Я пытаюсь штамповать эти сборники, как серийный продукт. Соответственно, возникает вопрос - не падает ли их качество (если оно вообще есть) от столь частого их написания. С другой стороны, я верю в переход количества в качество, и чем больше будет таких сборников и мыслей - тем выше постепенно будет становиться их качество.
- Текст берет и приходит. Задача - лишь поймать этот момент и записать то, что к тебе пришло. Это не всегда просто, и приходит текст не всегда в подходящий момент. Правда, текст обычно не приходит, если долго и упорно, специально и постоянно не тренироваться в попытке так его написать, чтобы он лился из-под пера родником.
- Жители других стран и просто другие, даже близкие нам люди - это лишь то, как каждый из нас их себе представляет, а на самом деле они другие и даже существенно другие. И кто-то умеет играть с этим, использовать это в своих интересах. Но большие различия между нами делают понимание других крайне трудным, и это большая и серьезная проблема человечества. Себя тоже понять трудно, так как практически не с кем сравнить себя - никто не такой же, как ты; совершенно все другие.
- Циклическая и инфляционная модели Вселенной. Циклическая модель говорит о том, что Вселенная вообще была всегда, и она то расширяется, то сжимается (но вопрос самого возникновения Вселенной даже не ставится). Инфляционная модель говорит, что Вселенная возникла определенное число лет назад, расширяться она будет бесконечно и вечно, пока не распадется на составные части своих самых минимальных составных частей (хотя возможны и несколько другие варианты). Обе концепции весьма для нас печальны - Вселенная практически наверняка обречена, правда, жить она будет еще много миллиардов лет, и вряд ли человечество столько протянет. Тем не менее, и этими проблемами нам тоже нужно заниматься, чтобы
- Мы почему-то развиваемся куда-то и как-то, но в чем причина этого развития? Почему в этом развитии всегда предполагается рост? Ведь именно на росте построена вся наша современная экономика, и отсутствие роста, спады и даже не столь большой рост, как ожидалось, вызывают большие проблемы и серьезные неприятности.
- Мы все маленькие и мелкие, а мир такой огромный по сравнению с нами. Мы ничто для этого мира, ни по одиночке, ни даже все вместе. И на самом деле мы должны радоваться, что этот мир не имеет никаких намерений по отношению к нам. Если бы намерения мира относительно нас были отрицательными, он давно стер бы нас в порошок; если бы намерения были положительными - мы бы не болели и не умирали. А так как нет ни первого, ни второго, это показывает, что наше существование миру совершенно индифферентно - он не против нас, он не за нас, он просто есть, а мы есть в нем.
- Вода и лед - своего рода ледяной огонь. И они столь же сильны, как и огонь, пусть даже в другом масштабе времени. Но обгоревшему человеку, в общем, попроще помочь, чем захлебнувшемуся. Но вода и лед точно так же убивают, как и огонь…
- Любовь - самое банальное чувство. Мы вообще все делаем одинаково - и любим, и ненавидим, и страдаем; и счастливы и несчастны мы тоже все одинаково. Но при этом всем нам каждый раз кажется, что это настолько сильно и горячо, как никогда раньше, и настолько искренне и страстно, как ни у кого другого.
- Многие ведут себя плохо только потому, что не умеют вести себя хорошо. Поведение основной народной массы тоже не отличается хорошестью, а масса тянет за собой всех остальных - это еще одна причина не лучшего поведения. А заставить всех быть хорошими невозможно. Можно лишь поднимать средний уровень хорошести, но никакой силой сверху это не сделать - это движение обязательно должно идти с самого низа вверх.
- Только жестко изнасиловав свой мозг, ты сможешь провидеть что-нибудь эдакое. Только серьезное и системное напряжение мозга позволит выдать реальный и интересный продукт. Но делать это нужно правильно и осторожно, чтобы это напряжение не вызывало большой усталости, иначе мозг переутомится, перегреется и потеряет продуктивность работы (так как она не будет оптимальна).
- Нет ничего лучше ночных бдений и ранних пробуждений. Проблема лишь в том, что сутки и жизнь так устроены, что возможно лишь что-то одно из этого. Или тогда нужно по много часов спать в дневное время, а это при нашей современной жизненной организации практически не возможно.
- Умереть - это плохо, но не родиться - еще хуже. А раз уж родился - ничего не поделаешь, надо немножко пожить. Да и просто жить на свете - уже достаточно неплохое занятие, особенно, если ты хотя бы не мешаешь спокойно жить другим.
- Сейчас очень многие люди живут так, как будто им совсем нечего терять. И это, похоже, в самом деле так. Несмотря на высокую обеспеченность всем желаемым, на широкие и многочисленные возможности жизни, люди сейчас очень бедны, или, по крайней мере, совершенно не обладают ценностями, так как именно нищим нечего терять. Ценно то, чего мало и что страшно потерять. А когда всего много - то и терять ничего не страшно, завтра можно купить такую же вещь. Это и приводит нас ко многим современным проблемам, состоящим в тупом излишнем потребительстве, в неоправданно частой смене вещей, в потере привязанности к чему-либо, в отношении к людям, как к вещам, и просто к ощущению пустоты жизни, к мыслям, что она проходит мимо. А необычайная тряска над вещами у некоторых людей не от того, что они ценят эти вещи, а от того, что они являются рабами и идолопоклонниками этих вещей.
- Настоящее искусство должно нарушать правила и прорываться через весьма строгие запреты. А сейчас нет ни правил, не запретов, сейчас можно совершенно все - поэтому и не может быть настоящего искусства. Но стоит ли специально поставить запреты ради возникновения нового настоящего искусства - я не знаю.
- Не так даже важно то, где возникло человечество, сколько важно и интересно то, почему оно стало именно таким - и именно каким?
- Неплохо было бы иметь заранее заготовленную позицию для отступа в случае резкого крушения уровня нашей цивилизации. Сейчас у нас такой позиции нет, а мы очень-очень привязаны к цивилизационным достижениям. В случае глубокого кризиса цивилизации, мы рискуем практически полностью потерять все наши нынешние достижения, а они весьма велики, и наработать их снова быстро не получится.
- Люди сейчас - это социальные функции и не более того. И все было бы не так сложно, если бы мы всегда были только одной функцией, а мы - разные функции в разных ситуациях. Мы члены семьи дома, сотрудники на работе, покупатели в магазинах, отдыхающие в поездках, водители на дорогах, пассажиры в транспорте, и все это требует от нас очень разных проявлений. Многие не могут с этим справиться, поэтом так много психозов, истерик, нервов, слез, усталости.
- У меня большое сомнение в презумпции невиновности, которую в некоторых случаях следовало бы заменить презумпцией виновности. Ее, например, можно было бы использовать в случае мошенничества, или злоупотребления полномочиями, или еще каких-либо подобных преступлений, когда обвиняемый категорически отрицает свою вину и пользуется всеми, даже самыми мелкими и нечестными возможностями, чтобы избежать наказания. Правовая система всеми силами помогает обвиняемому, все сомнения и изменения толкует в его пользу, пытается быть как можно более гуманной, но стоит ли так делать, учитывая полное отсутствие человеческих качеств у значительного числа современных нарушителей. Раньше это было оправдано, потому что в случае вины человеку грозила смертная казнь; теперь же, когда такой угрозы нет, не сделать ли остальную судебную и правовую систему пожестче? Да, это некоторый отход от судебных принципов римлян, но что делать, если люди становятся все хуже и хуже?
- Есть какая-то ситуация, которая развивается со временем. Посмотрим, к чему она приведет. Проблема лишь в том, что когда она к чему-то приведет, вполне возможно, будет уже поздно.
- Пройдет все - и плохое, и хорошее. Ничто не сохранить навсегда - и горести и радости придут и уйдут, и лишь память останется от них. Память тоже изменчива, и с годами мы помним прошлое не таким, каким оно было. А запоминание происходит не в момент события; оно постепенно зарисовывается в памяти, потому что оно важно, и к нему все время возвращаешься.
- Пройдя на филологическом факультете полный курс истории литературы от Античности до наших дней, я как будто прошел все этапы развития и становления человечества. И теперь я нахожусь не только в бытовой (и не столько в ней), но и в культурной современности. Это дает мне определенные шансы на импровизацию в ней и некоторое продвижение вперед. Но не стоит идти дальше великих прошлого - нужно строить персональную жизненную модель, но построить ее можно только, если имеешь хоть какие-то представления о прошлом, а именно этому меня и учили на филфаке.