В трехдневные выходные было весьма много впечатлений, поэтому, чтобы не была одна огромная недельная заметка, выношу эти мысли, наблюдения и рассуждения в отдельную запись. В выходные мы ездили в санаторий к бабушке, к родственникам в Подмосковье и в «Ашан». Поэтому, в основном, эти впечатления связаны с дорогами и посещенными местами.
Поездка в санаторий шла, в основном, по Минскому шоссе. Наша дорогая бабушка уже третий год туда ездит, а мы ее навещаем, но, кажется, в прошлые годы загруженность дороги была куда меньше. Возможно, нынешнее количество машин связано с относительно хорошей погодой. Впрочем, все равно особых проблем не было даже в городе, где идет грандиозная реконструкция Кутузовского проспекта. Но нельзя сказать, что за городом свободно - поток машин достаточно плотный. Отсутствию пробок в большей степени способствует то, что шоссе специально проложено мимо населенных пунктов, а для поворотов, в основном, устроены развязки, так что движение ничем не тормозится. Правда, пейзаж, в основном, достаточно грустный и однообразный. Кроме того, Минское шоссе - основная дорогая из России в Европу; но по качеству она, скорее, напоминает дорогу в Азию. Лишь на некотором расстоянии от Москвы есть разделительная полоса, а дальше - всего по два ряда в каждую сторону и отсутствие разделительной полосы.
Чтобы поспасть в санаторий, с дороги нужно свернуть в правильном месте, а оно настолько незаметно, что если точно не знать, куда поворачивать - проскочишь это место только так! Поворот около Кубинки находится сразу же за путепроводом; если поехать по путепроводу направо (фактически, налево с Минского шоссе) - можно попасть в Наро-Фоминск; мы же поехали в другую сторону, в Кубинку. Около этой дорожной развязки, со стороны Минского шоссе ведущей в Москву, находится весьма интересный Музей Бронетанковой техники (где среди прочих экспонатов - уникальные образцы фашистской военной техники времен Великой войны). Мы же, не без труда разобравшись в организации движения, перешли на Можайское шоссе и, с трудом вспоминая, маршрут поездки прошлого года, добрались до санатория.
Санаторий у бабушки, в общем, хороший - оздоравливает он неплохо; расположен он, кстати, на высоком берегу реки Москвы, в ее верховьях. Пейзажи вокруг интересные, но обычно все покрыто снегом, тогда как в этом году снега уже почти нет, а проталин много - территория санатория открывается с новой стороны. Но тишина и свежий воздух там присутствуют постоянно. Вокруг территории санатория и на всех близлежащих территориях активно вырубают лес - говорят, что деревья поражены жуком-короедом. Но вообще в нашей стране в подобные объяснения уже не верится; хотя там вряд ли идет речь о расчистке территории для какого-либо строительства - убирают не все подряд, а, вроде бы, по точной выборке и конкретным номерам деревьев. Так как нам нужно было ехать дальше и на значительное расстояние, мы долго засиживаться с дорогой бабушкой не стали, а поехали.
Когда мы собирались уезжать, то обнаружилось, что рядом с нами, стоящими носом внутрь стоянки, поставлен другой автомобиль, огромный джип размером с танк, и поставлен лицом вперед так, что наша водительская дверь, расположенная в глубине, категорически не открывается. Пришлось пролезать на водительское сидение с пассажирского и передвигать машину. Перед длительной поездкой мы решили перекусить и настроить навигатор, поэтому поехали не сразу. Задержка оправдалась еще и тем, что мы увидели водителя помешавшей нам машины: вес явно за 100 кг, бритая под машинку голова, агрессивный и злобный взгляд - ну чего еще от такого ожидать! Конечно, он сделал это не специально (у меня и в мыслях такого не было, хотя бывают люди, которые делают так именно специально), а просто поставил своего гиганта так, как пришлось. В том-то и одна из серьезных проблем нашей страны - все делают так, как придется или как попало. Ладно, особого зла мы на того типа не держим, бывает у нас на дорогах куда большее хамство, но все же, когда паркуешься, надо быть повнимательнее.
Из санатория мы поехали к родственникам. Возможно, мы выбрали не самую короткую и оптимальную, но зато относительно свободную дорогу - сначала по Можайскому шоссе, потом по малой бетонке (включая некоторый фрагмент по Ленинградскому шоссе), потом по Дмитровскому шоссе, потом по большой бетонке, а потом уже по подъездной дороге. Большинство дорог мы проезжали впервые, и я не ожидал, что в пределах Московской области так велики расстояния! Да и доехали мы далеко не до самых границ области - следовательно, расстояния еще больше! Да и одна Московская область по площади больше многих стран - например, Швейцария, Дания или тем более Израиль, который меньше в 2 раза.
Малая бетонка имела определенную интенсивность движения, наибольшую в районе Звенигорода и Истры, то есть на участках от Минского шоссе до Новой Риги и от Новой Риги до Ленинградки. От Ленинградки до Дмитровки машин было уже совсем мало. Короткий участок по Ленинградскому шоссе возбудил в нас воспоминания о большой летней поездке, начинавшейся как раз с этой дороги. Но вообще очень странно и неверно то, что для дальнейшего проезда по бетонке необходимо еще некоторое расстояние ехать по радиальным дорогам - это есть на Ленинградском и Дмитровском шоссе. Правда, это так неправильно идет трасса бетонки - с обрывами, и непрямыми переходами одного участка в другой; где переход прямой (например, на Новой Риге, Ярославке или Горьковском шоссе) - построены хорошие развязки.
Дмитровское шоссе, в общем, особо загружено не было, но основные проблемы на нем намного ближе к Москве. Через Икшу объездной дороги нет, но, кажется, больших трудностей она не создает, хотя дорога там довольно узкая - по два ряда в каждую сторону и без разделительной полосы, а кроме того весьма холмистая. Кроме того, параллельно с автомобильной дорогой идет еще линия Савеловского направления железной дороги и Канал имени Москвы, шлюзы которого, построенные еще при Сталине, выглядят очень даже эффектно и красиво!
В Дмитрове были незначительные затруднения. Так как мы совершенно не знали дороги и ехали по навигатору, так получилось, что мы проехали через весь город. А, как выяснилось потом, на развилке в Дубну и Дмитров можно было поехать в Дубну (налево, тогда как мы поехали направо), а потом выйти на большую бетонку, практически не заезжая в город. Впрочем, этот заезд и дистанцию поездки не увеличил, зато мы посмотрели на Дмитров - в общем, обычный современный российский город. Он мало чем отличается от, скажем, Пскова (только дороги в Дмитрове лучше), а указатели поворотов на улицы вообще выполнены в московском стиле.
Большая бетонка вообще была чиста и пуста. Места там очень красивые - холмистые и тихие. Дорога временами напоминала чуть ли не горный серпантин - подъемы, спуски, хотя без особо крутых поворотов. Было достаточно пасмурно, и поэтому весьма темно, но трудностей нам это не создавало. Путь оказался более длинным, чем я ожидал, но поездка по свободной и новой для нас дороге была приятной. Далее часть нашего пути проходила по дороге Сергиев Посад - Калязин (Р104); там машин было побольше, но тоже, в общем, не много. Разумеется, на всех дорогах нет ни снега, ни льда - и, если тебя попросят назвать месяц по виду из окна, скорее всего, ошибешься. Это очень радует, особенно вспоминая, какие в прошлом году в это же время были снегопады и холода.
Качество всех дорог, в общем, хорошее; хотя изредка встречаются плохие участки. Нередки проблемы на железнодорожных переездах - они очень сильно разбиты и заставляют сбрасывать скорость почти до нуля, что иногда даже скапливает по несколько автомобилей в очереди (тогда как в пиковое время, наверное, очередь весьма растягивается). Когда же ехали мы, машин повсюду было относительно немного - лишь у Звенигорода и в Дмитрове были некоторые, в целом, незначительные затруднения. Пейзажи, несмотря на не самое живописное время года, были очень красивыми. Наиболее яркие в этом отношении были участки на Дмитровском шоссе и большой бетонке - холмы, перепады высот, далекие виды сверху и интересные памятники - скульптурный монумент на Перемиловских высотах у Дмитрова и несколько храмов.
В пути у нас было, по крайней мере, две неприятности, которые при ненамного более неблагоприятном развитии событий, закончиться незначительными, но все же авариями. В первый раз на повороте с второстепенной дороги на основную, я был уверен, что едущая в веренице машина поедет прямо и поэтому сохранит свою скорость, и я уже начал было движение, когда она вдруг стала поворачивать на нашу дорогу, не думая показывать поворот. Во второй раз нас, немного сместившихся на левую часть полосы, между лежачими полицейскими резко стали обгонять справа, а я, в это время решил сместиться правее, разумеется, не замечая обгоняющего. И, что показательно, оба раза за рулем в другой машине сидели приезжие - то ли кавказцы, то ли азиаты. Да и вообще многими уже замечено, что культура вождения у большинства москвичей все-таки растет, хотя отморозки все еще не редкость, но их число снижается. Тогда как приезжие, как из других городов, так и из ближайшего зарубежья, ведут себя на улицах просто ужасно.
Вообще же, уровень вождения, конечно, ужасен. Несколько раз перед нами, во встречном направлении, были опасные обгонные выезды на встречную полосу. Несколько раз нас и самих обгоняли подобным образом, иногда со скоростью, пожалуй, под 150 км/ч (хотя у нас было 90 - 100, максимум 110). А то, как поворачивают с одной улицы на другую - это вообще кошмар: знаки организации движения совершенно не соблюдаются. Хотя поворотов в одну сторону из самого удаленного от нее ряда (например, направо из левого ряда) стало поменьше. В целом, наши дороги напоминают мне войну - каждый считает, что все против него, и поэтому он вынужден воевать против всех: по принципу «Или ты, или тебя». В общем, ужас!
Родственники наши живут в поселке Богородское. Побыли мы у них, в общем, нормально. Не очень хочется и весьма неприятно об этом говорить, но была годовщина смерти близкого и дорогого родственника, поэтому 9-го марта мы ездили на кладбище. Выглядит оно весьма печально, а находится далеко от всего, в стороне от дорог и транспорта и не обладает совершенно никакими условиями. При этом оно весьма активно заполняется - несколько десятков новых могил за год. Что интересно и странно, с могилы нашего родственника летом был украден портрет (вероятно из-за красивой рамки). Но что говорить об умерших, если в Современной России государству не нужны многие живые люди!
Вообще же Богородское просто погибает - отдаленный поселок (небольшой, но и не столь уж маленький) при Загорской ГАЭС в Современной России оказался никому не нужен. Всем уровням властей просто плевать на поселок, тогда как частный капитал, который мог бы туда прийти и спасти его, не видит там перспектив и тоже совершенно не заинтересован в развитии поселка. В Богородское, если нет личного автомобиля, добраться довольно трудно - всего несколько пар автобусов в день от Сергиев Посада или маршрутки, которые ходят относительно регулярно, но в пиковые часы не справляются с количеством пассажиров. Еще стоит заметить, что это именно то самое Богородское, где когда-то делали весьма известные Богородские игрушки с медведями, одним из символов нашей страны и главной партии этого государства.
Из интересного - там уже несколько лет стоят, и уже, кажется, построили, но никак не освятят однокупольную церковь моего любимого типа. То есть Богом это место совсем не забыто, но вот государство, к сожалению, о нем почти не думает. Правда, в многоэтажных домах там поставили новые современные лифты - очень тихие, хорошо освещенные и так называемые «антивандальные», и это резко контрастирует с тем ужасом, который был там до недавнего времени. Кроме того, для жителей так называемого «Второго временного поселка» (просуществовавшего на вполне постоянной основе более 25 лет) не так давно были построены небольшие постоянные дома. Но при этом в поселке нет никакой нормальной работы для местных жителей, а, после пожара в торговом центре советских времен постройки, там остался всего один нормальный магазин. Еще в округе Богородское известно своим хорошим и относительно малопосещаемым бассейном (и, кажется, недорогим), построенном в конце 1990-х годов.
Путь от родственников до нашего дома нам давно и хорошо известен. По пути мы подвезли родственников в Сергиев Посад, к торговому центру. Уже в самом Сергиев Посаде нас весьма неприятно поразило огромное количество машин - в выходной день их явно должно было бы быть поменьше. У торгового центра вообще царил жуткий хаос из автомобилей и пешеходов. Это показательная картина, рассказывающая о ситуации в Современной России - у нас есть места торговли с большим наличием самых разнообразных товаров (покупай - были бы деньги, а многое можно купить и в кредит), и, вероятно, большинство желающих обзавелись личным автотранспортом. Только вот пространство к этому совершенно не готово - нет нормальных подъездов, стоянок, движение организовано не оптимально, а уровень вождения - известно какой (то есть люди тоже к этому не готовы).
Ярославка до Пушкино шла достаточно хорошо. Лишь в одном месте, в районе как раз поворотов на Мураново и Никольское, нами были обнаружены ремонтно-строительные работы. Видимо, там строится нормальная дорожная развязка - то, что там было, не позволяло удобно проехать на все направления. В остальном ехалось хорошо, хотя плотность транспорта была немалой, причем не только в нашем направлении, но и в обратном тоже. Тихоходов и гонщиков было мало, и нашему собственному движению в своем темпе помех не создавалось. А вот за Пушкино машин было уже немало, и мы испугались больших затруднений, поэтому свернули на развязке Ивантеевской развязке в Пушкино и поехали по объездной дороге.
Хотя в Пушкино у местного торгового центра была некоторая толкотня, в общем, машин в объезде практически не было. Но может, их не было из-за качества дороги? Хороших участков не было до середины дороги - в Пушкинском районе; хотя стоило переехать в Мытищинский район, как дорога стала вполне приемлемой. Но, в общем, дороги очень сильно портятся за зиму - и нынешняя зима суровой не была, но постоянные скачки между плюсовыми и минусовыми температурами, возможно, оказывают еще больший вред, чем длительные и сильные морозы. Надеяться на большой ремонт этой дороги, думаю, наивно, но серьезный ямочный ремонт ей просто необходим!
В Москве мы снова испугались затруднений в районе вливания Енисейской улицы в Ярославское шоссе - там большой хаос создают въезжающие и выезжающие посетители «Золотого Вавилона». Поэтому мы поехали через метро Свиблово, улицу Вильгельма Пика и мимо ВВЦ на улицу Академика Королева. И затруднения тоже были серьезные - весь проезд вдоль ВВЦ от улицы Сергей Эйзенштейна до улицы Академика Королева ехал очень медленно, и тормозили его, в основном, желающие повернуть к ВВЦ или выехать с прилегающих к нему территорий. А разных въездов и выездов там очень много, и далеко не все точно знали, куда именно им надо - поэтому хаоса было много. Но вообще, удивительно, что в выходной день было такое количество машин! - явная нездоровая ситуация! Хотя лучше было ехать не мимо подъездов ВВЦ, а выехать на Проспект Мира, и продолжать движение обычным нашим путем с дачи - только вот догадались мы до этого с опозданием и потеряли на этом около 40 минут.
Наш общий накат за два дня составил порядка 370 километров. Возможно, это не так-то много, и некоторые за сутки проезжают по 800 - 900 километров, а то и больше тысячи; но это и не так мало - это 3,5 оборота по МКАД. Особой усталости у нас не было - в Москве была лишь некоторая измотанность количеством машин и малой скоростью движения.
Еще на Ярославке мы заправились бензином - на заправке «ТНК», хотя, как я помню, в прошлые годы там была заправка «Лукойла». В целом, 92-й бензин по цене 29.60 оказался вполне хорошим; незадолго до этого была заправка с ценой 29.99, а несколько позже - с ценами 29.30 и даже 28 с чем-то там, но это уже как-то странно. Раньше мы много заправлялись на «ТНК», но последнее время мы попадали, в основном, на другие заправки, которых великое множество - как по количеству, так и по производителям, и об этом хочется порассуждать. В наибольшей степени нам нравится бензин «Газпромнефть» (хотя я и не люблю «Газпром») и «Сургутнефтегаз» (которого нет в Москве и Московской области, но мы заправлялись на их АЗС во время большого летнего путешествия). «ТНК» , «BP» («Би-Пи»), и «Лукойл» им, в общем, не уступают. А вот после «Роснефти» машина у нас идет не так резво - это уже неоднократно было замечено. Ни разу мы не заправлялись на «Татнефти» и «Шелле» (который появился только недавно), а так же на «НефтеМагистрали» (которая тоже лишь выходит на рынок, но с большим количеством АЗС). Еще мы просто избегаем малых и неизвестных нам марок или сетей.
В понедельник, третий выходной благодаря переносу 8-го марта, мы ездили за покупками в «Ашан», а потом еще в автомойку. Количество машин было очень разным - от почти полного их отсутствия во внутренних улицах районов до весьма напряженного движения на основных городских улицах (которые, по ширине и организации иногда меньше похожи на основные, чем внутренние улицы района). Так как к «Ашану» мы приехали относительно рано, то стояночных мест было полно; когда же мы уезжали, то заняты были практически все места в основной части стоянки (хотя в дополнительной части мест было еще очень много). В магазине мы быстро набрали по списку все, что нам было нужно. Однако еще на входе мы заметили, что многие кассы не работают, и очереди на оплату весьма велики. Это вызывало у меня некоторое раздражение, однако нам повезло с кассиром - она работала быстро и стоя, и в итоге ожидание составило лишь около 15 минут (тогда как я опасался прождать и 30 и 40 минут и даже еще больше - так велики были очереди).
Вообще, супермаркеты со временем становятся все хуже (или просто сильно меняются). Видимо, они заключают договоры на поставку продукции с одними производителями, которые блокируют поставку продукции конкурентов. В каждом отделе выбор брендов и марок не так уж велик, а в том, что есть, иногда очень ограничен ассортимент. Например, в «Ашане» мы уже несколько раз не могли купить маленькие полиэтиленовые пакеты для завтрака - там есть только большие пакеты, причем нескольких производителей. Или с соком (вернее, теми странными напитками, которые сейчас называются соком) тоже бывают проблемы - много яблочного и апельсинового, но совсем нет виноградного. Иногда по несколько недель не бывает некоторых молочных продуктов. И, может, мы привередничаем, но аналогичные продукты других марок зачастую нас совершенно не устраивают по тем или иным, веским для нас причинам.
Погода в выходные была хорошей - солнечной и даже теплой! По ощущениям - скорее начало апреля, чем март.
Спорт - лыжные гонки и прыжки с трамплина в Холменколлене. Лыжный марафон проходил классическим ходом, тогда как год назад он шел коньком. Александр Легков (в большей степени специалист свободного года) как мог защищал прошлогоднюю победу, но в итоге стал третьим, уступив шведу Даниэлю Риккардсону и норвежцу Мартину Йонсруду Сундбю.
В прыжках совершенно не было равных Северину Фройнду, выигравшему с огромным запасом. Местный кумир Андрес Бардаль занял лишь третье место. Во время путешествия в Норвегию мы специально ездили в Холменколлен, посмотреть на этот трамплин - и очень приятно увидеть знакомое и лично посещенное место. Следующие прыжковые соревнования, предпоследние в этом сезоне, пройдут в Чехии - будет Чемпионат мира по полетам на лыжах в Гарахове.
А еще в Сопоте прошел Чемпионат мира по легкой атлетике в закрытом помещении. В целом, я за соревнованиями не следил, но вообще мероприятие это довольно важное. Российские спортсмены выиграли три золотых медали, что позволило занять 2-е место в неофициальном общекомандном зачете. Однако многие звезды легкой атлетики в этом соревновании участия не приняли, что, впрочем, им не так важно - вскоре у них будут более интересные и престижные старты.