В конце августа и в начале сентября мне всегда немного грустно. Мне очень жалко всех детей, которые идут в школу. Правда, грусть моя скрашивается радостью за студентов, которые начинают учиться в вузах. Вообще конец августа - это одно из самых напряженных времен в двух областях. Во-первых, на дорогах, ведущих в город, потому что школьников забирают с летнего загородного отдыха. А во-вторых, в расходовании воды, и это один из двух пиков потребления, который отмечается в коммунальных службах (второй приходится на новогодние праздники). И, конечно, это начало учебного года и это вызывает большой стресс, как у детей, так и у родителей, так и у учителей.
Я пошел в школу 20 лет назад, во вторник 1 сентября 1992 года. Учился я не всегда хорошо, иногда даже плохо. В целом, мне было интересно, не было особо сложно, но некоторые предметы (например, физика или английский) мне просто не давались, а попытки усиленно по ним заниматься только лишь отнимали время. На одних предметах требования были чересчур завышены, на других, наоборот, явно занижены. Но, в общем, по любому предмету можно было получить как «5», так и «2», и зачастую это была лотерея. Сейчас-то понимаешь, что школьные оценки совершенно не объективны, но тогда они воспринимались как абсолютные и неизменимые показатели того, кто ты есть. И случайные пятерки вызывали невероятную радость, и закономерные двойки были трагедией, а уж четвертные тройки - вовсе казались преступлением, требующим самого сурового наказания. И ведь такая реакция могла быть не только у детей, и у родителей. И только с годами понимаешь, насколько все это было глупо и нелепо, насколько это далеко от настоящего, насколько это не показатель вообще чего-либо. Если это и показатель, то лишь того, кому везет больше, а кому меньше, кто умеет подлизываться и подхалимствовать учителю (зачастую открыто), а кто нет. В общем, ужас что!! Как же это портит и мучает бедных детей!
А где же сейчас мои одноклассники? Некоторые даже в друзьях в социальных сетях, но я им ни одного сообщения не написал, кроме разве что поздравлений с днем рождения (но это не в счет) или парочки коротких посланий в день добавления (типа, «привет», «что в жизни нового», «как дела», а это не в счет тоже). Но это им не в пику, это просто я такой не общительный. Зато, хочу не без гордости заметить, что, насколько я понимаю, у всех у них жизнь складывается лучше среднего по стране. Грубо говоря, сколько наших сверстников превратилось в маргиналов, спилось, оказалось в местах не столь отдаленных или просто умерло. Но в моем классе, если я не ошибаюсь, ничего этого нет, тогда как в первой из двух студенческих групп это есть, а во второй, к счастью, тоже нет. Как бы не сглазить, но это очень приятно, и Бог нас милует. И, кто знает, сыграла ли в этом свою роль наша школа?
Многие из одноклассников уже создали семьи и родили детей, хотя большинство уже развелось (в среднем после 2 - 3 лет совместной жизни). Но это показатель сложностей в других социальных областях нашей страны, к школе это прямого отношения не имеет; и между моими одноклассниками браков нет. Помнится, однажды была встреча одноклассников, и я тоже принял в ней участие. Сначала мы полчасика посидели, посмотрели друг на друга, попритирались друг к другу, вспомнили забытые (или узнали неизвестные) имена. Еще через какое-то время вспомнились старые события, приколы, фишки, и вскоре создалось впечатление, что мы вовсе не расставались, хотя, конечно, время нас порядком изменило, и, пожалуй, никто не изменился в худшую сторону.
Но в целом в школе было очень нелегко. Школа - это почти как тюрьма, это намного тяжелее работы и существенно труднее вуза. Дети хотят одного, а школа требует совсем другого, забывая, что возможности детей - это вообще третье. Если начать вспоминать школу, то она совершенно не стимулировала нас на хорошую учебу. До сих пор вспоминаю фразу училки по русскому и литературе: «Склероз будем лечить двойками». Или помню множество контрольных и зачетов по географии и сопутствующим ей предметам - постоянные крики громового голоса препода, колонки «колов», угрозы выгнать из школы. Или начальная школа - закинули меня на последнюю парту, забыли про меня, а потом стали удивляться, почему я сдал в учебе. И все долгие 11 лет, в возрасте, в котором время тянется гораздо дольше, чем в более поздние годы, не было в школе никаких положительных стимулов, стимуляция была только отрицательной.
Почему учителя думают, что дети обязаны им быть ангелами? Почему учителя считают, что дети должны учиться только хорошо, интересоваться учебными предметами? Хотя пусть они так думают и считают, но при этом делают что-то, чтобы дети хотели быть отличниками и ангелами, чтобы детям было интересно. И почти все учителя у нас были уверены, что всего этого можно добиться криками, угрозами и отрицательными отметками. Разумеется, результата это не приносило, а жизнь ученикам портило очень сильно. И на выходе получилось, в целом, изуродованное поколение. Школа не учила нас нормальным знаниям, умениям и навыкам, но научила или врать без стеснения (чтобы избежать еще одной плохой оценки), или наоборот испытывать чувство вины (например, за то, что тебе не нравится, не интересен какой-то предмет). Школа показала нам, что правда, честность и открытость не только не помогают, а очень часто мешают, и дли достижения лучших результатов нужно использовать ложь, обман и закрытость. И никак, практически никто из учителей, не пытался нам помочь учиться лучше; применяемые к нам меры носили исключительно карательный характер.
Что после таких школ будет с людьми? И какое государство у них будет? И удивляться нашим современным проблемам после этого - по меньшей мере, странно. Люди школами раздавлены; все светлые начинания в людях школами вырваны с корнем. Школьная учеба - это безумная усталость, не приводящая при этом ни к какому результату. И нет никакого стимула к учебе, а без него учиться просто не возможно. Школа почти не оставляет места инициативам учеников, не дает им права голоса или выбора, она практически требует пассивности во всем. У многих школа и выполнение домашних заданий отнимает все время, и у людей не возникают никакие интересы, кроме школы. Задания на лето могут превышать все мыслимые пределы, и сейчас не редки случаи, когда будущие второклассники вынуждены заниматься каждый летний день по несколько часов. В наше время основную массу заданий на лето составляли списки книг по литературе, но и их задавали чересчур много. При этом краткое содержание книги нужно было еще записывать в тетрадь, а потом показывать учителю, и за это ставилась не всегда хорошая оценка; с другой же стороны, даже хорошая оценка была всего лишь одной из целого ряда и ни на что не влияла. И уже тогда во мне зарождалась мысль о совершеннейшем не соответствии школьной оценки и реального положения дел, о слишком частой и явной невозможности соотнести оценку и объем проделанной работу, о несправедливости школы, а, соответственно, и всей моей тогдашней жизни.
Но все эти мои рассуждения - мое впечатление от школы 10 - 20-ти летней давности. Возможно, сейчас что-то изменилось. Но происходящее в обществе и в социальных сетях показывает, что не все изменилось в лучшую сторону, что многие проблемы еще больше усугубились. Современные дети, к примеру, совершенно аполитичны. Понятно, что это общая тенденция нашего общества, в ней виноваты совершенно все (то есть и власть, и оппозиция), и она еще больше будет нарастать. Но я помню, что мы с одноклассниками обсуждали политические проблемы, и многие из нас смотрели по телевизору трансляции из государственной думы во время назначения нового председателя правительства (как раз 1998 - 1999 годы). Еще у меня впечатление, что современные школьники не интересуются спортом. Вот в наше время спортом просто было трудно интересоваться - телетрансляций не было, с прессой тоже было сложно. Сейчас же есть несколько спортивных каналов (правда, в платном доступе, но спутниковое или цифровое телевидение есть уже почти у всех), выходит множество изданий спортивной тематики, Интернет позволяет быть в курсе событий. А детям это почему-то совсем не интересно. Даже к музыке интерес снижается, но это понятно, потому что там, как и в политике, нет ни новых лиц, ни интересных и свежих идей; совершенно вся музыка эксплуатирует саму себя, свои прежние успехи. Это все говорит об общем кризисе нашей культуры, и школа ему всячески способствует.
А еще сейчас другая система выпуска из школ - мы еще писали сочинения, сдавали экзамен по математике и три экзамена по выбору, а как известно, каждый из экзаменов - большой стресс. Но нынешняя система ЕГЭ как минимум не лучше. С ее введением нам обещали снижение коррупции при приемах в вузы, но она выросла в несколько раз, и с каждым годом скандалов все больше. Если раньше можно было прийти в любой вуз и там, перед вузовской комиссией продемонстрировать себя, и таким образом, без какого-либо блата поступить куда угодно (даже самый крутой вуз был заинтересован в талантливых студентах), то теперь принимают фактически по безликим спискам, сами не понимая кого. И часто в вуз удается проскочить каким-то случайным людям, тогда как настоящие таланты могут оказаться за бортом.
Последние две-три недели в новостях постоянно были сообщения об образовании, о ремонтах в школах, о новых технологиях в образовании. Насколько я помню, в былые годы такого не было. То есть постепенно общество начинает глубже интересоваться проблемами образования. Это хорошо, потому что нужно обращать внимание людей на проблемы образования, которое требует скорейшего совершенствования и умного развития. Мы и так с трудом держим наше образование, и вскоре рискуем вообще его упустить, потерять, а это может иметь для нашей страны катастрофические последствия, вплоть до полного отсутствия будущего. Главные проблемы современного российского образования в несовершенстве выпускной системы, перегруженность детей занятиями (а за этим тянется усталость и все ее следствия), неправильная (неконструктивная, не мотивирующая) позиция многих педагогов, оторванность школы от требований времени (информационной, постиндустриальной эпохи). Есть очень большие претензии и к новым проектам закона об образовании, который пытается загнать школы в очень жесткие рамки, фактически запретить многие нестандартные авторские разработки, еще больше увеличить время обучения в школе, отменить некоторые старые учебные предметы и при этом ввести какой-то новый, непонятный и нелепый предмет «Россия в мире». Кроме этого, конечно, проблемой является непрестижность в обществе профессии учителя и большое неуважение к учителям, зачастую встречающееся не только у учеников, но и у их родителей.
Что делать, чтобы выйти из этой сложной ситуации? Для этого нужна серьезная, большая и планомерная работа, причем не только в образовании. Для исправления положения нужно привлекать культуру, науку, бизнес, да и политику тоже. Но у нас в стране вообще в каждой области жизни нужна большая, умная и многолетняя работа, которая должна выйти за рамки этой области. А организовать и правильно провести такую работу это гораздо сложнее и серьезнее, чем навести порядок в стране и укрепить вертикаль и без того совершенно вертикальной власти; и это, видимо, не по зубам нынешним руководителям (раз они за столько лет ничего не смогли сделать). Поэтому в ближайшее время никаких больших положительных изменений ни в образовании, ни в других областях жизни ждать не нужно, и это ставит наше будущее под большой вопрос. И нам ничего не остается, как просто жить дальше и стараться своими силами, на доступном нам уровне, сделать жизнь лучше, возможно, не благодаря, а вопреки нашей школе.
И, пользуясь случаем, я передаю большой привет своей школе и моим одноклассникам. Кстати, о школе я уже однажды писал:
http://spalexxx.livejournal.com/2638.html