, Северный Кавказ и многое другое.

Конечно, за те же двадцать лет выяснилось, что запас прочности нашего государства превышает все мыслимые нормы. В девяностые годы врачи, не имея лекарств, не получая зарплату иногда годами - продолжали лечить людей. Армия, предаваемая сверху, не имея четких целей и задач, не обеспеченная самым необходимым, дралась в Чечне и демонстрировала высочайшую доблесть и героизм. Инженеры и конструкторы многих оборонных предприятий смогли пронести сквозь приватизацию и сохранить производственную и научную базу, кадры и уникальный опыт. Советская техносфера - заводы, коммуникации, ГЭС и т.д. - показала способность работать далеко за пределами сроков эксплуатации и при минимальных вложениях. Однако, разумеется, вечно выезжать на запасе прочности невозможно.

Дальше будет хуже. Любая болезнь, при отсутствии лечения, имеет обыкновение прогрессировать. Однако «хуже» здесь - понятие относительное. Больной может пройти через кризис и излечиться, и в этом случае кризис - неизбежен и даже в некотором роде позитивен. Однако совершенно ясно, что для излечения кризис должен быть достаточно глубоким.

Кстати, к 1914 году ситуация в Российской Империи довольно-таки сильно напоминала нынешнюю. Беспощадная эксплуатация меньшинством большинства. Тотальная безграмотность. Экономическое, технологическое и научное отставание от развитых стран. Половина нефтедобычи была в руках иностранных финансовых синдикатов, как и 90% добычи платины, 70% добычи угля и т.д. Механические, сталелитейные, трубопрокатные заводы - из восемнадцати промышленных акционерных обществ двенадцать полностью принадлежали иностранному капиталу, в остальных шести доля иностранных денег так или иначе присутствовала. Иными словами, все как сейчас, если что-то и работает, то никак не на благо страны и ее граждан.

Последовавший кризис был такого же тотального масштаба, как и существовавшие тогда проблемы. Российская Империя без всякой необходимости встряла в мировую войну - и проиграла. Рухнула монархия. Началась гражданская война, свирепствовавшая пять лет и стоившая стране десяти миллионов жизней. Мы потеряли огромное количество территорий - от Польши и Финляндии до Дальнего востока (тот, правда, потом вернули). Однако пройдя через кризис, страна смогла создать мощнейшую промышленную и научную базу, вернуть внешнеполитическое влияние и получить статус сверхдержавы.

При этом, разумеется, кризис сам по себе не является залогом выздоровления. Запросто можно и помереть. Году эдак в 1920 решительным образом никому было не ясно, чем все это закончится. Вполне могло выйти и так, что Россия уменьшилась бы до размеров Московского царства образца 15-16 вв., и перешла бы в статус сырьевой колонии Запада, в котором и прибывала бы по сей день. Однако после определенного момента никакое «лечение» посредством мирных реформ становится невозможным, и кризис начинает приближаться неотвратимо и фатально. Для Российской Империи такой «точкой невозврата» стало вступление в Первую Мировую войну.

Для Российской Федерации такой момент еще не наступил, но она движется к нему стремительно (по историческим меркам). Нежелание и неспособность действующей власти к принципиальным переменам очевидна. Действующий де-факто имущественный ценз на вхождение даже в нижние этажи власти не дает никаким здоровым и созидательным силам начать процесс оздоровления.

Отсюда, кстати, происходит и некая двойственность в отношении общества к центробежным силам. Взорвавший рунет ролик с последним приветом «приморских партизан» очень показателен. Несмотря на огромное количество вполне радикальных оценок, от «таких вешать надо» до «слава героям!», налицо определенная неуверенность в оценках. То есть - с одной стороны понятно, что - довели, что так жить нельзя, а с другой - что милиционеров убивать плохо. Это происходит как раз от сознавания обществом того факта, что «точка невозврата» еще не пройдена. Что все еще можно решить мирно.

То же самое и с теми же «сибирскими сепаратистами». Простое и ясное желание части граждан не допустить развала страны сталкивается с объективной реальностью. Пенсионер в Красноярске получает в два раза меньше такого же пенсионера в Москве - при том что кушать при температуре воздуха в минус 40 ему надо в полтора раза больше, а одеваться в одежду из натурального меха, по-хорошему. И тут становится не важным, используют определенные силы настроения сибиряков или нет. Важно то, что они могут их использовать. Соответственно, как говорит сетевой автор Беркем аль Атоми - «сохранить Сибирь русские могут, только взяв Москву».

Практически единственным бескровным выходом из сложившейся ситуации видится выдвижение здоровыми силами гражданского общества своего кандидата на предстоящих президентских выборах и последующая победа. Как ни странно, выдвижение тут вопрос гораздо более сложный, нежели победа. «ЕР» уже сильно сдала позиции - на прошедших только что региональных выборах она набрала примерно столько же, сколько и основные оппозиционные партии, вместе взятые. И дальше рейтинг «ЕР» будет только падать.

Даже вопрос «кого выдвигать» является в некотором роде вторичным. Подходящие фигуры есть. И с предвыборной программой нет проблем. Достаточно сказать - «пересмотр итогов приватизации, национализация недр, налог на сверхприбыль, направление высвободившихся средств на восстановление промышленности, образования, науки и в социальную сферу, включая решение жилищного вопроса в течении 5 лет» - и победа гарантирована. Главный вопрос - как и кто будет этим заниматься? Ни одна из существующих серьезных политических партий явно на это не способна. Жириновский будет продолжать клоунаду, Зюганов невнятно бубнить про пионеров а Миронов повторять то же самое, что говорит Путин, переставляя слова.

Никакой «самовыдвиженец» тут тоже не поможет. За кандидатом должна стоять сила. Иначе снимут с предвыборной гонки или вообще не зарегистрируют, не дадут телеэфира и т.д. Крупный капитал в это не полезет - несмотря на то, что, вопреки сложившемуся мнению, сам не очень доволен существующим положением. Крупному капиталу есть что терять, а тут в случае поражения, можно потерять все. Фактически, остаются два варианта, весьма, к сожалению, маловероятных. Первый - кто-то из лидеров существующих «полуоппозиционных» партий решиться, и, войдя в открытую конфронтацию с Кремлем, выдвинет «программу спасения». Либо за оставшееся время возникнет сильная политическая партия (или разовьется одна из существующих «малых партий»), способная к решительным действиям.

В противном случае именно президентские выборы - и победа на них Путина - могут стать именно той «точкой невозврата», после которой мирное решение накопившихся проблем станет невозможным. И дальнейшее развитие событий станет непрогнозируемым - от излечения через кризис до смерти пациента.

Будьте здоровы.

Власть, Политика

Previous post Next post
Up