Всевозможные дополнения и критика приветствуются.
- полонез
- контрдансы (объединены мной, Петровский их равномерно разнес по всей книге)
экосез - размер 4/4, при исполнении на 4 пары нужно 16х12 тактов на одну фигуру (фигур может быть неограниченное количество, описано три) + 16х4 на финальную, итого (16х12)х3 + 16х4
англез - аналогичен экосезу, но содежит вальсовое вращение
матредур танцуется на кадрильных шагах (4/4) схема: (8х4)х3 (у Петровского написано 8+4+8+8, но с шансами вторая 4-ка - это ошибка, т.к. а) схема на 28 тактов в это время практически не встречается; рпойти предлагаемую им траекторию за 2 шассе+2 такта на разворот конечно можно, но некрасиво и очень суетно получается)
тампет то ли 8х4, то ли 16х4 тактов - нужно уточнить у Гарольда, он его разбирал :)
монимаск
монферино
ф ля грек
- вальсы
вальс
вальс в 5 па
вальс в 4 па
- котильон - танец-игра на вальсовых шагах
- кадрили (круговые)
на Западе этот тип танца назывался котильоном, и был популярен в к. 18 в. имеет жесткюу структуру: в каждом связка куплет-припев повторяется 9 раз (по Петровскому может повторяться только 7); кроме того, Петровский упоминает возможность танцевать кадрили не на кадрильных балетных шагах (размер 4/4, танцуется на шассе и связанных с ними), а на немецких (лендлера), мазурочных
кадриль с променадом (8+8+8 кадрильных + 8 вальсовых)х9
кадриль с крестом (8+8+8 кадрильных + 8 вальсовых)х9
кадриль со звездой (8кадрильных+8вальсовых+8кадрильных+8вальсовых)х9
кадриль общая (8+8+8 кадрильных + 8 вальсовых)х9
кадриль польская (8+8+8 кадрильных + 8 вальсовых)х9
кадриль с краковяком
кадриль Багратионовская
кадриль с польским
русская настоящая - танцуется как сиксдрилль (по 3 человека на стороне) на мотивы русских народных песен
- мазурка
- краковяк и краковянки
(краковянки - это такие чудесные мазурочные кадрили, судя по тому, что при Петровском они танцуются без припевов, раньше танцевались с припевами - т.е. так же произошли от котильонов)
краковянка-кадриль с вальсом 16х3(мазурочных)+16вальсовых
краковянка-кадриль другая 16х8 мазурочных
краковянка имеющая собственные фигуры 16х6 мазурочных но может быть увеличена за счет дополнительных фигур
краковянка кадрилевая (на сколько угодно пар)16х3мазурочных+16вальсовых, но эта комбинация повторяется несколько раз
- французская кадриль - у Петровского не описана, см. здесь:
http://hda.org.ru/dancelib/34/- сольные танцы
по фигурам не расписаны, но только перечислены
русские пляски
казачок
матлот
менуэт
гавот
тамбурино
фанданго
гирлянда и шаль
букет
шаль козак, гирлянды с букетом и т.п.
с венками, зелиями или треугольниками и колокольчиками
весталка
четыре времени года
И в дополнение, немного моих размышлений о том, какие танцы могли быть популярны в Москве в 1809 г. Это исключительно исторические размышления, ни в коем случае не руководство к тому, что можно, а что не нужно ставить на балах соответствующей тематики.
1. Менуэт. Скорее всего, он еще не потеял своего места - к примеру, в Англии в этом же самом году он был популярен, как лучший танец для открытия бала. То, что его танцеваль в России подтверждается учебником Кускова 1794 г.
2. Котильоны (я их называю по западной традиции), по-русски - кадрили. Наиболее известный вариант - русская кадриль. Скорее всего, с 9 обязательных частей уже сокращены до 7 (или, как вариант, из них могли частично или полностью пропасть стандартные куплеты). Аналогичные процессы шли во Франции за 10 лет до того. Но, судя по тому, что они описываются и в 1825, и в 1839 гг., они были популярны. ИМХО, вальсовых вставок в котильонах еще нет - т.е. сама музыка альса могла уже звучать, но вальсовое вращение - вряд ли. К примеру, в Англии, где отношение к вальсу было аналогичным с российским, вальсы-контрдансы на вальсовые мелодии существовали с 1791 г., а вальсовое вращение появилось в них только в 1815-1816 гг.
3. Краковянки - котильоны-кадрили на мазурочных шагах. Описаны только у Петровского (а он жил на Украине, находившейся в контакте с польскими землями). Но вполне могли быть и в России - мазурка у нас известна с Екатерины Второй, котильоны-кадрили как тип танца - тоже.
4. Французская кадриль. А вот тут я сомневаюсь. Дело в том, что она сформировалась в первое десятилетие 19 века, с пиком популярности кадрильных шагов в 1810-м году (кто зарегистрирован у нас на сайте, см.:
http://historicaldance.spb.ru/index/articles/general/aid/201 ). В Англии, к примеру, кадриль была показана в 1813 г. Не уверена, что в России она появилась раньше. И уж всяко сначала она прижилась в СПб.
5. Контрдансы
тампет появился как реакция на Французскую революцию,
матредур очень жестко завязан на кадрильные шаги - он, скорее всего, появился в России вместе с ФК,
монимаск популярен с 1780-х (в Англии)
экосез и англез в Европе известны еще в 18 в., но в других формах
6. Мазурка :)
куда ж в России без мазурки
7. Вальс, скорее всего, еще не танцуют (не помню, когда снят запрет Павла, но популярность вальса еще впереди)
8. Полонез в России всегда был очень популярен.
9. Котильон-игра - скорее всего, еще не появился - ибо он - это скрещение игры-мазурки и шагов вальса. Самое раннее его упоминание в России (которая, имхо, и является его родиной - 1817 г.)