Мои читатели, наверно, заметили, что по большинству мировых проблем я не высказываюсь. Но если уж я по какому-нибудь научному вопросу имею свое мнение, то оно обычно правильное
:)
Вот, например, у меня сложилось твердое мнение, что вымышленных исторических персонажей не бывает. В чьем только существовании не сомневались за века развития исторической науки! Отрицали и Иисуса, и царя Соломона, и кого хотите.
Но всегда находятся исторические подтверждения. Поэтому я убедилась, что мнение "такого человека не было" всегда следует считать подозрительным. Человек может рассказывать о себе бог знает что, это да. Например, Александр Пэнн, приехавший из той же черты оседлости, что и мы с вами, рассказывал, что его дед, растивший его после смерти матери, был шведским графом и погиб, охотясь на белого медведя на берегу Белого моря. Этому, конечно, едва ли стоит верить. Но отрицать на этом основании историчность самого Александра Пэнна было бы глупо.
А вот и небольшой пример. В мемуарах Ехезкеля Котика, которые я редактирую (и всё никак не доредактирую... но, надеюсь, уже скоро) несколько раз упоминается некий Огинский, предводитель польского восстания 1863 года.
Переводчик Котика на иврит делает сноску, что некий М.Огинский был, но руководителем польского восстания он не был. Редактор первого русского издания пишет, что Огиньские были важным аристократическим родом, а "народная молва назначила одного из Огиньских предводителем восстания". И это несмотря на то, что Котик приводит детали: что Огин(ь)ский был крупным военным специалистом, попал в плен возле Пинска, будучи выдан крестьянином, у которого спрятался, и пишет: "Я сам видел его саблю, она была кривая, вроде серпа", и добавляет: "Среди евреев про этого Огинского прямо легенды ходили". Редактор здесь делает сноску: "Упоминание о легендах еще раз подтверждает то, что предводитель восстания Огиньский был ЧИСТО ФОЛЬКЛОРНЫМ ПЕРСОНАЖЕМ".
Что я сделала, прочтя эту сноску и зная, что чисто фольклорных персонажей не бывает? Предприняла небольшое собственное разыскание. Совсем неглубокое, с помощью той же самой Википедии.
И примерно через сорок секунд я уже читала биографию Романа Рогин(ь)ского, который был-таки именно военным специалистом, был-таки весной 1863 года выдан крестьянином, у которого прятался, и именно возле Пинска. Смертный приговор ему заменили на 20 лет ссылки в Сибири, он выжил, вернулся в Польшу и даже написал хвастливую книгу "Дневники бунтовщика", а потом открылось, что он сотрудничал со следствием и закладывал товарищей... короче, посмотрите сами статью "Роман Рогинский".
Ну а то, что Котик писал его фамилию со слуха и что евреи картавили, всё-таки не делает Рогинского "чисто фольклорным персонажем", при всем уважении к почтенным коллегам.
Так что, дорогие читатели, когда вам в следующий раз будут рассказывать о ком-нибудь, что он чисто фольклорный, что вся история выдумана, что царя Давида не было или что Ходжи Насреддина не было - вспоминайте Романа Рогинского.