Львов. Одна страница истории.

Aug 09, 2015 09:59

"70 лет назад советские госорганы принялись активно выселять поляков из Львова. Для украинского и русского населения, пришедшего на их место, город долго не мог стать родным.
...
1 ноября 1944 года советская администрация Львова провела перепись населения города. За время войны оно сократилось - от 312 тыс. осталось менее половины. Поляков среди них было более 100 тыс.- почти 67 %. Украинцев - 26,4 %.
...
Пропаганда сталинизма полилась на поляков мощным потоком.

Однако на львовян прокремлевское словоблудие действовало слабо. Их насторожили аресты более 17 тыс. подпольщиков из польской Армии Крайовой и сочувствовавших им. Это движение действовало на оккупированных немцами территориях, но после освобождения не планировало сотрудничать с советскими войсками.

Даже когда в феврале 1945‑го по радио сообщили о Ялтинской конференции, по результатам которой Львов безоговорочно переходил СССР, мало кто в городе спешил уезжать. София Левартовская, работавшая референтом в бюро репатриации во Львове, которое открылось в мае 1945‑го, вспоминала: “Сначала никто не торопился - думали, вдруг еще все изменится. Кому понравится прощаться с родным очагом, привычной жизнью и укладом, с предками на кладбищах. Потом в бюро стали регистрироваться за документами на всякий случай”.

В конце июля по Львову прошел слух о том, что Советы закроют границу, а поляков выселят в Казахстан или Сибирь. С утра до позднего вечера желающие покинуть город стали осаждать бюро репатриации. Давка в здании была такая, что в итоге оно лишилось дверей - их просто сняли с петель.
...
Поляков депортировали из расчета 34 человека на вагон, потому из вещей многое взять не удавалось. Хотя поляки-селяне поначалу пытались забрать с собой скотину и сельхозинвентарь. В итоге на львовских базарах и даже прямо на вокзале в те дни можно было купить что угодно за бесценок.

С удивлением польские сотрудники бюро репатриации узнавали, что советская администрация не позволяла уезжающим взять кровать для больного. Зато за подписью уполномоченных чинов некоторые семьи увозили с собой, например, рояли.
...
За первой волной в город двинулась следующая - крестьяне из окрестных сел. Уже в декабре 1944‑го Центральный комитет компартии Украины издал постановление “О возобновлении и развитии промышленности Львова”. К середине лета следующего года в городе работали 283 крупных и мелких предприятий, для которых постоянно были нужны рабочие руки. Ими и стали селяне. Их гнала в город не только потребность промышленности, но и политика новой власти, лишавшей крестьян паспортов, сгонявшей людей в колхозы, где работали за трудодни.

Но эти новые львовяне возненавидели город с первых дней. Получив паспорта и жилье, сельские жители уже не имели права вернуться домой. Они попадали в своеобразную ментальную ловушку. Все дома в городе им казались одинаковыми. Они путались в улицах. Не селились выше второго этажа, так как боялись высоты.
..."

Полностью статья здесь : http://nv.ua/publications/ishod-i-prihod-62558.html

О достоверности изложенных в статье фактов ничего сказать не могу.

История

Previous post Next post
Up