Впечатления недели (17 - 23 марта 2014 года)

Mar 24, 2014 20:33

Темы недели - Крым и прыжки с трамплина. Все остальное на этом фоне - как-то мелко и блекло, хотя и достаточно социально остро. В целом, на неделе у меня было не очень хорошее самочувствие; тем для меня ценнее, что на этом фоне я начал весьма много различных черновиков, и надеюсь, что по крайней мере некоторые из них вскоре станут полноценными и интересными записями. И, что для меня редкость (и радость) - впечатления о прошедшей недели выкладываю сразу же, то есть на следующий день после недели.

В Юго-Восточной Азии продолжаются поиски самолета Боинг-777, пропавшего еще 8 марта. Причем, последнее время все больше косвенных свидетельств того, что он был угнан, а не разбился. Но тогда совершенно не понятно, где он, что с ним, и ради чего все это? Эпопея продолжалась всю неделю и прекращаться, кажется, не собирается. Район поисков постоянно расширяется; несколько раз приходили сообщения о наблюдении со спутников каких-то обломков, которые могут принадлежать самолету, но найдено так ничего и не было. Между тем, это не первый (а второй) подобный случай - в 1979 году над Тихим океаном загадочным образом исчез и так и не был найден грузовой самолет.

В тему: в Москве, как известно, есть все, в том числе общедоступные авиационные тренажеры: http://www.tft.aero/. Любой желающий (за некоторыми ограничениями) может прийти туда и, заплатив некоторую, весьма значительную сумму, попробовать себя в роли пилота самолета. Разумеется, помогать будет инструктор, но в случае чего в настоящем полете взять на себя управление самолетом все же вряд ли получится. Тем не менее, попробовать, наверное, стоит - просто из интереса, чтобы хотя бы отдаленно понимать, каково пилоту самолета.

Референдум в Крыму прошел, и более 96% проголосовавших высказались за присоединение к России. Крым официально объявил о своей независимости, а так же о присоединении к России на правах субъекта Федерации, и во вторник договор об этом был подписан. Как утверждается, весь Крым торжествует («мы вернулись домой после 20 лет изгнания»). Кто в Крыму против перехода на сторону России - тех незначительное меньшинство. Официальные власти Украины, разумеется, этого не признают; тогда как во многих областях Украины собираются группы людей, которые тоже просят о переходе в состав России. Всеобщее воодушевление очень велико, но долго ли оно продлится? Пока все пьяны от победы и переполнены оптимизма, но вскоре ажиотаж спадет, радость пройдет и придет серая повседневность, которая будет совсем не такой сладкой, как кажется сейчас. Как и что тогда будут говорить, как крымчане, так и остальные украинцы - пока не угождаешь, но, скорее всего, все будут недовольны. (Мне, полюбившему «Звездные войны» это напомнило праздничные торжества в конце 4-го или 1-го эпизодов - настоящие войны и проблемы были как раз после).

Акции поддержки Крыма в России меня несколько удивляют - я не верю ни в их искренность, ни даже в необходимость. Но верхом удивительного была церемония подписания договора России и Крыма, а, вернее, та скорость, с которой это было сделано. Подписанию предшествовало выступление Путина, получившее наименование «Крымская речь» (по аналогии с «Мюнхенской речью»), которое в прямом телеэфире транслировалось практически по всем каналам. Речь, с текстом которой можно ознакомиться любому желающему на сайте Президента (ссылку решил не давать, кому надо - найдут) производит серьезное и глубокое впечатление, особенно на пустое массовое сознание. Сопротивляться и не поддаваться этому движению довольно трудно. И все это жутко напоминало какие-то не самые светлые советские времена, когда любое слова генсека принималось на «Ура», каждая фраза тонула в явно неумных аплодисментах, а в соседних государствах создавались инициативные группы, под влиянием и руководством которых эти страны быстро становились союзными республиками. И вот вопрос какой - Путин все это делает для России, или для того, чтобы набить себе цену? Ведь очень многие считают, что все это исключительно благодаря Путину! А ведь не так давно его рейтинг и доверие к нему постоянно снижались, хотя и не сильно - теперь же, на фоне Олимпиады и Крыма, просто всплеск их роста, но так ли это хорошо? Путин, правда, все больше похож на царя; помнится, Ельцина тоже называли царем, и он сам поигрывал в царя; как же нам тогда называть Путина, и во что же он тогда играет?

Запад, разумеется, негодует, но Россия на это чихает. В целом, дошло до ситуации, из которой обратно вернуться уже нельзя - кто отступит, тот потеряет лицо. Россия активно ссылается на прецедент Косово. Что интересно, Запад долго говорил об исключительности того случая, а Россия как раз отказывалась его признавать; теперь же Россия пользуется тем, что она не признает, а Запад, вроде бы, реально ответить ничем не может. По идее, чтобы быть честными, Россия теперь должна признать Косово (и поддержать сепаратные настроения в Каталонии и Шотландии), а Запад - переосмыслить позицию по своим территориям, претендующим на независимость. А разговоры о санкциях - это, в основном, политические игры, вероятно, с желанием урвать себе что-то где-то в других областях. Применение же санкций и ограничение участия России в международных организациях, кажется, не колышет в России никого - ни тех, кто попал под санкции, ни всю страну, которая не боится угрозы западной изоляции. Восточной изоляции, скорее всего не будет, и зачем тогда нам запад, если есть куда более перспективный Восток. Еще важно, что Обама заявил о военном невмешательстве США в дела Украины и Крыма. При этом некоторые украинские деятели, наоборот, заявляют о росте угрозы войны.

Лично я, в общем, не против присоединения Крыма или даже каких-то других территорий, но как-то странно все это делается. Больше всего меня настораживает та скорость, с которой был присоединен Крым - слишком быстро, а, как известно «поспешишь - людей насмешишь». С другой стороны, это все лучше, чем в истории с Абхазией и Южной Осетией в 2008 году - тогда все-таки была война. И если бы эти территории присоединились к России, несмотря на все желания их жителей, они бы воспринимались как военные трофеи. Теперь же все мирно, пусть даже не очень гладко. Главное, чтобы никто не наделал военных глупостей (а от этого, вроде бы, отходят в сторону), и постепенно, и достаточно быстро, все войдет в свое обычное житейское русло.

Прошла информация о предложении отменить практически все пригородные электрички и пересадить пассажиров на автобусы. Причина - электрички убыточны во всех регионах, кроме Москвы и области, а так же Санкт-Петербурга и почему-то Адыгеи. И нам, по сути, предлагают пойти по американскому пути, где железные дороги в самом деле сокращаются, популярностью не пользуются, и, что важно, в подавляющем большинстве не электрифицированы. При этом Европа достаточно активно использует железнодорожный транспорт. На мой взгляд, проблем у электричек две - неэффективное построение состава и неправильное расписание. Электрички пустуют - это известно, но как им не пустовать, когда они идут в крайне неподходящее время? Я, когда строил маршрут поездки на электричках от Москвы до Владивостока, смотрел расписания в удаленных частях страны и просто поражался - во многих местах всего две пары поездов в день, причем в явно не самое удобное время (или слишком рано, или слишком поздно). И отдельное неудобство в том, что поезд на следующем участке маршрута отходит за 30 минут до прибытия поезда с предыдущего участка - и приходится ждать часы, а то и ночь до следующего поезда.

Кроме того, большинство электричек относятся к серии тира ЭР2, для которой требуется минимум четыре вагона, а, зачастую, вагонов гоняют еще больше. По мне куда правильнее было бы построить электрички из двух вагонов и пускать их достаточно часто, чтобы всем желающим было удобно на них ехать. А то даже в Подмосковье интервал между поездами иногда много часов, и из многих мест не выбраться с утра до вечера (иногда один поезд идет в 9 утра, а следующий только в 5 вечера). А пересаживать людей на автобусы вряд ли правильно; конечно, в глубинке пробок нет, но вместимость автобусов намного меньше, аварийность выше, экологичность ниже, да и качество дорог известно какое. Правда, станции и ветки железной дороги зачастую удалены от населенных пунктов, что тоже способствует низкому пассажиропотоку. Это все говорит о том, что в нашей стране категорически неверно работают с пространством и собственной территорией. Мы пытаемся идти по пути американцев, которых мы, кстати, так не любим, - они считают железные дороги несовременным и неэффективным видом транспорта, сокращают их и организовывают автобусное сообщение. У меня нет уверенности, что такой подход справедлив.

Из скачанных на прошлой неделе аудиокниг в авторском исполнении прослушал две знаменитых и культовых записи - «Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца» Леонида Филатова и «Один день Ивана Денисовича» Александра Солженицына (к сожалению, запись была не полная, но потом я скачал в другом месте и полную версию). Честно сказать, «Про Федота-стрельца» мне не сильно понравилось - стиль скачет, о героях забывают. Хотя, в целом, это все смешно и забавно, но зачастую для современности уже не понятно. А вот «Иван Денисович», будь даже написан на любую другую тематику (вплоть до противоположной), должен был бы принести автору, если не славу, то как минимум уважение в профессиональной среде - безупречно со стилистической точки зрения, великолепно с точки зрения построения сюжета, а примесь просторечий и жаргонизмов лишь добавляет вкус, как соль и перец. Этот рассказ вообще должен служить учебником молодым авторам - всего один день, в котором не происходит ничего выдающегося, 100 страниц, при этом никакой воды (ничего лишнего), много интересных отступлений и рассуждений, и во все это веришь, все это как живое предстает перед глазами. И у меня сразу же возникает ассоциация с «Улиссом» Джойса - тоже один невыдающийся день, много разных событий, много отступлений, и, в общем, ничего лишнего, хотя, конечно, и задумка, и задача, и стилистика совсем другие.

В пятницу посетил выставку в Инженерном корпусе Третьяковской галереи Зинаиды Серебряковой. Впечатление очень хорошее. Были выставлены картины парижского и марокканского периодов творчества, а так же работы детей - сына Александра и дочери Екатерины. В основном на выставке представлены портреты, но было несколько пейзажей и натюрмортов иногда с настолько вкусными и аппетитными фруктами, ягодами и овощами, что чувствовался их запах и вероятный великолепный вкус. Парижские работы произвели на меня очень большое впечатление - они яркие и эмоциональные, но в то же время не фотографические, что очень характерно для искусства 20-го века. Марокканские понравились мне меньше, но они нарисованы более простой техникой, глядя на которую думаешь, что в этом вообще нет ничего сложного, но сам ты так не нарисуешь никогда. Работы Александра и Екатерины тоже интересны - они яркие и живые. Все работы невелики по размерам, но это никак не умаляет их качество. Кстати, Екатерина Серебрякова в 2013 году отметила столетие и продолжает здравствовать, чего мы ей, разумеется, желаем.

В воскресенье ездили в магазин. В целом, неплохо съездили, потому что выехали относительно рано. Но поражаться не устаю - и качество дорог кошмарное, и водители какие-то бешенные, и магазин какой-то странный. Вновь, уже не в первый раз наблюдается отсутствие важным нам товаров или их конкретных марок. На сей раз не было любимых нами творога, «Активии», тульских пряников, бананов; определенные проблемы были с индейкой и шоколадом. А водит народ подчас просто фантастично - в двух местах на поворот по стрелке были массовые проезды при не горящей стрелке и, правда, отсутствии машин на дороге, на которую выезжали. При этом создавалось впечатление, что некоторые вовсе не думали ни о стрелке, ни о чем вообще, а просто слепо ехали за теми, кто перед ними, и сигналили тем, кто честно стоял и выжидал разрешения на поворот (оба раза ожидание составило не больше 15 секунд). А о том, что перестроение из ряда в ряд нужно показывать, тоже, видимо многие не слышали. Нет, когда в стране в столь больших количествах живут такие люди - это не страна, это государство-подобное образование, драма абсурда и громкий ужас.

Погода - первые дни недели было нормально, не тепло, но солнечно. А в среду выпал снег; казалось, что зима вернулась и апрель прошлого года повторяется; пробки были в 9 баллов, аварий было множество. Такое количество снега сильно пугало в преддверии обещания чуть ли не +15 градусов в выходные дни. Однако с наступлением 10 градусов тепла весь снег стаял, как будто его и не было вовсе - зачем он вообще выпадал??

Спорт - кубковый зимний сезон полностью завершился: последний в сезоне этап по биатлону прошел в Холменколлене; а этап по прыжкам с трамплина в Планице. В прыжках Камил Штох выиграл Общий зачет всего с четырьмя победами. То есть абсолютным лидером сезона он не был, но победил за счет своей стабильности. Второе место в последнем прыжке последнего этапа разыгрывали Петер Превц и Северин Фройнд, и удача была на стороне первого, хотя и Фройнд сделал больше, чем по силам даже высококлассному спортсмену. Четвертое место в Общем зачете тоже разыгрывалось между Андресом Бардалем и Нориаки Касаи; Бардаль, по своей привычке, был очень стабилен последние несколько стартов (одержав одну победу), и перехватил 4-е место у Касаи.

Впервые в 1998 года прыжки в Планице проходили не на полетном, а на стандартном большом трамплине (впрочем, тоже весьма летучем). Что интересно, в 1998-м именно Касаи стал победителем заключительных индивидуальных соревнований. Несмотря на другой трамплин и довольно плохую, пасмурную и дождливую погоду, неповторимая атмосфера Планицы была все такой же - как им вообще это удается? Похоже, что прыжки с трамплина в Словении - то же самое, что регби в Новой Зеландии, национальный вид спорта. Полетный же трамплин находится на реконструкции, и, видимо, его снова сделают самым большим трамплином в мире, или, по крайней мере, он позволит совершать самые далекие прыжки. На кону следующее знаковое достижение - преодоление в полете 250 метров, то есть четверти километра, то есть практически длины Красной площади от Исторического Музея до Покровского Собора.

Прочие итоги прыжкового сезона. Второе возвращение Янне Аххонена было совсем тусклым, но он собирается продолжать. Симон Амманн выступал достаточно стабильно, но без особого блеска. Камил Штох повторил достижение Аммана 2010-го года, выиграв в один сезон и два личных олимпийских золота и Кубок мира. Из-за травм и неудач скомканным получился сезон у Томаса Моргенштерна и Роберта Краньеца. Нориаки Касаи стал самым возрастным победителем этапа Кубка мира. Австрийцы впервые за долгие годы проиграли командный турнир на уровне Олимпийских игр и Чемпионатов мира; но все же вернули себе кубок наций, в прошлом году отнятый Норвегией. Норвежцы же выступили не очень удачно, и лишь Бардаль был по-настоящему конкурентоспособен. Впрочем, продолжают карьеру и Хильде и Якобсен; на подхвате и подстраховке стоят Фаннамель, Стьернен и Вельта. А еще, что очень приятно, на полетном Чемпионате мира и на этапе в Планице прыгал (и весьма хорошо) Роморен, ранее отсутствовавший очень долго, а я очень симпатизирую этому спортсмену, который еще на год остается рекордсменом полетного трамплина в Планице (и это с 2005 года). А, в общем, Норвегия сильна и перспективна.

Польская команда (помимо, разумеется, Штоха) была сильна, но не очень стабильна, а отдельные победы молодых поляков (Бьегун и Зёбро) так и остались лишь отдельными всплесками. Проблемы со стабильностью были и у представителей Японии; Касаи стал явно лучшим от них, хотя и Такеучи, и Шимидзу, и Ито, и Ватасе в опредленные моменты прыгали хорошо, но в другие - просто ужасно. Чехи, несмотря на большую любовь к прыжкам, особо не смотрелись, хотя и Матура, и Куделка, и временами Хайек, и даже иногда Янда составили неплохую четверку (России о таком мечтать и мечтать). Словенцы испытали синдром австрийцев начала 2000-х годов: в целом сильны и индивидуально хороши, но вот на главном старте - никак. Тем не менее, впервые в длительной карьере этап Кубка мира выиграл Дамьян, а Превц одержал несколько побед и занял 2-е место в общем зачете.

У Германии, несмотря на Олимпийское золото в команде, кроме Фройнда никто не мог показать хороших результатов (хотя Велллингер и выиграл один этап, но это, увы, было исключением). Австрийцы для своего уровня выступали просто плохо - лишь Шлиренцауэр, да и то лишь в начале сезона, да Дитерт на турне четырех трамплинов были конкурентоспособны; остальные были на уровне хуже среднего. Финны были вдохновлены присутствием Аххонена, но общий уровень результатов был весьма низок, хотя подъем уже намечается. Российская же команда, наверное, старалась как могла, но кроме нескольких интересных прыжков за весь сезон, не добилась никаких стоящих результатов. В целом, сезон получился интересным и разнообразным. О перспективах пока говорить рано, но, думаю, что скучно в ближайшие годы не будет - много молодых и сильных спортсменов, конкуренция растет, активная работа и со спортсменами и с трамплинами идет во многих странах. В ближайшие два сезона обещают кубковые этапы в России - в следующем сезоне в Нижнем Тагиле, а еще через год в Чайковском - там построены хорошие и современные трамплины, и они нуждаются в хороших, представительных соревнованиях; надеюсь, все это будет!!

Еще прочитал интервью с Оксаной Косаченко (затрудняюсь, как охарактеризовать ее современный, так и прошлый род занятий) и комментарии пользователей к этому интервью. Ну что, сказаны в интервью, в основном, глупости - это все согласились. Больше удивляет другое - что многим не понятен комментарий Попова (и Фабричновой), изобилующий специфической терминологией, и это весьма показательно. То есть люди, на самом деле, всерьез Формулу-1 не смотрят - она идет у них фоном (или они, открыв рот, смотрят ее, как дети), и они не прилагают никаких усилий, чтобы углубиться в происходящее. Если же смотреть внимательно, то достаточно быстро, за одну-две гонки станут понятны все профессиональные термины. Но, похоже, народ просто не хочет напрягаться, и спорт для них - такое же шоу, как современный тупой ситком с закадровым смехом (то есть фильм смеется сам над собой, и скорее этим вызывает смех зрителей, а не собственным смешным содержанием). Еще я специально посмотрел на Ю-тьюбе старые записи Формулы-1: двигатели в 70-е и 80-е годы, правда, звучали примерно так же, как и теперь, так что мы, оказывается, возвращаемся к классике. От этого с еще большим интересом и нетерпением жду ближайших гонок.

Из других видов спорта. В России идет собственный Чемпионат по лыжным гонкам - в Тюменской области, на трассе «Жемчужина Сибири». Чемпионат показывают по каналу «Спорт», и я с интересом посмотрел бы мужской марафон, который будет в следующее воскресенье. А еще прошла первая гонка нового сезона в Мото Гран-при (в Катаре, ночью, при искусственном освещении), в которой выиграл Марк Маркес, но Валентино Росси прессинговал его до самого конца, и в итоге стал 2-м.

международные отношения, впечатления недели, искусство, сезон, транспорт, политика, Крым, прыжки с трамплина, спорт, самолеты, общественное мнение, перспективы

Previous post Next post
Up