Портсмут (Portsmouth) - одна из главных баз ВМФ Великобритании. Население около 200 тыс. человек.
На запланированный поезд из Лондона в Портсмут мы не успели, так как надо было забежать в банк. Благо поезда туда отправляются каждый час. Но было прикольно выбежать на платформу и понаблюдать за уходящим поездом. Не успели на минуту.
Портсмут - морской город, поэтому основные достопримечательности здесь так или иначе связаны с морской тематикой - музеи мореходства, старинные корабли, ВМФ Англии, набережная, смотровая башня с видом на гавань. Есть, конечно, и дом-музей Чарльза Диккенса.
Билеты мы взяли не до центрального вокзала Портсмута, а до самой пристани Portsmouth Harbor, поэтому выйдя из здания вокзала через несколько шагов сразу натыкаешься вот на эту громадину. Нас не пустили туда, так как он был закрыт на реставрационные деяния.
HMS Warrior 1860.
Первый в мире броненосец, корпус которого сделан полностью из металла. Спущен на воду 29 декабря 1860 года.
Примечательно, что данный корабль никогда не участвовал в боевых сражениях, хотя на момент спуска на воду был самым мощным военным кораблем того времени не только в Англии, но и во всем мире.
На борту находилось 600 человек. Размещались они в 34 "столовых", примерно по 18 человек каждая. Эти самые "столовые" - стол со скамейками между пушками. Сложно представить, как 18 человек могли разместиться в пространстве шириной метра 3-4. Жалование морякам платили раз в месяц. Во вне урочные часы моряки приходили в "кассу" и снимали шляпу, куда кассир клал им заработок. Жалование варьировалось от 1 фунта в день у капитана и 6 пенсов, например, у моряка второго класса.
Кстати, его реставрация началась аж в 1979 году, и с его палуб было вывезено около 80 тонн мусора и грязи.
Вид на корабль с высоты 110 метров.
Тут так же видно 4 современных военных корабля, стоящих друг за другом. Это:
1) HMS Liverpool (D92)
2) HMS Dragon (D35) 2011 класса Air Defense (на общей картинке стоит вторым и задом к HMS Liverpool. Где-то потерял его фотку, но все равно он задом стоит.
3) HMS Diamond (D34) 2009
4) Последним стоит вот этот французский пузатик - Somme (A631)
_________________________________________________________________________________________
Сразу расскажу про следующий корабль, ради которого, в принципе, я и затеял эту поездку.
HMS Victory. 1765 год.
Это 104-пушечный корабль первого ранга Королевского флота Великобритании. Участвовал во многих морских сражениях, в том числе и в знаменитом Трафальгарском сражении между английским флотом и объединенными франко-испанскими силами 21 октября 1805 года. В этом сражении Франция и Испания потеряли 22 корябля, англичане довольствовались цифрой в ноль потерь.
Во время Трафальгарского сражения на борту HMS Victory находился вице-адмирал Горацио Нельсон, который был ранен в сражении и в последствии скончался на его борту.
Его "каюта" средняя из этих трех палуб на корме. Там, где два человека смотрят, как я их силуэты запечатлеваю)
На заднем плане современный корабль ВМФ Великобритании HMS Diamond тип 45 Destroyer (построен в 2009 году).
Фотографировать внутри строго запретили, но, собственно, как всегда:)) жалко, что в 5D нет silent mode, а то эти щелчки очень выдавали меня.
Вот собственно "внутренности" корабля.
Это вторая (средняя) боевая палуба корабля (Middle Gun Deck), где стоят пушки весом 2923 кг , длинною 2,9 метра и весом ядра 3.6 кг. На этой палубе жили 146 королевских морских пехотинцев, которые располагались между пушками.
Кстати, чем ниже палуба, тем ниже потолки. Мне на нижних палубах с 1.5 метра высотой приходилось не очень удобно в планет стоять))
На второй палубе так же располагается кухня (слева такая железная большая коробка - и как там повар сам не варился). Просто представьте - 1 кок на 800 с лишним человек.
Сами матросы спали вот в таких спальных мешках/гамаках, который на фото выше висят между пушками. Если матрос погибал, то его клали в этот мешок и спускали в море.
Уникальность этого корабля состоит в том, что у него 3 боевые палубы с пушками, не считая верхней с несколькими по бокам. Тогда это была редкость. По мере продвижения вниз по палубам вес пушек и снарядов увеличивался. Соответственно, увеличивалось и количество моряков, обслуживающих одну пушку.
Это верхняя боевая палуба (Upper Gun Deck)
Итого по палубам, начиная с нижней:
- Hold - трюм -мог вместить в себя: 355 тонн воды (запас на 6 месяцев); соленое мясо 50 тонн, соленая свинина 45 тонн, масло 2 тонны, пиво 50 тонн!! или 50960 литров (Экипаж мог выпить это количество за 2 недели!).
Здесь так же находились насосы и балласт из 257 тонн железных слитков (для стабилизации против веса пушек). Сверху этих слитков было насыпано 200 тонн гальки по двум причинам: в нее ставились бочки (чтобы не каталось), а так же могла насыпаться в разные "углы" корабля для балласта, так как еда, вода, порох, ядра использовались и балансировка постоянно менялась;
- The Orlop - кубрик: Здесь располагались хирург, казначей, подвесные склады с порохом.
Примечательно: эта палуба - место смерти Нельсона. Когда шел бой, то стол, за которым обедали моряки, хирург, казначей и другие матросы, становился операционным.
- Нижняя боевая палуба (Lower Gun Deck) - 30 пушек весом 3276 кг , длинною 2,9 метра и зарядом 5 кг;
(14 человек обслуживали одну пушку);
- Средняя боевая палуба (Middle Gun Deck) - 28 пушек весом 2923 кг , длинною 2,9 метра и зарядом 3,6 кг;
(12 человек обслуживали одну пушку);
- Верхняя боевая палуба - 30 пушек весом 2021 кг , длинною 2,9 метра и зарядом 1,8 кг.
(10 человек обслуживали одну пушку);
- Foc'sle или Forecastle - верхняя палуба - две 12 фунтовые пушки с 10 человек обслуживающего персонала;
- Quaterdeck - ют, 12 коротких 12-фунтовых пушек с 10 человек обслуживающего персонала;
Здесь так же находятся кабина капитана и штурвал, который могли повернуть в спокойную погоду минимум 4 человека, а в ненастную - минимум 8 человек. На этой палубе был ранен вице-адмирал Нельсон.
- Poop Deck - кормовая палуба.
модель HMS Victory в разрезе поперек
модель HMS Victory в разрезе вдоль:
Интересные цифры про самую тяжелую пушку с нижней боевой палубы: Дальность полета при 3 градусах высоты - 1365 м. При 8 градусах высоты - 2366 метров дальность. Начальная скорость ядра - 485 м/с.
Фото модели пушки HMS Victory
Примечательно - из-за спускового механизма англичане стреляли примерно раз в минуту, тогда как французские корабли раз в 3-4 минуты, используя стандартный поджигаемый фитиль.
Возвращаясь к Трафальгарской битве, вице-адмиралу Горацио Нельсону и его ранении, то для начала вот фотография его комнаты 'Great Cabin'. Фотографировать нам строго запретили, а вместе с видом "морского волка", который вел экскурсию, создавалось впечатление, что если сфотографировать, то они запрут в кандалы и заставят плести веревку:) Поэтому только так получилось:
Все там оригинальное (а что не оригинальное, то находится в музее, который мы посетили - все это в следующем посте).
Напоследок интересный факт. Во время Трафальгарского сражения Нельсон находился на верхней палубе, так как считал, что это будет придавать морякам боевого духа и поэтому отказывал предложению капитана спуститься на нижние палубы в каюту. Когда корабли противников сходятся борт в борт, то открывается пушечный огонь. Так же на мачтах сидят снайперы, чтобы по возможности стрелять по офицерам на корабле противника. Вот так и был ранен Нельсон от выстрела французского снайпера в левое плечо. Позже он скончался на палубе, где находился хирург. Его последним желанием было, чтобы его довезли до Лондона и похоронили там, а не как по морской традиции в море. Тут возникла проблема - до Лондона добрых 5 дней или недель (не запомнил из рассказа морского волка), но суть в том, что за это время тело могло разложиться. Поэтому было решено поместить тело в бочку с бренди. Когда корабль прибыл в Лондон, то тело не подверглось никакому разложению.
В следующем посте Вы прочитаете о морских музеях Портсмута, увидите модели кораблей, узнаете интересные исторические факты и посмотрите на Портсмут с высоты 110 метров.
Как добраться:
Из Лондона в Портсмут (Portsmouth Harbour): чуть более 2х часов на поезде с вокзала Victoria (ж/д оператор Southern) или 1.5 часа пути с вокзала Waterloo (ж/д оператор South West Trains). Билеты туда-обратно нам встали примерно по 22 фунта на человека (с вокзала Victoria), но цены могут варьироваться в зависимости от времени и начального пункта вашей поездки туда.
p.s. большинство цифр подсмотрено на официальных страницах этих кораблей; все истории рассказаны "бывалым моряком", несущим вахту на этом корабле.
p.s.s. очень красивый и интересный город, на который стоит взглянуть и посетить. Помимо нас там ходили толпы школьников - по-видимому, у британских школьников это входит в обязательное посещение, так как Трафальгарская битва является одним из самых главных исторических моментов Великобритании.
Добавить нас в друзья:)