May 29, 2012 20:55
Есть мнение, и его разделяет огромный процент населения, что детство - самая хорошая и самая счастливая в жизни пора. Но так ли это? Настолько ли безоблачно детство, как это кажется?
Пора уже развеять миф о детстве, как о золотой поре жизни. На мой взгляд, лучшим возрастом в жизни является тот, в котором ты находишься сейчас, потому что это ты живешь в настоящем. Нет смысла пытаться вернуть прошлое или запрыгнуть в будущее - только настоящее есть у нас. И в каждом возрасте есть и радости и проблемы.
Детство не лишено своих, довольно серьезных проблем. Детство не менее сложная пора, чем взрослый возраст; просто проблемы у детей совсем другие. Им не надо зарабатывать на жизнь и самим заботиться о себе, но им надо искать место в жизни, вписываться в жизнь окружающих, находить общение с разными людьми, оправдывать семейные ожидания. Далеко не каждый ребенок счастлив, не все дети любимы. Многие родители утверждают, что любят детей, считают, что их дети счастливы, но очень часто это не так. Множество детей страдает от самых благих начинаний их родителей. Наверное, нет ничего ужаснее в жизни, чем от желания человеку счастья и успеха, сделать его несчастным и неуспешным, но такое часто случается в нашей жизни, и прежде всего, с детьми.
Дети не знают жизни и испытывают страхи из-за этого. Взрослые-то с жизнью знакомы, и они могут совершенно не понимать, из-за чего ребенку страшно. А ребенок может ужасно чего-то бояться, и при этом не мочь объяснить ни почему он боится, ни чего он боится. Взрослые часто не относятся к детским страхам с пониманием. И то же самое может происходить со стеснением - дети сами могут не понимать, чего стесняться, но стесняются, ничего не могут с этим сделать, а взрослые даже не догадываются, что есть проблема!
Дети болеют. Болеть тяжело и взрослым, а детям - еще тяжелее. (Кстати, где-то была сказана фраза, что к больным взрослым нужно относиться как к детям, а к больным детям, как к взрослым). Разумеется, кто-то болеет больше, а кто-то меньше, и это тоже накладывает отпечаток на жизнь. К болезненному ребенку относятся зачастую с излишним трепетом, ограждают его от жизни. Опять же, болезни вызывают страхи; зачастую родители боятся больше детей, заражают их своими страхами, и деть начинают испытывать панику перед малейшим нарушением самочувствия. Другие же, наоборот, даже любят болеть, потому что к ним начинают лучше относиться, не надо никуда ходить, можно ничего не делать.
Дети учатся в школе. У меня создается впечатление, что современная школа делает все, чтобы дети учились плохо и школу ненавидели. Лишь некоторые школы в наше время начинают правильно относиться к детям - не заставляют их учить, а помогают им научиться. Потому что, когда человек захочет что-то узнать - он узнает это и без учителей; а задача школы - пробудить интерес и показать возможности, а не впихнуть знания в ребенка против его воли. Школа - это стресс на протяжении всего в ней обучения; это зачастую крайняя степень неуважения учителей к ученикам; это жестокие разборки между школьниками, о которых, кстати, знают все, кроме учителей (или они просто закрывают на это глаза). Школа - одно из тяжелейших испытаний в жизни, и проходит оно в тот момент, когда личность еще не сформирована, когда сбить человека с пути или сломать его - ничего не стоит. Каждый день с каждым учеником в школе происходят опасные ситуации, которые могут перевернуть и испортить человеку всю жизнь. Такие сломы - не редкость; из школы выходит множество людей с сорванной психикой, и пока это продолжается, ничего хорошего в нашей стране не будет.
А дома детям иногда даже хуже, чем в школе. Многие родители считают, что дети - это просто их собственность. И дети не принадлежат себе. Они принадлежат родителям, детскому саду, школе. Собственная же инициатива ребенка часто не может найти выхода. Это может вызывать очень большие страдания и будущие проблемы.
Некоторые родители относятся к своим детям, как к комнатным растениям. Часто бывает такое, что ребенок не совсем здоров, но не в каждом случае это мешает нормальной жизни. Но родители не дают ребенку чувствовать себя здоровым, заставляют его считать себя больным, всячески ограничивают его от жизни. Иногда это правильно, но в большинстве случаев ничего кроме проблем и страданий это ребенку не принесет.
Вообще, если вы в какой-то момент облегчаете жизнь ребенку, задумайтесь, не усложните ли вы из-за этого ему жизнь в будущем? И то же самое с усложнением жизни - ребенок может просто не суметь справиться с выпавшими на его долю трудностями и сломаться.
Каким ребенок должен быть? Любить надо любого ребенка, и не важно, какой он. Многие дети не оправдывают ожидания родителей и семьи, и от этого их или на самом деле меньше любят, или детям кажется, что они вовсе не достойны любви. К ребенку надо относиться с адекватной любовью, уважать его достоинство, а так же учить его адекватному отношению к самому себе и ко всему вообще. Еще детям часто просто очень тяжело от жизни как таковой, от повседневной рутины, и они не могут найти в этом радости, не могут заставить себя с этим смириться. Взрослым в этом отношении легче - они могут и найти радости и интерес в скучных и ненужных делах, им проще заставить себя заниматься чем-то тяжелым и сложным. И детям надо помогать в этом, поддерживать их в трудностях, какими бы смешными с точки зрения родителей они ни были. Но надо не поднимать и проносить ребенка над трудностями; надо создавать ему условия, чтобы он сам захотел и сумел эти трудности преодолеть; надо быть не проводником и сопровождающим, а передатчиком, который лишь дает советы, но человек все делает сам (примерно так же поступают волшебники в литературе фэнтази).
Есть много примеров, как родители в пух и прах разбиваются ради успеха своих детей, оказывают им любую поддержку и предъявляют высочайшие требования - обязательно быть лучшим. Некоторые из этих детей становятся успешными людьми, но сколько из них сломались, не сумели добиться больших успехов, потеряли все, что имели? Добиться даже небольшого успеха трудно; потерять вообще все - проще простого. У некоторых не хватает сил для успеха, и они часто бросают свои занятия, скатываются по жизни, лишаются даже минимальных шансов на успешную и относительно нормальную жизнь.
Главное, что должны понимать родители - ребенку жить большую жизнь. Желательно, чтобы эта жизнь была успешная, уверенная, достойная; желательно, чтобы их ребенок не пополнял ряды маргиналов, преступников, алкоголиков и прочих асоциальных элементов. Родители с невероятной легкостью могут сбить ребенка с правильного пути, а помочь ему держаться трудно, но возможно; вернуть же его в нормальную жизнь - практически невозможно. Вообще все, что семья делает для ребенка, она делает или из любви, или из глупости, и часто одно путается с другим. И именно из-за глупости родителей очень много людей сломались еще в детстве, так и не успев начать жить.
Детей надо взращивать, но нужно давать детям свободу, ставить именно их в центр, а не себя. И это огромный, не всегда посильный для родителей труд. Выдержать этот баланс между движением вперед и детской свободой; между желанием детям добра и не нанесением вреда его психике; между вписыванием его в общество и сохранением его индивидуальности - это безумно сложно, и, наверное, не каждой семье возможно. Так что в детстве не так много счастья и не так мало расстройств, как это кажется многим…
педагогика,
размышления,
проблемы,
заметка,
мой взгляд,
эмоции,
дети,
детство,
рассуждение,
мое мнение