Интересный дом Ridzenes, 25, Рига.

Mar 15, 2013 21:07





Рига строилась заново и на развалинах бывшей застройки, поэтому если случался какой-то пригодный камень или интересная плита с рельефом, их встраивали в стены заново.

Когда рижанин Эрнст Лоренц получил земельный участок на ул. Ридзенес, 29, было уже начало 20 века. Властвовал югендстиль, который искал (наверное все же - требовал, но так в оригинале) непростые украшения для фасадов.

Поэтому у владельца этого здания, так же как и у проектировщика Г. Девендрусса появилась идея использовать на фасаде нового здания сохранившийся от прежней застройки барельеф с грехопадением Адама и Евы. Проектировщик вкомпоновал высеченный в известняке барельеф в центр фасада между первым и вторым этажами, отделил его вертикальными декоративными полосами штукатурки.

Барельеф причисляется к так называемым эпитафиям - памятным плитам. Такие памятные плиты первоначально помещали в церквах в память об умерших, не обязательно связанные с его местом погребения. В Европе эпитафии появились уже в середине 14 века, но особенно широко использовались в 16-17 веках, когда во время Реформации церкви разорялись, и многие надгробные плиты были уничтожены. В интерьерах рижских церквей эпитафии встречаются уже до середины 16 века и сохранились в изрядном количестве.

Вместе с тем появилось обыкновение сходные барельефы делать на фасадах рижских домов, посвящая их не сколько умершим, но живым. Для этих барельефов не определена типология. В настоящее время известные мотивы фасадных эпитафий и композиционные приемы в каждом случае различаются.

Подобной эпитафией является также плита, которая позднее была вмурована в фасад здания на ул. Ридзенес, 29. На это указывает существующий сверху картуш с текстом. Однако в начале 20 века, вмуровывая плиту в фасад нового здания, или же позднее, нижнюю часть картуша скололи и надписи на нем были замазаны штукатуркой. Однако сохранились сведения, что на картуше буквами маюскула* на латинском языке был написан следующий текст: «Грех Адама обрек нас на муки, но Благодать (Милосердие) Божия снизойдет нам в помощь» (ADAMS. MISSE. TAT. BRACHT. UNS. IN. QUAL. ABER. CHRISTI. GNADT. KAM. UNS. ZU. BAU.). Campe P. Lexikon Liv- und KurlAndischer Baumeister, Bauhandwerker und Baugestalter von 1400-1850. Bd.1 Stockholm, 1951, S.12 (Monogrammist I. H. Bild- und Steinhauer in Riga).

Сведения о существовании подобного текста предоставил П. Кампе, отсылая к какому-то изображению, которое некогда хранилось в коллекции товарищества по исследованию Рижской истории и древности. Там же, как отметил П. Кампе, рядом с текстом в правом углу была видна также дата «1575» и буквы «I. H.» Из этого, возможно, следует, что это могли быть год изготовления плиты и инициалы автора.

Пока что упомянутое изображение не обнаружено. Возможно, что оно погибло. Однако какое-то очень неясное и размытое изображение плиты, где виден картуш со всем текстом, помещено в одном из изданий 20-х годов 20-го века. (Celms M. Rīga. Rokasgrāmata ekskursantiem. Rīga, 1926, 37. lpp.) Возможно, что это позднее перефотографирование пропавшего изображения. На этом заканчиваются все конкретные сведения об этом барельефе.

По тематике и пластическим формам общая трактовка композиции барельефа кажется следующей ренессансной традиции, в то же время частично включает в себя элементы декоративизма стиля маньеризм. Древо познания добра и зла в ренессансные времена было излюбленным мотивом. Ценилось также изображение обнаженного человеческого тела.

В этом смысле автор следует прежним традициям. Также и пластика фигур свободная, раскованная. От готики сохранились их размещение на плите, отсутствие пространственного фона. В композиции применен принцип симметрии: в центре Древо познания добра и зла, с обеих сторон которого Адам и Ева.

В целом, однако, композиция кажется перегруженной (загроможденной) и в ней свойственен маньеризму столь типичный момент: центральная группа (Адам с Евой и дерево) размещены как в павильоне, и его гермы, на чьих головах покоятся капители, поддерживают фронтон с головкой серафима. Верхняя часть герм создана в виде обнаженных фигур, а их нижняя часть теряет свою тектонику и перетекает в мотив декоративных растительных листьев.

Ныне дом по ул. Ридзенес, 29 включен в состав дома по ул. Калею, 52, как заднее здание. Было предположение, что этот рельеф всего лишь копия старинного, но исследования подтвердили его подлинность.

* Что такое маюскул, маюскульное письмо: http://verstka.otrok.ru/terms/t39.html
Источник текста http://forum.myriga.info/index.php?showtopic=301&pid=3426&mode=threaded&show=&st=&#entry3426






Art Nouveau/Модерн, архитектура, Рига, s_t, Латвия/Latvia

Previous post Next post
Up