Вокруг Монблана. Июль 2017

Jul 25, 2017 19:10

Tour du Mont Blanc - очень популярный пешеходный маршрут вокруг одной горы (забыл, какой. Потом напишу) длиной 171 километр.

Проходит по территории Франции, Италии и Швейцарии. Ровно по этой же тропе проходит Ultra Trail du Mont Blanc - самый престижный в Европе ультратрейловый забег.

Это вообще не лёгкая прогулка: хотя официально пишут, что поход по тропе обычно занимает 7-10 дней, и мы рискнули составить план на 8 дней, это оказалось тяжело. Главное - общий набор высоты у нас получился больше 9 км. Каждый день в среднем больше километра набора, плюс больше 20 км общего пути - это много.

На ультратрейле набор и вовсе ближе к 10 км. Тропа вообще имеет много вариаций: часто есть варианты - идти скучно по низу или веселиться вверх-вниз серпантинами или как ещё. Умная часть нашего коллектива и вовсе срезала километров десять на автобусе.

Почти полностью ваш маршрут определится приютами, которые вы забронируете. Без этого никуда, если вас больше пары человек: ставить палатку где попало нельзя, а если просто так прийти в приют, то мест на койках легко может не найтись. Палатку-две воткнуть рядом, наверное, найдется куда, но вероятность не оценю; да и не у всех приютов есть площадки под кемпинг.

Мы бронировали приюты на специальном сайте; он не очень удобен, но позволяет быстро добавить в корзину один за другим кемпинги на разумных расстояниях между ними (только определитесь сначала, по или против часовой стрелке идёте; большинство ходят против часовой). Потом оплачиваете небольшой депозит - порядка 25% - за почти каждый приют; за каждый нужно заплатить отдельно. И если всё получилось - ура, готова ваша бронь. На booking.com большинства приютов нет, так что вроде единственная альтернатива этому сайту - писать письма или звонить во все нужные приюты. Нам тоже пришлось - в один очень подходящий по маршруту приют сайт нас почему-то не пустил, но написал им письмо - и нужное число мест нашлось.

Стоили все наши ночёвки вместе с ужином и завтраком от 40 до 70 евро на человека. 40 - за ночь в 28-местной комнате, все кровати двухъярусные, и не меньше 25 человек, кажется, непрерывно храпело, а душа не было вообще; 70 - за светлую новенькую 4-местную комнату с собственным душем и розетками и самым приятным завтраком. Можно платить за любое подмножество из {ночевка, ужин, завтрак, перекус для взять с собой}; перекус мы ни разу не брали. Кормили везде на убой и вкусно; только завтрак в Refuge de la Croix du Bonhomme был не очень. Но это была самая высокая наша ночевка (2443 м), туда вроде вообще не довезти ничего на машине, и при этом был отличный горячий душ, так что мы их простили. Можно готовить и самим себе на горелке; костры разводить нигде нельзя.

Коврик не был нужен ни разу. В половине мест было даже бельё, нормальное или какое-то хитрое тонкое одноразовое; в остальной половине были просто подушки, матрасы и шерстяные одеяла. Так что спали в спальниках, но и без них от холода бы не мучались.

Отдельно нужно быть аккуратным с деньгами в Швейцарии. Там цены официально в швейцарских франках, при этом они пишут, что можно платить и в евро; но нередко пытаются взять евро по курсу 1:1 к франку, на чём получают неплохую добавку к прибыли. Кроме того, мы привыкли к дешевому домашнему вину во Франции и в Италии, после чего в Gîte Alpage de La Peule, только оплачивая счет, обнаружили, что берут за такое же вино в графине не 4-6 евро за поллитру, а все 14 - при том, что всё остальное выглядело как и раньше. Некрасиво.

Фермеры вовсю используют разные остатки от горнолыжников. Участки часто ограждают веревкой, натянутой на сотни лыжных палок. Или вот, например.

Все участки тропы, какие мы видели, хорошо маркированы и ухожены. Везде чисто, несмотря на сотни проходящих ежедневно людей. Всё проходится в укреплённых кроссовках, хотя в дождь местами будет комфортнее в турботах. Асфальтовых участков у нас было около 30 км; в зависимости от варианта маршрута, у вас может выйти больше или меньше. Указатели я бы не назвал избыточными, но при наличии карты и здравого смысла проблем с навигацией без всяких компасов и GPS быть не должно. На всякий случай я добавил все наши приюты в «сохранённые точки» в гугл-картах, так что даже без интернета всегда видел расстояние и направление до следующей звёздочки на карте.

Интернет же был примерно в половине приютов. В Rifugio G. Bertone его зачем-то без предупреждения отключили в полночь и утром тоже не включили (мол, такие у них правила); больше таких сюрпризов не было. Сотовая связь была тоже примерно половину ночей. Также только в половине мест можно было заплатить карточкой; в остальных принимали только наличные. Эта информация есть на страницах приютов на том же сайте для бронирования.

Два раза мы обедали цивилизованно: когда проходили днём через единственный большой на нашем пути город Курмайёр и когда очень вовремя попался очередной приют (итальянцы очень ругались, что у них сейчас отдых и они не хотят ничего готовить, но худой Женя быстро их переубедил). Остальное время перекусывали на привалах шоколадом, орехами, батончиками и подножным кормом. Самые гурманы носили с собой персики и умудрялись не раздавить их в рюкзаке по паре дней. Магазинов по пути немного; есть Carrefour в Курмайёре (с большим перерывом днём; перерыв кончается в 15:30 ежедневно) и небольшие супермаркеты в La Fouly и на озере Champex (оба - на Швейцарской стороне).

Колонок и поилок с водой довольно много; наполнять утром в приюте поллитровую бутылку воды и пополнять их при удобном случае - и никаких проблем. Из ручьёв, кажется, ни разу не приходилось пить (не хотелось рисковать - стада разных животных там на каждом углу). Очень рекомендуем добавлять в воду каких-нибудь солей - лимонный сок или что-нибудь вроде Powerade или каких-нибудь шипучих таблеток, например. Нередко можно в попадающихся на пути приютах и вовсе побаловать себя Кока-Колой, мороженым или аперолем шприц.

Что получилось в результате? Физически непростой 8-дневный поход с очень красивыми видами, разумным по весу рюкзаком (если не брать с собой три лишние пары обуви и 20-дюймовые ноутбуки) и вообще без забот о готовке еды и постановке и сборе палаток. Зато с храпящими соседями иногда (такая проблема была только две ночи, причём самые первые); этого можно избежать, ночуя в своей палатке или, наоборот, платя дороже за отдельную комнату. Больше, чем в прежних походах, попутчиков на тропе, но везде ухоженно и чисто. Кажется, всем понравилось!

Ниже - рассказ Маши о походе; может, станет понятнее, как оно происходило всё.

День 1. 2 июля

Медленно встали, собрались, запарковали машинку на бесплатную парковку на неделю, позавтракали, докупили немного карт и картошки фри и в час с небольшим наконец стартовали из центра Шамони. Первые 8 км шли по улицам города Les Houches, а потом свернули налево наверх на тропу. За 2-3 перехода набрали метров 500 до первого перевала, Col de Voza. Погода была прохладная и пасмурная. Шли по горнолыжным тропам вдоль разных шале, видели первых коров и овец. На перевале была жд станция. Потом сбросили метров 300 по деревенским дорожкам, перешли ручей и дошли до La Gruvaz почти без набора. Там Лёша позвонил в наш приют - было уже шесть, а до него ещё идти и идти: на ужин в семь точно не успевали. Тем более там был подъём; долго шли до Meage, набрали около 350. В Meage перекусили напротив приюта, завидуя его ужинающим обитателям, и последним рывком дошли до нашего Auberge du Truc (1730 м). Поели и уснули; душа не было.

День 2. 3 июля

Этот день планировался быть ещё суровее прошлого. Вышли в 9:24 после завтрака с видом на первую снежную гору. Начали со спуска на 370 м по приятной грунтовке; незаметно перешли в подъём с земляникой и первой непрерывной колонкой. Постепенно вышли из леса, тропинка стала уже и каменистее. К 12:00 поднялись до локальной вершины 1970 м, но это было только начало. Дальше - спуск по непростой каменистой тропке аж метров на 500, а затем опять подъём: сначала - пологий по широкой дороги до Balme, потом начался суровый подъём на Col du Bonhomme. Там впервые появились толстые пушистые сурки. Людей почти не было, время близилось к семи, все давно дошли. После первого, большого перевала предстоял ещё маленький Col de Croix du Bonhomme, а потом небольшой сброс - и приют. Дошли к 19:10 и успели принять горячий душ до второй партии ужина - более ранние уже почти получили еду, когда мы только пришли, и для нас мест в первой партии не осталось. Спали опять не очень - большой дорм и храпящие мужики под Лёшиным боком. Их пинанием иногда удавалось ненадолго сделать получше.

Найдите Машу! (Можно кликнуть для увеличения. На другие тоже можно)

День 3. 4 июля

Попытались выйти пораньше, чтобы наконец-то успеть на ужин; получилось аж в 9:15. Маршрут выбирали между срезкой с меньшей длиной и чуть меньшим перепадом высот и основной TMB-тропой. После консультаций выбрали срезку. Началась она с высшей точки похода - перевала Col des Fours (2665 м) и с настоящим снежником. Потом - длинный спуск к основной TMB, сначала по маленьким тропкам через ручьи и камни, потом по широченной серпантинной дороге. По ходу дела несколько раз обгоняли группу с мулом; он, бедный, нес по гермомешку от 10-20 человек. Поели и начали подъём на перевал Col de la Seigne - границу с Италией. Было жарко, умывались и пили в многочисленных ручьях, но помогало это ненадолго. Первый раз посетили мысли о пользе изотоников. Когда наконец добрались до перевала, устроили там перекус, однако сильный ветер и холод быстро согнали нас оттуда. До финиша оставался спуск к нашему приюту Combal на одноименном озере. Быстро встретили музей с красивым макетом тропы и всех Альп вокруг. Спуск был легкий, последний час - вообще по асфальтовой дороге. Перед поворотом в приют встретили Митю и Машу, которым оставалось идти ещё 3 часа (и которые уже ждали нас час с лишним), а мы наконец-то закончили день рано - около 17:30. Женя, Настя и Маша пошли плавать на озеро, больше похожее на мелкий бассейн, но очень приятное и с лягушатами. Жильё наше было не в пример лучше предыдущих - комната на четверых со своим душем и розетками. После вкусного ужина приболевший Лёша заснул, а мы ещё немножко поиграли в преф под его укуренные комментарии.

День 4. 5 июля

Проснулись рано, все обгоревшие. Жару обещали и дальше, так что тщательно намазались, получше оделись и закупили литр изотоника. День начался с легкого подъёма с корейцами и затем длинного спуска. В середине мы должны были встретить Митю и Машу и наконец-то объединиться с ними, но за 10 минут до места встречи мы встретили приют с холодными напитками и вайфаем, что задержало нас на час. Наконец около часа дня мы встретились и вместе продолжили спуск к Курмайёру. Шли вдоль горнолыжного склона, там даже была канатная дорога, которая должна была работать, но почему-то не. Тропа была пыльной, и солнце палило вовсю. В Курмайёре пообедали в кафе пиццей и салатами и тонной минеральной воды. Немного закупились вкусностями в Перекрестке (у него большой перерыв днём, начинает работать с 15:30 ежедневно) и пошли вверх. Вообще-то этот день планировался легким, но подъём дался непросто. Набор был около 700 м и шёл крутым серпантином, местами без тени. Все разбились на парочки и шли в своём темпе, подкрепляясь земляникой. Добрались к 18:40, неспешно заселились, помылись по жетонам, посидели в вайфае и после вкусного ужина ударно отыграли пакет ЧГК. Дальше планировалась ударная ночь, но в полночь вероломно вырубили вайфай и пришлось ложиться спать.

Видите каменную пустыню справа? Тут ещё несколько десятков лет назад лежал язык ледника. А потом ушёл. А в домике мы ночевали.

День 5. 6 июля

Утром вайфая снова не было, так что вышли рано, в 8:53. Ровно у одного ночующего нашлась зарядка для часов Garmin, так что они продолжили измерять число шагов до самого конца похода. Начали с длинного траверса по склону холма, местами с тенью и ручьями. На этом приятном участке у Маши внезапно заболела мышца чуть выше колена, особенно дававшая о себе знать на крутых спусках и подъёмах - и тут как раз нам нужно в долину на 300 м ниже! С Митиными палками неспешно проковыляли этот участок и вышли к асфальтовой плоской дороге, ура. Маша с Лёшей отделились от основной группы и плелись позади, тем более что Лёша был немного простужен и тоже не очень. Вскоре асфальтовая дорога обратилась грунтовой и начался подъём. Нашего ожидаемого обеденного места - приюта Elena - всё не было и не было видно, хотя долина уже кончалась. Наконец грунтовка стала серпантином, и Елена внезапно появилась позади нас. В ней мы роскошно пообедали ризотто и макароны по-флотски, хотя повара ругались на неудачное наше время прихода - 14 с небольшим. Поели и пошли вверх, на перевал Grand Col Ferret (2537 м) в Швейцарию. С подъёма открывались прекрасные виды на долину; склоны были покрыты лугами с цветущей разноцветной травой; скоро с удовольствием дошли до верха. С перевала видели гору Маттерхорн, давшую форму знаете чему?, и встретили русскую женщину-химика, путешествовавшую в одиночку; и пошли вниз к месту ночевки. Маша с Лешей снова отстали, но даже они успели к ужину. В приюте была сыроварня и клумбы в ботинках. Также с нас вероломно взяли в 2,5 раза больше обычного за домашнее вино, а также взяли евро по курсу 1:1 к франку, что, похоже, даёт им хорошую прибавку к выручке. Все уснули очень рано; хорошо спалось, несмотря на немаленький размер комнаты - возможно, сказалась её сильная вытянутость по одному из измерений.

Это мы уже в километре от приюта встретили странную компанию - десяток человек, на вид незнакомых друг с другом, стоят и смотрят в разные стороны. Угадаете, что делают? Я сначала думал - фотографы ждут заката; но Солнце вообще не в эту долину садилось.

День 6. 7 июля

Наметился раскол: наш маршрут в этот день начинался с 15 км по роскошной долине, и часть группы хотела срезать этот участок на автобусе и пораньше приехать на озеро Champex. Начали все вместе, дошли до городка с остановкой и расписанием, ещё немного прошли группой - и неожиданно Маша с Лёшей остались одни на маршруте. Нога по-прежнему давала о себе знать, но было лучше. Первые километры по долине мы наслаждались швейцарской пасторалью - аккуратными огородиками, коровами, украшенными садиками и уменьшительно-ласкательными суффиксами. Встретили несколько групп с детьми и наконец-то перекусывали овощами и фруктами (протащив перед этим с собой помидоры и что-то ещё несколько километров почти без потерь). Потом начался подъём к Champex-Lac; вдоль тропы были десятки деревянных скульптур в виде животных и грибов с комментариями от Charlotte la Marmotte (необходимо также отметить скульптуру в виде бутылки со стаканами без комментариев от Шарлотты); также прошли мимо несложной скалолазной стенки со схемами маршрутов прямо на двери в ней. К четырем дошли до озера; остальная группа в нём купалось, но к нашему приходу было пасмурно, так что только помочили ноги. Оттуда минут за 20 добрались до приюта. Спали в «пагоде» - огромной палатке со всего двумя тихими соседями на раскладушках усиленной конструкции. Ещё вечером играли в свояк, ели мороженое, тупили в интернет и пинг-понг.

День 7. 8 июля

Последний большой ходовой день. Начали в 8:48; первый целью было место Bovine - набор на 690 м. Шли по узким каменистым серпантинным тропкам, всё время сталкиваясь с группой, которую видели и несколько предыдущих дней. Подъём был долгим и утомительным, но незадолго до высшей точки неожиданно возникло кафе со вкусными десертами и холодной газировкой. Сразу после этого набора внезапно начался спуск на 500 м, на перевал Col de la Forclaz. Там был последний швейцарский городок; дальше нужно было наверх на перевал Col de Balme - границу с Францией. Там мы снова разделились: Лёше с не кончившейся простудой хотелось идти медленно, но верно; остальные, как потом выяснилось, планировали отдых подлиннее и мощный финальный рывок. Пошли мы опять вдвоём; скинули метров 250 - нога уже почти не беспокоила - и начали бесконечный набор на 900 м. Сначала поднимались по лесному серпантину; в нём нас застали дождь и далёкий гром. Непонятно было, не встретит ли нас гроза на перевале (тонкая отсылка к Эмилии Бронте от Маши), но пока до него было немало, а пока после жары предыдущих дней дождь был весьма приятен. Как раз к выходу из леса он и кончился. Немного цветущих лугов, прекрасные виды на швейцарскую долину, капелька серпантина - и вот она, Франция! С этого перевала должен был быть виден Монблан, но тучи разлеглись прямо на нём; зато Шамони просматривался прекрасно. Быстро спустились оставшиеся 40 минут до приюта вдоль стоящей креселки и пришли уже к 18:20; через полчасика подтянулись и остальные. Лёша совсем разболелся и ушёл с ужина; сил тусить ни у кого не было.

День 8. 9 июля

Утром встали под звуки дождя; прогноз обещал такое весь день, да ещё и Жене с Настей нужно было успеть к 15:30 на автобус из Шамони, и немного их вещей было в нашей машине. Так что мы были довольно скептически настроены, но всё равно до ближайшей остановки спускаться было ещё полчаса. Вдруг как только мы вышли, дождь стих, да и дистанция и набор казались смешными по сравнению с прошлыми днями, так что и дальше пошли все вместе. Ну, почти - на этот раз Митя с Машей решили потормозить, а главное - закупиться едой. Шли по довольно популярной тропинке вдоль долины чуть выше автодороги. Усталость, особенно моральная, накатывалась [на Машу] неведомой силой: вот вроде день проще некуда, идти немного, плоско, камней нет; а ныть и лежать хочется ужасно. В какой-то момент свернули в совсем долину раньше нужного, да ещё и асфальт начался. Но всё когда-нибудь кончается, и уже к часу с небольшим мы были у машины с вещами. Она была в целости и сохранности (о, сколько мы переживали, как там она на бесплатной стоянке эти восемь дней!), только заметно испачкалась за это время. Переодевшись и оставив вещи, мы пошли празднично обедать (получилось не очень, но оставим это за рамками нашей истории).

А ещё есть треки всех восьми дней на Страве.