Цензура - это не только запрет власти что-либо писать и показывать, но и согласие журналистов и режиссеров выполнять эти требования. Цензура не может существовать там, где ей объявлен бойкот.
Выдавливать из себя по капле раба, о чем когда-то Чехов писал Суворину, есть занятие для нашего отечества характерное: бесконечное, как российские просторы, и безнадежное, как тоска по справедливости. Но проницательный Антон Павлович понимал, что иного пути нет. Правда, преуспели мы на этом пути немного.
Запрет главы департамента культуры московского правительства Сергея Капкова демонстрировать в Гоголь-центре документальный фильм Майка Лернера и Максима Поздоровкина "Показательный процесс: история Pussy Riot" вряд ли поверг кого-то в шок. Чего еще можно ожидать от нашей власти? Вот досрочное освобождение политзаключенных - это удивительно, а цензурный запрет - что ж в том нового?
Неудивительно, к сожалению, и то, что художественный руководитель театра
Кирилл Серебренников хотя и возмутился, но распоряжение выполнил. Так у нас повелось издавна - роптать, но исполнять. Роптать для очистки совести (когда опасно - на кухне, когда не очень - в интернете), исполнять - на службе, на работе, демонстрируя начальству свою лояльность. В советское время так жила практически вся творческая интеллигенция за исключением единиц, бросивших системе открытый вызов. Этих, отбившихся от стада, остальные презрительно называли ввязавшимися в политику диссидентами и тайно ненавидели за то, что сами на такое не способны.
Надо сразу отметить, что
требование Сергея Капкова незаконно и по форме, и по существу. Даже если театр находится на содержании у московского правительства (то есть получает деньги из городского бюджета, образованного из налогов москвичей), это не дает правительству Москвы права вводить цензуру и вмешиваться в репертуарную политику. Цензура прямо запрещена Конституцией РФ.
С точки зрения формы такое требование ("требую отменить показ...") должно быть оформлено соответствующим актом - приказом, постановлением, решением городского правительства и т.п., то есть документом, имеющим юридическую силу и обязательным для исполнения. Письмо же Капкова, начинающееся словами "Уважаемому Кириллу Семёновичу" и "Уважаемому Алексею Аркадьевичу" (директору театра), а заканчивающееся пожеланием "беречь друг друга", "С наилучшими пожеланиями и надеждой на новые премьеры!", "С уважением к Вашему таланту", хотя и написано на официальном бланке и имеет исходящий номер, но представляет собой не более чем просьбу частного лица. Такое "требование" вполне можно не исполнять в силу его неправового характера. На него можно было просто не обращать внимания.
Почему же Кирилл Серебренников с ним согласился? Вопрос риторический. Страх и то самое рабство, которое надо выдавливать из себя по рецепту доктора Чехова. Никто реально не мог помешать показу фильма. Не приехал бы ОМОН, не били бы дубинками по головам авторов фильма и руководителей театра, не впаяли бы по "двушечке" участникам предполагаемой дискуссии, не сняли бы с поста лидера партии Ирину Прохорову, которая должна была вести дискуссию. Не случилось бы ничего страшного.
Худшее из возможного - снятие Серебренникова с должности. Неприятно, но даже на фоне обсуждаемой темы - процесса по делу Pussy Riot - это всего лишь мелкие трудности. Алехина и Толоконникова отстаивали в лагерях права заключенных с риском для жизни, а Серебренников не готов пойти на принцип и рискнуть должностью. Земля и небо!
Ну да, плохо без работы, тяжело потерять творческую площадку, жаль собранный коллектив, но свобода чего-нибудь стоит? Достоинство что-нибудь значит? Осип Мандельштам заплатил за свободу творчества лагерем и жизнью, Михаил Булгаков - безработицей и нищетой, Александр Солженицын - изгнанием с родины. Многие достойные люди платили за нашу общую свободу такую цену, которая не идет ни в какое сравнение с возможными последствиями для Кирилла Серебренникова. Чего бы было не упереться?
Ведь никто не призывает рисковать семьей, детьми, лезть на баррикады, готовиться к тюрьме или эмиграции. Речь не идет даже о гражданском неповиновении - не платить налоги, не пользоваться государственными банками, игнорировать дурные законы. Надо всего-то упереться в своем деле, на своем месте. Ведь цензура - это не только запрет власти что-либо писать и показывать, но и согласие журналистов и режиссеров выполнять эти требования. Цензура не может существовать там, где ей объявлен бойкот.
Что жаловаться на дурную власть - она от природы такова и вряд ли может быть иной. Кому придет в голову жаловаться на таежный гнус - мошкару, комаров или слепней. Они такими созданы. Вопрос, как с ними справиться, как от них защититься.
Кирилл Серебренников пишет: "Я призываю всех людей, для которых живы понятия честь и свобода, для которых важны достоинство и право художника творить и говорить свободно, сплотиться и сопротивляться пришедшему Мраку. Словом, делом, искусством, кто чем может". Однако серьезные решения принимаются в одиночку. У Серебренникова была такая возможность - он этого не сделал. Он призывает сплотиться, очевидно, придерживаясь распространенного заблуждения, что наша сила - в объединении. Я же думаю, что нас угнетают не потому, что мы разобщены, а потому, что поодиночке мы неспособны на поступок. Нам бы все собраться в стадо, чтобы за себя не отвечать.
Причин уйти от нелегкого решения всегда много, и все они уважительные. Они не выдуманы, они вполне реальны. И даже тезис об оказываемом давлении не высосан из пальца. Мы вообще живем в мире, в котором все на всех так или иначе оказывают давление. На Серебренникова давит Капков. На министра Капкова, которому до фильма скорее всего нет никакого дела, оказывает давление мэр Собянин. На Собянина - кто-то из президентской администрации, который, в свою очередь, опасается недовольства Путина. На Путина давят оппозиция, страх бархатной революции и коварный Запад, отчего он решает, что надо жестко пресекать всякие попытки свободомыслия. В этой системе побеждает тот, кто не уступает давлению. Поэтому так важно каждому принять для себя самостоятельное решение.
В минувшее воскресенье я пришел в Гоголь-центр к тому часу, на который было назначено мероприятие. У входа мне будничным тоном сообщили, что показ фильма отменен, а билеты можно использовать в любой другой день. Никто ничего не объяснял, не извинялся. Руководители театра не стояли в фойе и не выражали сожаления. В театре вообще не было никого кроме нескольких посетителей в кафе на первом этаже и дежурных сотрудников. Обманутые зрители не собрались перед театром, чтобы выразить свое возмущение действиями московского правительства. Все приняли случившееся как должное. Ну, не разрешили, так не разрешили. Что же теперь делать?
И это тоже очень печальное явление во всей этой истории. Пока мы не научимся хотя бы на своем месте не уступать произволу, так и будем прозябать в рабстве, поскуливая, что опять попался плохой хозяин.
Александр Подрабинек По теме:
Запрещённое кино