Борьба с ЖКХ: дело всенародное?

Feb 11, 2013 03:13

Оригинал взят у verwalter в Борьба с ЖКХ: дело всенародное?


Последние несколько дней одна из самых обсуждаемых тем: идея В.В.Путина поставить ЖКХ под общественный контроль. Еще одна очередная попытка улучшить ситуацию «методом тыка». Почему? Потому что менее чем полгода назад сам Владимир Владимирович признал, что ставка на общественные организации в деле улучшения ситуации в ЖКХ оказалась ошибочной. Я имею в виду выступление Путина в октябре 2012 года на форуме «Россия зовет». О чем у писал еще тогда в контексте президентского указа № 600. Уже тогда Путин признал, что ТСЖ не показали той эффективности, которой от них ожидало правительство. А что такое ТСЖ? Это и есть фактически общественные организации (пусть и несколько по иному названные), создаваемые по признаку владения частью собственности многоквартирного дома. Они так и называются: товарищества собственников жилья. И эти товарищества оказались бессильны улучшить ситуацию в сфере ЖКХ. Стоит говорить о количестве фиктивных, созданных местными администрациями, товариществ? Так с чего Владимир Владимирович решил, что какие-то другие общественные организации смогут сделать то, что не сделали ТСЖ? Почему Владимир Владимирович уверен, что местные администрации не начнут в массовом порядке фабриковать фиктивные новые контролирующие общественные организации, как они массово фабриковали фиктивные ТСЖ?

Может мой блог (чем черт не шутит) в самом читает кто-нибудь из представителей власти. Так доведите до нашего президента очень простую мысль: все проблемы ЖКХ заключаются не в недостаточном контроле, а наоборот, в избыточном контроле. Неужели даже три срока в президентском кресле недостаточно, чтобы понять простую истину: когда в России кого-то наделяют контролирующими функциями, то тем самым дают возможность брать взятки, выдавливать неугодных и оставлять тех, кто вовремя заносит сколько скажут. Неужели Путин и его советники этого не понимают? Почему никто не критикует, допустим, сферу торговли бытовой и компьютерной техникой? Потому что там все нормально: предложение избыточное, цены падают. Но дайте чиновникам (или созданным ими общественным организациям) право проверять магазины электроаппаратуры и регламентировать что и как продавать, и сразу же цены поползут вверх, предложение на рынке резко уменьшится, а в немногих оставшихся магазинах хамоватые продавцы начнут всучать утильсырье по цене самых последних новинок. К счастью рынок бытовой и компьютерной техники в России является одним из немногих сегментов с более или менее свободным рыночными отношениями.

Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы предсказать, как эти общественные организации нового типа будут участвовать в общей коррупционной схеме в сфере ЖКХ. Как работала эта схема с ТСЖ? Рассмотрим чуть подробнее.

В моем журнале коррупции в ЖКХ посвящена не одна статья. Очень кратко напомню общий принцип: многоквартирный дом (МКД) как правило представляет из себя объект недвижимости коллективной собственности. В современных коммерческих домах практически все квартиры находятся в собственности. В МКД советской постройки имеются как муниципальные квартиры, так и приватизированные. В таких домах одним из собственников является муниципальная власть (напомню что в советское время дома находились в собственности у местных Советов). Поскольку собственников в доме (даже советской хрущевке) как правило несколько, а часто сотни, собственники имеют право объединяться в товарищество собственников жилья (ТСЖ). ТСЖ имеет полномочия решать все вопросы, связанные с обслуживанием дома. Некоторые ТСЖ возлагают эту нелегкую задачу на себя (что часто ведет к неоправданным тратам средств). Чаще ТСЖ приглашают для обслуживания дома какую-нибудь управляющую компанию. Поскольку действительно независимых частных управляющих компаний в сфере жилой недвижимости даже в Москве совсем немного (о чем я тоже писал и приводил статистические данные), чаще всего приглашенной управляющей компаний является ГУП ДЕЗ, то есть государственное унитарное предприятие. Но не всегда. Местные администрации давно смекнули, что иметь карманную «независимую» управляющую компанию выгоднее, чем иметь дело с ДЕЗом. В результате как грибы стали появляться управляющие компании, имеющие формальный признак независимости, а на самом деле являющиеся полностью контролируемыми местной администрацией компаниями (не буду подробно распространяться о том, какие это коррупционные деньги сулит местным администрациям).

Как эта «карманная» УК может взять дом в свое управление? При помощи ТСЖ. Для этого эта же местная администрация создает в доме фиктивное ТСЖ (через какого-нибудь прикормленного пенсионера, которые есть в каждом доме). Жильцы и собственники квартир об этом даже не знают. После этого фиктивное ТСЖ в лице своего председателя правления заключает с «карманной» УК от имени собственников договор. И дело в шляпе. После этого «карманная» управляющая компания может творить в доме что хочет, управы на нее не найти. Даже если жильцы возмутятся, то куда они будут писать жалобы? Правильно, в местную администрацию, которая эту управляющую компанию и протащила. Как будет реагировать местная администрация на жалобы против своей УК? Максимум формальными проверками, а чаще всего отписками. Порочный круг. В СМИ назывались разные цифры количества фиктивных ТСЖ. Самые мягкие данные: только в Москве местной властью было создано 40% фиктивных ТСЖ от всех существующих. По моим субъективным данным эта цифра очень сильно занижена.

Но ТСЖ это все-таки достаточно серьезная штука. Как ни крутите, а хотя бы фиктивно, но эта структура должна отражать мнение всех собственников МКД. Поэтому создавать фиктивную ТСЖ не так уж просто. Однако для местных администраций нет непосильных задач. Многие жильцы до сих пор судятся и никак не могут избавиться от навязанной администрацией ТСЖ (и призванной ею «карманной» УК). Теперь очередное решение нашего президента даст старт созданию каких-то контролирующих общественных организаций. Насколько можно сделать предварительный вывод, эти организации получат право проверять деятельность управляющих компаний. Но разве ТСЖ не имели такого права? А разве обычные жильцы не имеют право потребовать от управляющей компании хотя бы копию договора, в приложении к которому указывается перечень услуг и их стоимость. И что? Как этим правом пользовались ТСЖ и просто граждане? Хочется задать вопрос (пусть скорее всего в пустоту, но все-таки): Владимир Владимирович, с чего Вы взяли, что местные администрации не начнут тут же создавать контролирующие общественные организации точно также, как до этого они создавали фиктивные ТСЖ?

Причем создать общественную организацию не привязанную к дому, гораздо проще чем жестко связанный с домом ТСЖ. У любой местной администрации есть куча прикормленных пенсионеров и пенсионерок. За лишний пакет с колбасой на праздник и приглашение на какой-нибудь праздничный концерт они будут участвовать в такой организации и «контролировать» так, как им скажут в местной администрации. А еще через несколько лет мы услышим очередное честное признание Владимира Владимировича: «Наша надежда на контролирующие общественные организации в сфере ЖКХ не оправдалась». И не оправдается. Пока сфера ЖКХ отдана на откуп местным администрациям, не ждите каких-либо улучшений в этой сфере. А все эти общественные организации, очередная бессмыслица, призванная скрыть тот неприглядный факт, что высшая федеральная власть не знает, как провести реформу ЖКХ и с какого конца браться за дело. Но зато никто не скажет, что власть вообще ничего не делает. Делает. То ТСЖ придумает, то про СРО начинает говорить, то Указ 600 выпустит, то потребует в платежках расходы на ОДН выделять. А теперь вот президент решил общественные организации, контролирующие деятельность УК создавать. Как говорится, запасаемся поп-корном и делаем ставки: через какое время президент признает, что «это было ошибочное решение».

ЖКХ

Previous post Next post
Up