Некоторое время назад Глорф задавал вопрос о самом раннем описании вальса. Пока лидирует найденный Витей фрагмент из Вейса, который описывает технику вальсирования в контрдансах в 1777 году.
Нового описания вальса я не нашла пока, но в первом из манускриптов фон Бюлова (Дания), написанном в 1773/1774 году, в одном танце также появляется вальс, причем здесь описана позиция рук:
117. L’amor de la Patrie, часть 5
Le 1M et sa D.: entre an milien ils font 2 balances et la M passe la main droite deriere le dos de sa D. elle lui ___ la main gauche sur C braule et ils tienrent l’autre main ex avant ils font dans celle position le Wals un touret demoperdant le turns la 3e paire qui est revenue la 1s et la 2e qui se brave la 3e ils font le chasse les 2 ils w ensemble et les 2 Dms de meme, chaque Mr donne demi tour la main droite a va Ds pour revenir a leur place. (Дорогие франкоговорящие - поправьте мои опечатки в набранном французском тексте, пожалуйста! Оригинал плохо читаем, и я в нем путаюсь.)
перевод: Кавалер и его дама идут в середину и делают два балансе. Кавалер переносит свою правую руку за спиной своей дамы. Дама кладет свою левую руку на плечо кавалера. а другие свои руки они держат спереди. И в такой позиции делают медленный круговой вальс. До момента как они закончат возвращается третья пара. Здесь же оказывается первая и вторая пара. И все делают шассе одновременно. Как кавалеры так и дамы. Кавалер поворачивает даму пол круга правой рукой и ставит ее на место. (пер. А.Рудой)
Сборник, откуда взято это описание Дания в это время культурно зависит от Франции. Так что стоит ожидать, что нам когда-то попадутся французские кд с вальсом к.60-х-н.70-х? В принципе, в это время во Франции (а из нее - по всему миру) распространяется фигура аллеманд в кд (в основном в котильонах) - я читала объяснения, что эту моду привезла Мария-Антуанетта. Не привезла ли она втч и использование вальса (насколько я помню, вальс как техника вырос из одной из фигур лендлеров).