Молоком на полях

Aug 27, 2010 03:00


            Есть такая штука - информационный месседж. Это когда некое событие, освещаемое СМИ, имеет четкую, однозначную трактовку, позволяющее делать прогнозы и выводы. Например - передали, что при проведении операции по уничтожению заложников все террористы уничтожены. Тут, кроме чисто событийного ряда, типичный месседж - будете захватывать людей - убьем. При регулярном повторении компонент месседжа в новости усиливается - три, четыре раза подряд террористов взяли штурмом и убили - ясно, так будет и впредь. Это пример, так сказать, сознательно вложенного в новость месседжа. Однако, зачастую новость несет в себе четкий месседж, хотя это вовсе и не планировалось. Например - СМИ сообщают, что сбившая насмерть человека дочь высокопоставленного чиновника оставлена судом на свободе. Заинтересованные сразу видят подтекст, обычные люди - что правды можно не ждать, необычные - что можно практически все.

В визите Путина в Петропавловск-Камчатский, и, особенно, в его набеге на общежитие наличествует однозначный месседж. Пропустившим новость напоминаю - сегодня премьер посетил существующих в сложных жилищных условиях граждан. В лучших традициях «a la Пикалево» были даны указания губернатору проблему решить, людей из общежития в благоустроенные дома - переселить. Кроме того, Путин заявил, что отсутствие денег не может быть оправданием проживания людей в общежитиях, т.к. денег на решение жилищного вопроса достаточно. И добавил, что не винит в создавшейся ситуации лично губернатора, а дело все в неких людях, упорно втыкающих палки в колеса.

Помнится, Владимир Ильич писал из кутузки письма молоком на полях, а товарищи по партии потом их нагревали на свечке и читали проступающую секретную часть послания. Попробуем нагреть демарш Путина, и посмотрим, что получится. Итак, месседж номер один. Злиться на власть, особенно федеральную, не надо. И на региональную лучше тоже не стоит. Почему? А они не причем. Во всем виноваты какие-то люди. Посредством данной новости это мысль прямо и немудрено закладывается в сознание смотрящего ТВ гражданина. Подтекст номер два - царь Путин хороший, просто он не в курсе. Как только он узнает о проблеме - Пикалево это или общежитие - проблема незамедлительно решается. Поэтому Путина надо любить. Месседж номер три. Не надо ждать решения ваших проблем. Почему? А потому, что пока Путин не придет к вам в гости, проблему никто не решит - «люди» будут мешать. А придет он не скоро - если даже он будет работать круглосуточно, и ничем другим заниматься не станет, кроме как ходить в гости, проводя у каждого из вас хотя бы по пять минут (а вас 150 000 000), ему, чтобы всех обойти, потребуется 1426 лет.

Собственно, вот и все. Единственное, что можно добавить - нужно уметь разделять новости искусственные, вроде набегов политиков на супермаркеты и общежития, и, скажем так, настоящие - вроде аварии на Саяно-Шушенской. Потому как подтексты в них принципиально разные. Месседж, который несет новость искусственная - тоже сфабрикованный, причем грамотно, людьми серьезными и толковыми. И ничего большего в такой новости искать не стоит. Наш пример с визитом в общежитие при желании можно трактовать и так - раз власть не способна организовать такую структуру, которая работала бы эффективно без личных визитов премьера в трущобы - значит, власть эта очень глупая, ни на что не годная и вообще не знает, что делает. Но подобная трактовка будет ошибкой - власть как раз отлично знает, что делает - она просто рекламируется. А вот новость настоящая как раз несет и самый настоящий подтекст. В случае той же Саяно-Шушенской один из таких подтекстов - отсутствие виновных - и наказанных. Десятки погибших наших сограждан просто списаны. Ответственности не понес никто. А если и ответил, то издевательски несоразмерно содеянному. Соответственно - делаем вывод, что власть неспособна защищать интересы избравшего ее народа. И как бы этот месседж не скрывали ньюсмейкеры, он совершенно очевиден.

В общем, используя эту нехитрою методологию, можно иногда с большим интересом - и пользой - посмотреть выпуск новостей, и узнать из него то, чего вам вроде сообщать никто и не собирался.

СМИ, Политика

Previous post Next post
Up