Видимо, президент путин опять ввел в заблуждение: это не болгария запретила строить на своей территории а газпром решил, что для него невыгодно это строительство из за антимонопольных законов ЕС
( Read more... )
Есть несколько магазинчиков, расположены рядом, загруженность каждого некритична. Если какой-то из них работает плохо - покупатели из него уходят в соседние. Соседние магазинчики могут увеличить предложение и расшириться, забрав к себе долю соседа. Конкуренция эффективна.
А есть инфраструктурные объекты (электростанция, электросети, конкретная дорога, газопровод, мост), все обслуживают определенный спрос. Постройка именно что конкурирующего объекта дорога и рыночно не окупается (всё равно что строить второй мост рядом с первым), ввиду этого конкуренция слаба, ибо существующие объекты не могут предложить удовлетворения именно нужного спроса (мост из А в Б нельзя заменить мостом из С в D) Как следствие, получается или естественная монополия (регулируемая обычно государством), или избыточный расход ресурсов (если страна богатая) - типа параллельных линий в метро Нью-Йорка.
_________________
Применительно к ЮП, к "Идея проста: все должны иметь возможность качать по трубе, чтобы не было монополии." - при таких условиях трубу никто из компаний не будет строить.
Ибо строителю надо будет потом отбить издержки на строительство, а конкуренты смогут брать лишь тариф за чисто транспортировку. Поэтому стандартная схема - строитель строит, а за это потом получает право транспортировать по повышенному тарифу, который постепенно окупает расходы на строительство. Ну или строительство за счет государства, т.е. за счет налогов со всех.
Практические все газопроводы строили строят и на условиях гарантированных поставок на ~25 лет вперед: продавец обязан поставлять, покупатель обязан покупать. Что в советское время в Европу, блюстрим в Турцию, "Сила сибири" сейчас из России в Китай, газопроводы из Туркмении в Китай.
Единственным исключением был Северный Поток (потому что там главным мотивом был мотив снизить украинский транзитный риск), ну и предполагался Южный. Это было весьма накладно для строителя-поставщика. А требование отдать 50% мощности - вообще убийственно.
Конкуренция эффективна.
А есть инфраструктурные объекты (электростанция, электросети, конкретная дорога, газопровод, мост), все обслуживают определенный спрос.
Постройка именно что конкурирующего объекта дорога и рыночно не окупается (всё равно что строить второй мост рядом с первым), ввиду этого конкуренция слаба, ибо существующие объекты не могут предложить удовлетворения именно нужного спроса (мост из А в Б нельзя заменить мостом из С в D)
Как следствие, получается или естественная монополия (регулируемая обычно государством), или избыточный расход ресурсов (если страна богатая) - типа параллельных линий в метро Нью-Йорка.
_________________
Применительно к ЮП, к "Идея проста: все должны иметь возможность качать по трубе, чтобы не было монополии." - при таких условиях трубу никто из компаний не будет строить.
Ибо строителю надо будет потом отбить издержки на строительство, а конкуренты смогут брать лишь тариф за чисто транспортировку.
Поэтому стандартная схема - строитель строит, а за это потом получает право транспортировать по повышенному тарифу, который постепенно окупает расходы на строительство.
Ну или строительство за счет государства, т.е. за счет налогов со всех.
Reply
Reply
Практические все газопроводы строили строят и на условиях гарантированных поставок на ~25 лет вперед: продавец обязан поставлять, покупатель обязан покупать.
Что в советское время в Европу, блюстрим в Турцию, "Сила сибири" сейчас из России в Китай, газопроводы из Туркмении в Китай.
Единственным исключением был Северный Поток (потому что там главным мотивом был мотив снизить украинский транзитный риск), ну и предполагался Южный.
Это было весьма накладно для строителя-поставщика.
А требование отдать 50% мощности - вообще убийственно.
Reply
Leave a comment