Я помню, как будучи подростком следил за происходящим на борту затонувшей подлодки "Курск". Сейчас уже и не скажу сколько велись спасательные работы - может всего пару дней, а казалось, что целую неделю. Было одновременно и интересно, и страшно за ещё выживших, сжатых в затопленных помещениях под тоннами ледяной воды. И хотя фильм основан на рассказах написанных задолго до трагедии "Курска", но всем понятно, что сняли его именно из-за этого происшествия, а не благодаря гениальности писателя.
Главные герои фильма - подлодка "Славянка" и её команда. Тут, конечно же, "Прощание славянки" будет звучать не раз. Как это не использовать. Для этого всё ведь и было задумано! Ну подлодка "Славянка", трагедия и марш "Прощание славянки", вот. Ну понятно да? Ну мы сыграем несколько раз, на всякий, чтобы до всех дошло. А команду сделаем настоящую, мужскую, патриотичную! Командир будет ратовать за настоящий русский язык! Учить других, что такого красивого больше в мире нету. Хотя наверное сам-то только русский и знает. Другой будет болеть за "Спартак". Ну потому что спорт и фанатов много, будут сочувствовать своему с соратнику. Вставим балансирующую на грани бравурного шовинизма сцену, в ходе которой сразу после развала СССР наш доблестный командир отказывается принимать украинскую присягу, забирает с собой практически всю команду и приказывает играть "Прощание славянки" (да, ещё разок, хуле). Ну а главный герой-мачо у нас будет остряком и юмористом, который даже находясь по горло в воде, в подорванной подлодке будет острить и шутить. Ведь русский военный мужчина всегда сохраняет спокойствие и "трезвый" взгляд на вещи. Ну и где попало ещё напихаем разных флешбеков. С юмором конечно! Ну чтобы не грустил зритель очень, мы же не "Дас Бут" снимаем, чтобы по несколько минут показывать крупным планом потные лица моряков под отдалённое эхо огромного океана за стенами подлодки.
Даже наверное не стоит говорить, что трагедия тут ну никак не работает. И не потому что тут плохо создана клаустрофобная атмосфера, которая присуща подлодкам и в чём-то сравнима с одиночеством в сжатом пространстве на космическом корабле. Нет. Это тут есть в зачаточном, но всё-таки виде. Как и есть качественная музыка самого Морриконе, которая правда слушается лучше в отрыве от фильма, так как в нём она использована как попадётся. И ещё красивые глаза Чулпан Хаматовой. В остальном это пошловатый, пафосно-патриотичный фильм с очень плохим юмором и картонными персонажами. Когда сгорает бумажный человечек мне трудно ему сопереживать.
3/10