Возможно ли историческое примирение с Россией после войны?

Sep 12, 2015 02:00

Мало кто из школьников, изучая «Анну Каренину», обращал внимание на финал, в котором Вронский уезжает в Сербию. Он едет туда потому, что жизнь ему уже не мила, а патриоты в прекрасном далеко сражаются с смутно осознаваемой несправедливостью. Общественность снисходительно-одобрительно относится к этому поступку. Наконец лихой вояка занялся настоящим делом. А то, что это «дело» - убийство людей в далекой стране по непонятным мотивам, никого не смущает.



В обозримом будущем мы, скорее всего, станем свидетелями и замораживания войны на Донбассе, с образованием «украинского Приднестровья», и серьезных изменений во властной системе России.

Это может обнадежить и расслабить, однако, рассчитывать на то, что все наши проблемы связаны исключительно с Путиным, я бы не стал.

Если посмотреть на российскую традицию, то мы увидим, что социальное одобрение «войны против несправедливости» где-то за границей - это устойчивый тренд.

Мало кто из школьников, изучая «Анну Каренину», обращал внимание на финал, в котором Вронский уезжает в Сербию. Он едет туда потому, что жизнь ему уже не мила, а патриоты в прекрасном далеко сражаются с смутно осознаваемой несправедливостью.

Общественность снисходительно-одобрительно относится к этому поступку. Наконец лихой вояка занялся настоящим делом. А то, что это «дело» - убийство людей в далекой стране по непонятным мотивам, никого не смущает.

Затем Россия напрямую участвует в долгих и изнурительных войнах, и тема «восстановления всеобщей справедливости» немного угасает.

До 1930-х, когда гражданская война разгорается в Испании. Тут уж участие наших войск героизируется вовсю. Михаил Светлов (ироничный интеллигент, известный многим благодаря «Бриллиантовой руке», как «человек и пароход») пишет Гренаду, убийственные по смыслу строки из которой «я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать», становятся культовыми.

Вскоре товарищ Сталин, с подачи референтов, облекает эту доктрину в знаменитое «малой кровью и на чужой территории». Такая формулировка агрессии становится расхожей фразой, и получает чрезвычайное одобрение общества.

Опробовали ее вскоре в Финляндии, где создали свои народные республики, а потом и Карело-Финскую ССР, в которой согласно анекдотам, финнов было всего двое - фининспектор и Финкельштейн.

Казалось, последовавшая за этим страшная война должна была уничтожить этот дискурс, однако, ничуть не бывало.

Едва отправившись от разрухи, общество благосклонными анекдотами встречает появление в Корее летчиков Су Кин Сына и Ли Си Цына. Вновь идея повоевать за морями кажется очень удачной.

С придыханием и перешептыванием рассказывают о «наших военспецах», которые трудятся в странах развивающейся демократии где-нибудь в Африке. Их служба, безусловно, почетна и славна.

Мы правильно восстанавливаем справедливость в Венгрии 56-го и Чехословакии 68-го года. Без нас там восторжествовала бы какая-то непонятная «хунта», против которой очень сильно настроен среднестатистический житель Союза.

Советское общество в едином порыве поддерживает то, что наши специалисты и наши войска помогают арабским друзьям «сбросить Израиль в море». И искренне огорчается, когда это не получается.

Победоносное «восстановление справедливости» становится органической частью общественной жизни, вырождаясь во вполне гопнический дискурс «слышь, там наших с района обидели, так вот мы вам покажем». Общество воспринимало себя большим громилой, который легко может себе позволить «настучать кому-нибудь», если сочтет это необходимым.

Что на самом деле происходило в Будапеште, Праге, Кабуле, Иерусалиме мало кого интересовало. Телевидение и пресса убедительно говорили о том, что «мы восстанавливаем справедливость». А этого было достаточно, чтобы обосновать любую агрессию.

" Общественное мнение охотно верит в то, что в Украине происходит колоссальная несправедливость, и Россия должна этому противостоять.

Нынешнее восстановление советской идеологической доктрины в России немедленно повлекло за собой и возрождение этого гопнического дискурса.

Общественное мнение охотно верит в то, что в Украине происходит колоссальная несправедливость, и Россия должна этому противостоять.

Эта позиция не навязана обществу. Пропаганда лишь оживляет дискурс, который то разгорается, то тлеет уже полторы сотни лет.

И активность этого дискурса сегодня говорит о том, что смерть Путина не разрешит ситуацию, и не станет сигналом к пробуждению.

Общественное мнение еще долго будет считать, что Россия вела в Украине праведную войну, и будет недоумевать, почему соседи косятся на захватчиков, как недоумевали советские патриоты, приезжавшие в Прагу или Будапешт.

Историческое примирение в нашем случае штука гораздо более сложная, чем кажется нам сейчас, ведь нет никаких предпосылок к тому, что российское общество будет переживать «комплекс вины», через который прошла послевоенная Германия.

А без "урока стыда" мы будем обречены на водораздел.

Алексей Филановский, Site.ua

Последствия путинского безумия, против ксенофобии, аналогии, психология, Финляндия, СССР, мнение, Филановский Алексей, после падения режима Путина, общество, против войны, Путинская война против Украины, исторические факты

Previous post Next post
Up