«Good communication skills» - мы все не обращаем внимания на это требование в описании вакансий, считая, что это просто чушь для заполнения пробелов в тексте, когда HR-ру нечего больше написать по существу. Навыки общения - это далеко не главное качество для разработчика - скажете Вы, - куда важнее уметь хорошо программировать. Общение же можно ограничить комментариями в коде и уточнением требований в Jira. Многие немецкие наниматели не согласятся с Вами принципиально.
Случай из будней немецкого IT headhunter-а. Мой клиент искал PHP синьора. Поскольку ситуация с разработкой̆ становилась критичной, найти нужно было “вчера”. Для этого наняли несколько немецких агентств, в том числе и меня, для поиска импортных мозгов.
Майские праздники, кандидатов кот наплакал. И тут откуда не возьмись, пишет мне это «Сокровище». Назовем его Василий. Опыт просто шикарныӗ, стэк технологий совпадает с требованиями, тестовое задание выполнено прекрасно. Ко всему прочему, он уже живет в Германии и может провести собеседование в офисе клиента вживую. Это был подарок судьбы!
Как нормальный русский человек, привыкший во всем искать подвох, я все же думала, что не может быть все так хорошо и переживала, что парень плохо говорит по-английски. Но после общения сомнения развеялись: английский у Василия свободный. В очередной раз поругала себя за то, что все еще не могу перестроить мышление, расслабиться и принимать успехи, как нормальное явление.
Первое собеседование в компании - техническое с тим-лидом. Назовем его Андрей. Второе собеседование уже с СТО, немцем.
Отступление. Несколько лет назад Андрей переехал в Германию из Москвы, где работал несколько лет также тим-лидом и всегда участвовал в процессе найма новых программистов. В силу этого требования Андрея, привыкшего снимать сливки с московского рынка труда и без особого ограничения бюджета, немного завышены. Исходя из своего личного опыта могу также сказать, что требования при устройстве на работу для программистов в Москве выше, чем в Германии. Попросту говоря, Андрей обычно всех валит на техническом собеседовании. Поэтому, обычно, все соискатели, кто проходит первый “тим-лидский” раунд, легко проходят и второй у СТО, после чего получают заветный оффер. Помешать тут могут только или “спикинг фром май харт”, или желание получать зарплату в 100500 тыщ со старта.
Так вот, вечером того же дня Андрей отправляет письмо СТО, где большими буквами пишет «HIRE!!!!!». СТО назначает второй раунд на следующий день. Я потираю руки в предвкушении еще одного подписанного контракта. Но восторженного письма от СТО в этот вечер я не получила. И на следующий день тоже... Очень странно. Через два дня, пребывая в смятении, написала сама: «Как он тебе?». В ответ получаю смс «Он нам не подходит». О_о - вот такие примерно были у меня глаза. Пытаюсь выяснить, в чем дело. Оказывается, “во время разговора парень не улыбался, смотрел из-под лба и выглядел совсем неприветливо”.
«Что за фигня?!» - скажете Вы. Так подумала и я. Хорошо, что в офисе этого клиента у меня есть свой «агент»: милая девушка, с которой мы подружились, и которая является источником всех полезных и бесполезных новостей из этой компании. Я быстренько пригласила её на обед, чтобы между делом разузнать, что она об этом слышала.
Начинаю издалека, рассказываю, как в принципе бизнес идет: «Представляешь, даже нашла недавно для вашей компании прямо в Германии человека, который к Вам на днях приходил». «Да-да, я видела его. Очень странный тип», - она делает жест, иллюстрирующий его странность. Я не сдаюсь: «Но он такой квалифицированный и опытный, таких днем с огнем не сыщешь!» В ответ только один аргумент: «Это хорошо, что наш СТО учитывает в том числе и персональные качества соискателей. Иначе, они не смогут социализироваться и не впишутся в коллектив!». Что ж, не поспоришь.
Сказать правду, Василий - не зажигалка и вряд ли может стать душой компании: он не улыбается во все зубы при встрече и не делает small talk с коллегой на кухне. Зато он с серьезным видом развернуто отвечает на все технические вопросы, не зависимо от языка общения. В концепцию «программист должен писать код, а не разговаривать» Василий более чем вписывается. Могу это сказать определенно точно. Другой вопрос, какая именно «концепция» (читай «какие ожидания») у немецких работодателей от программистов...
Всем попутного трактора!