Краем глаза зацепила сегодня абзац в книге
"Playing to win" Дэвида Сирлина, которую читает сейчас муж. Вообще книга про игры, но, памятуя о теории игр и психологии игр, можно экстраполировать общие положения на любые жизненные задачи в целом (потому как игра есть упрощение реальности до одной или более механик с более очевидными стратегиями достижения более очевидных целей, по сути).
Конкретно я прочла кусок раздела
"О ламерах". В перинципе, стоит прочесть его весь, он коротенький, но я хочу процитировать два отрывка.
"Ламер считает большое количество тактик и ситуаций, которые встречаются в игре Street Fighter, «недостойными». Эта «недостойность» становится настоящей мантрой новичка."
"Чтобы стать хорошим игроком, необходимо усвоить одно правило: вы должны использовать все, что может увеличить ваши шансы на победу. Это и есть суть игры ради победы. Игра не знает «благородных» или «недостойных» ходов. В игре важно только одно: победа и поражение."
Я сейчас хочу применить эти цитаты и вообще общую мысль всего раздела к рисованию. Все, кто хоть сколько-то вращается в рунетовской CG-тусовке, видели, участвовали и провоцировали срачи на вечную тему "до какого предела допустимо читерить" и все ее частные случае: про обмазывания фоток, чужих картинок, прямой и косвенный плагиат, использование рефов, фотобашинг и матте-пейнтинг, юзание 3д-основ и прочая, прочая, прочая. Особенно усердствуют те, у кого за плечами художка. колледж или институт с профильным образованием. Это нормально: пока ты учишься, тебе очень тщательно конопатят во все щели мозга, что то-то и то-то - правильно и достойно, а вот это и это - фуфуфу и нельзя. Если обобщить, то кратко это звучит как "ценность работы измеряется усилиями, на нее потраченными")))
В классическом отечественном худ.образовании на данный момент существует сверхценность усилий, как самоцель. Мы будем заставлять студентов рисовать тушью на ватмане то, что давно и повсеместно делают в автокаде в профессии, и клали мы, что достижение этой высочайшей ручной умелости и аккуратности отберет сотни человекочасов, которые хорошо бы потратить на реально нужные в профессии вещи. После многих лет обучения эта подспудная идея о ценности усилия настолько въедается в подкорку даже тем, кто протестовал против этого абсурда, что вытравливать ее приходится годами, очень мучительно. Ясен пень, что логика "хуже не будет" у преподов имеет право на жизнь, потому что вроде как привычка делать все максимально трудоемко дарит своему обладателю прокачивающийся навык. Но тут очень важно понимать, какой именно навык ты сейчас качаешь этим увеличением усилий. Анатомию, потому что не обвел позу с фотки, а нарисовал, опираясь на реф? Да, пожалуй. Рендер, потому что рисовал фотореалистичные прожилки дерева, вместо того, чтоб наложить текстурку? Ну вот уже очень, очень сомнительно.
Это все свойственно не только имеющим корки о худ.образовании, но им - особенно. Поэтому довольно часто самоучки уделывают их легко и непринужденно, хотя вроде бы багаж знаний и навыков у людей несоизмерим. Но самоучки просто не стесняются читерить и не в курсе как-то, что это "недостойно". А в современной нам реальности применение художника таково, что скорость и эффектность для обывателя - одни из самых главных пунктов профпригодности. Это коллега видит, где фотобаш, а где вручную выдрочено, а 90% населения земного шара похер, кто и как там это делал, главное, чтоб пыщ-пыщ.
Собственно, у меня самой ОЧЕНЬ ощутимо в голове сидит идея сверхценности усилий, как самоцели. У меня просто целый выводок тараканов с тегом "так делать недостойно"!) И это очень, очень, очень мешает. И никому этот треш в голове еще не помог, ну, если только он не устроился преподавать в какой-нибудь ВУЗ и не заражает им юных студентиков. Тогда да. он варится в этой среде и совершенно там органичен. Но мы-то, граждане, мы-то живем в реальном мире. И поэтому, как бы неудобно и бездуховно звучала идея американского дядечки, а он прав.