Полька в Париже и Петербурге

Mar 11, 2011 00:45

Книга с таким названием вышла у нас в 1845 г.:
в библиографических списках она значится как
Громилов С. Полька в Париже и Петербурге. - СПб., 1845.


Собственно, немного о книге:
"ВОДЕВИЛЬ ГРИГОРЬЕВА 1-ГО «ПОЛЬКА В ПЕТЕРБУРГЕ»

В АЛЕКСАНДРИЙСКОМ ТЕАТРЕ В 1844 ГОДУ БЫЛ ПОСТАВЛЕН ВОДЕВИЛЬ ГРИГОРЬЕВА 1-ГО «ПОЛЬКА В ПЕТЕРБУРГЕ». ВОДЕВИЛЬ ВЫДЕРЖАЛ 31 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРИ ПОСТОЯННО ПОЛНОМ ТЕАТРЕ. «АРТИСТЫ <...> ПОЛЬКИРОВАЛИ КАЖДЫЙ ВЕЧЕР ПРИ ГРОМЕ АПЛОДИСМЕНТОВ».

В 1845 ГОДУ Д. В. ГРИГОРОВИЧ (ПОД ПСЕВДОНИМОМ «СТЕПАН ГРО-МИЛОВ») ВЫПУСТИЛ КНИГУ «ПОЛЬКА В ПАРИЖЕ И В ПЕТЕРБУРГЕ», С ИЗЛОЖЕНИЕМ ИСТОРИИ ЭТОГО ТАНЦА И СРЕДСТВ «ВЫУЧИТЬСЯ ТАНЦЕВАТЬ ПОЛЬКУ БЕЗ ПОМОЩИ УЧИТЕЛЯ».30 ПО СВИДЕТЕЛЬСТВУ ГРИГОРОВИЧА, КНИЖКА БЫЛА НАПИСАНА ИМ ПО ЗАКАЗУ Н. А. НЕКРАСОВА. ПРИВЕДЕМ ИЗ НЕЕ НЕСКОЛЬКО ФРАГМЕНТОВ. «ТЕПЕРЬ В КАЖДОМ ПОЧТИ ДОМЕ, МАЛО ТОГО В КАЖДОМ СЕМЕЙСТВЕ ТАНЦУЮТ ПОЛЬКУ, ПОЗАБЫВ СОВЕРШЕННО КАДРИЛИ, МАЗУРКИ И ВООБЩЕ ВСЕ ТАНЦЫ, ВОСХИЩАВШИЕ ДО ТОГО ВРЕМЕНИ ПОКЛОННИКОВ ТЕРПСИХОРЫ». «ГДЕ БЫ ВЫ НИ БЫЛИ, КУДА БЫ ВЫ НИ ПОШЛИ, ВСЮДУ ТОЛКУЮТ ВАМ О ПОЛЬКЕ, ОБ ОЧАРОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛЬКЕ. МОТИВЫ „ЛУЦИИ" И „СОМНАМБУЛЫ" ЗАМЕНЯЮТСЯ МОТИВАМИ ПОЛЬКИ; МЕЛОМАНИЯ ЗАМЕТНО ПЕРЕХОДИТ В ПОЛЬКОМА-НИЮ». ЗАКЛЮЧАЛАСЬ КНИЖКА СЛЕДУЮЩИМИ АФОРИЗМАМИ:

«КАДРИЛЬ СООТВЕТСТВУЕТ САНГВИНИЧЕСКИМ ХАРАКТЕРАМ, ГАЛОП ЖЕЛЧНЫМ, ВАЛЬС ХОЛЕРИЧЕСКИМ, А ПОЛЬКА ЕСТЬ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ЛЮДЕЙ НЕРВИЧЕСКИХ И СТРАСТНЫХ.

КАК В ЖЕНЩИНЕ, ТАК И В МУЖЧИНЕ, ПОЛЬКА ТРЕБУЕТ МОГУЧЕГО, ГОРЯЧЕГО СЕРДЦА.

ПОЛЬКА ЕСТЬ ПОДСТРОЧНЫЙ ПЕРЕВОД ЛЮБВИ. ПЕРВАЯ ФИГУРА, НАЗЫВАЕМАЯ ПРОГУЛКОЮ ИЛИ ПРОМЕНАДОМ, ТРЕБУЕТ НЕПРЕМЕННО КОКЕТСТВА, ГРАЦИИ И СКРОМНОСТИ; ЭТО ПЕРВОЕ СВИДАНИЕ ДВУХ ЛЮБОВНИКОВ, ВНЕЗАПНО ВСТРЕТИВШИХСЯ ПОД АЛЛЕЯМИ ПАРКА: МЕДЛЕННОЕ ОДУШЕВЛЕНИЕ ТАКТА МУЗЫКИ ВЫРАЖАЕТ В ТО ЖЕ ВРЕМЯ РАДОСТЬ И СМУЩЕНИЕ, ОЩУЩАЕМЫЕ ЛЮБОВНИКАМИ <.„>.

ЛЮБОВЬ, ПОЭЗИЯ, СВОБОДА, ВОТ ТРИ СЛОВА, ВПОЛНЕ ВЫРАЖАЮЩИЕ ПОЛЬКУ».

НЕКРАСОВ ОТКЛИКНУЛСЯ НА ИЗДАНИЕ КНИЖКИ НЕБОЛЬШОЙ ЗАМЕТКОЙ В «ЛИТЕРАТУРНОЙ ГАЗЕТЕ», В КОТОРОЙ ИРОНИЗИРОВАЛ НАД ВСЕОБЩЕЙ ОДЕРЖИМОСТЬЮ ПОЛЬКОЙ: «НАША ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ БЕДНА РАЗНООБРАЗИЕМ; ПОЭТОМУ КАЖДОЕ ЯВЛЕНИЕ, СКОЛЬКО-НИБУДЬ ВЫХОДЯЩЕЕ ИХ РЯДА ОБЫКНОВЕННЫХ, СОСТАВЛЯЕТ В НЕЙ ЭПОХУ. <...> НА НАШЕЙ ПАМЯТИ ЧЕТЫРЕ ТАКИХ ЭПОХИ, КОТОРЫХ ВИНОВНИКАМИ БЫЛИ - ПРЕФЕРАНС, ТАЛЬЙОНИ, ИТАЛЬЯНСКАЯ ОПЕРА, НАКОНЕЦ, ПОЛЬКА. НИ О ПРЕФЕРАНСЕ, НИ О ТАЛЬЙОНИ, НИ ОБ ИТАЛЬЯНСКОЙ ОПЕРЕ НЕ ТОЛКОВАЛИ БОЛЬШЕ, КАК ТЕПЕРЬ ТОЛКУЮТ О ПОЛЬКЕ. И НЕ ТОЛЬКО ТОЛКУЮТ О ПОЛЬКЕ И ТАНЦУЮТ ПОЛЬКУ, НО УЖЕ НАЧИНАЮТ ПРИЧЕСЫВАТЬСЯ A LA POLKA, ОДЕВАТЬСЯ A LA POLKA, ХОДИТЬ A LA POLKA; ПОЖАЛУЙ, ДАЖЕ СТАЛИ БЫ ЕСТЬ И ПИТЬ A LA POLKA, ЕСЛИ Б НЕ БЫЛИ СОВЕРШЕННО ДОВОЛЬНЫ СТАРЫМ СПОСОБОМ».31

НЕУДИВИТЕЛЬНО, ЧТО ПОЛЬКИ ЗАПОЛОНИЛИ ПРИЛАВКИ ВСЕХ НОТНЫХ МАГАЗИНОВ. КАКИХ ТОЛЬКО ПОЛЕК ТУТ НЕ БЫЛО! «LA BELLE AUX CHEVEAX D'OR» («КРАСАВИЦА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ»), «LA BELLE MOSCOVITE» («ПРЕЛЕСТНАЯ МОСКОВИТЯНКА»), «ЕРАЛАШ», «ЦЫГАНКА», «GOUTTES DE CAGLIOSTRO» («КАПЛИ КАЛИОСТРО»), «CAVALCADE: SOUVENIR D'ODESSA» («КАВАЛЬКАДА: СУВЕНИР ИЗ ОДЕССЫ»), «LE PLAI-SIR DE LA CHASSE» («УДОВОЛЬСТВИЕ ОХОТЫ»)."

http://www.lera-oblaka.ru/entertainment/russians/1096/

От меня: книжка маленькая, по большей части состоит из исторических анекдотов. Но! в ней есть целых 5 страниц с описанием техники польки и возможных фигур.

Текст книги я списала, но просите его у Ростика, т.к. у меня опять компьютеры между собой не дружат :(

А пока - литографии из этой книги. Их там 8, привожу в произвольном порядке.























descriptions, intresting

Previous post Next post
Up