Оригинал взят у
sarmetro в
Трагедия американского трамвая История трамвая в США очень драматична и показательна, каждый, узнав её, сделает собственные выводы. Попробую собрать все факты и слухи воедино.
Старейшая из ныне действующих в США трамвайных систем была открыла в Новом Орлеане (New Orleans street car) в 1835 году.
Трамвай в Новом Орлеане, 1907 год
Трамвай в Новом Орлеане, 1921 год
А наиболее старая система в стране вообще (конная) была построена ещё в 1828 году в Балтиморе.
За 19-й век были открыты множество трамвайных систем в городах Североамериканских Соединённых Штатов. Наиболее крупные из них: Филадельфия (1859), Сан-Франциско (1878), Бостон и Питтсбург (1897).
Трамвай в Филадельфии, начало 20-го века
В США (как и в Российской Империи) все трамвайные компании были частными или являлись подразделениями железнодорожных компаний. Вот, например, акция филадельфийской трамвайной компании (выпуск 1923 года):
Трамвай в Америке становился всё более и более востребованным видом транспорта. Однако в 1907 году произошло событие, которое особым образом повлияло на стиль жизни всех американцев, и стало первым шагом к упадку американского трамвая и больших городов в целом: была создана корпорация «General Motors».
Трамвай в Кливленде
К 1921 году 90% всех поездок в США совершались на рельсовом транспорте, а 10% уже имели свой автомобиль. Отрасль была процветающей: в США было около 1200 отдельных электрических городских и пригородных трамвайных систем. По словам Бенфорда Снелла из статьи
«Заговор против трамвая», в отрасли работали 300 тысяч человек, а общая длина всех путей составляла 44 тысячи миль. В год трамвай перевозил 15 миллиардов пассажиров, а доход перевозчиков составлял 1 миллион долларов в ценах 1920 года. «Практически в каждом городе США с населением более 2500 человек была своя собственная система электрических дорог».
Именно в этом году история электрического трамвая и история компании «General Motors» стала общей: в компанию пришёл и получил пост вице-президента Альфред Слоун. Он родился в городке Нью-Хевен в Коннектикуте в 1875 году, окончил знаменитый Массачусетский технологический институт (MIT). Свой высокий пост получил после того, как в 1921 году GM понесла существенные убытки: 65 миллионов долларов. Альфред Слоун выдвинул «гениальную» теорию о том, что все, кто желал приобрести личный автомобиль, уже сделал это, и по этой причине развитие рынка стало невозможным.
Альфред Слоун. Фото 1937 года
Стратегия Слоуна, которую оценило высшее руководство, была до гениальности простой: нужно уничтожить главную помеху для развития авторынка - электрический трамвай. Именно эта стратегия и сделала его сначала вице-президентом, а потом и президентом корпорации. Согласно собственным документам GM, в 1922 году было создано подразделение, одной из целей которого стала замена трамваев на автомобили, автобусы и грузовики.
Сделано всё было тоже довольно просто и эффективно: городские трамваи управлялись компаниями, в ведении которых находились и железнодорожные перевозки. Первыми «жертвами» стали компании «Southern Pacific» - владелец «Лос-анджелесской Тихоокеанской электрической линии» - самого большой в мире междугородней сети общей протяженностью в 1500 миль; «New York Central» - владелец «Железных дорог штата Нью-Йорк» - 600 миль городских и междугородних линий в северной части Нью-Йорка; и «New Heaven» - владелец 1500 миль контактной сети в Нью-Йорке, Коннектикуте, на Род-Айленде и в Массачусетсе; а также другие компании. Всем им поставили ультиматум: либо заказы на доходные перевозки по железной дороге автомобилей будут отданы конкурентам, либо эти компании заменят свои трамваи на автобусы. Поскольку без таких заказов перевозчики не смогли бы конкурировать с другими компаниями, они соглашались.
Так же поступали и с банками, которые финансировали трамвайные компании. «Согласно документам американского Министерства юстиции, официальные лица GM посещали банки, в которых брали кредиты трамвайные компании, в городах Филадельфия, Даллас, Канзас и других, и, предлагая банкам увеличить свои вклады на миллионы долларов, убеждали заменить трамваи автомобилями.»
Когда эти меры не помогали, GM просто создавали холдинги, которые скупали трамвайные компании и закрывали их: так произошло в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Чикаго, Филадельфии, Балтиморе, Вашингтоне, Сент-Луисе, Солт-Лейк-Сити, Сакраменто, Сан-Диего и Окленде.
Трамваи под утилизацию на острове Терминал, калифорния, 1956 год
Посредством служащих компаний «Greyhound» и «National City «General Motors» смогла купить и демонтировать стоившую 50 миллионов долларов линию «North Shore» - самую быструю трамвайную линию в мире, связывавшую прибрежные города Висконсина и северные пригороды Чикаго с деловым центром. Действуя руками шайки отъявленных бандитов, «General Motors» смогла купить и сдать на слом трамваи, обслуживавшие линию «Миннеаполис - Сент-пол».
Расписание North Shore Line, 1940-е годы
«General Motors» признала в документах для суда, что к середине 50-х годов ее агенты захватили более 1000 трамвайных сетей и перевели на автобусную тягу 90 процентов из них - более 900 сетей.
Помните фильм «Кто подставил кролика Роджера»? Пересмотрите на досуге, многое становится понятнее.
Кадр из фильма «Кто подставил кролика Роджера», Touchstone Pictures, 1988
Удачные действия Альфреда Слоуна сделали его героем, он даже появился на обложке журнала «Time» в 1926 году:
Основатель «Ассоциации работников электрического транспорта» Э. Дж. Квинби также все прекрасно знал. «General Motors», - писал он в подробном 25-страничном письме министру юстиции США, - объединилась с компаниями «Standard Oil of California» («Shevron»), «Philips Petroleum» и «Firestone», чтобы создать «Национальные линии» как часть «организованной кампании с целью лишить американское общество его превосходной системы электротранспорта...» - продолжает рассказ Бредфорд Снелл.
За заговор с целью покупки только автобусов компании «General Motors», компания была оштрафована на $5000, а каждый руководитель - на $1.
В статье «От хомута до автомобиля» в «Независимой Газете» от 2006 года говорится следующее: «С 1945 по 1954 год 9 млн людей переехали жить в пригороды. Всего с 1950 по 1976 год число американцев, живущих в больших городах, выросло на 10 млн, а в пригородах - на 85 млн. К 1976 году в пригородах жило больше американцев, чем в больших городах или в сельской местности».
На 2005 год средний американец проезжает в день на автомобиле почти вдвое большее расстояние, чем в 1982 году.
Безраздельная власть автомобильных, нефтяных и шинных гигантов продолжалась почти до конца 20-го века. В середине 20-го века были открыты только две линии Кливлендского метрополитена, трамвайная линия в Бостоне (1929) и скоростной трамвай Нью-Арка (1935). Следующая - скоростной трамвай Сан-Франциско (Muni Metro) был открыт только в 1980 году.
Скоростной трамвай Muni Metro Сан-Франциско
В последние десятилетия в городах стали появляться не только метро, лёгкое метро и ЛРТ, но и трамвай в самом привычном нам значении. Например, в столице США Вашингтоне трамвай работал с 1862 до 1962-го года, когда был заменён автобусом. В 2014 году трамвай (DC Streetcar) в столице снова откроется. Интересно, что строят и поставляют вагоны для системы чехи - по линиям будут курсировать вагоны Skoda - насколько трамвайное производство в США отстало из-за забвения в 20-м веке.
Одним из людей, который смог переломить общественное мнение и позицию государства в области общественного транспорта, является профессор пенсильванского университета Вукан Вучик, о котором я неоднократно рассказывал в своих публикациях. Я постараюсь в скором времени встретиться с ним чтобы обсудить проблемы саратовского общественного транспорта и узнать его мнение о реконструкции улицы Кутякова, планах по сносу трамвая в Мирном переулке и саботажу строительства скоростного трамвая в Саратове со стороны городской администрации Саратова.
С 2000 года в США открыто несколько транспортных систем (восстановленных и новых): и исторических, и самых современных. К ним относятся скоростной трамвай в штате Нью-Джерси (2000), Портлендский трамвай (2001), исторический трамвай Тампы (2002) и Сан-Педро (2003), скоростной трамвай в Такоме (2003), линия «Гайавата» в Миннеаполисе, линия «Речная» в Нью-Джерси, Хьюстонский скоростной трамвай (2004), скоростной трамвай Сиэтла и города Шарлот (2007), трамвайная система Спринтер в Калифорнии и скоростной трамвай Финикса (2008), центральная линия в Сиэтле (2009) и скоростной трамвай Норфолка (2011).
Пробный пуск трамвая в Вашингтоне
Скоростной трамвай в Миннеаполисе
Скоростной трамвай Сиэттла
Шарлоттский скоростной трамвай
P.S. Не хочу сказать, что власти российских городов в начале 21-го века сплошь являются подкупленными автогигантами современной России, однако сходство тотального и противоречащего здравому смыслу уничтожения общественного транспорта в городах России наводит на такие параллели.
Американцы ничего не смогли с этим сделать. У нас ещё есть шанс.
Мы продолжаем собирать подписи за сохранение трамвайного движения на улице Кутякова в Саратове. И вообще стараемся остановить наши власти от роковой ошибки, уже совершённой правительством США.