«Звездные войны». Эпизод особо секретный

May 10, 2011 08:00

Если б я была Задорновым, я точно сейчас должна была сказать «ну тупыыые». Запустили американцы 7 мая 2011 года новейший спутник системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) и кричат об этом во все горло. И заказчик сообщает (Пентагон в лице Infrared Space Systems Directorate), и разработчик рассказывает (Lockheed Martin), и журналисты не боятся тиражировать! Более того, они не только факт запуска признают. Они фотографии и видео выкладывают, они ИМЯ спутника называют! Да если б я назвала наш очередной «Космос» по имени-отчеству, да Минобороны бы при большом желании вполне могло бы мне дело сшить. Ладно, скорее всего, до дела бы дело не дошло, но встречу на Лубянке организовало бы за милую душу (я поэтому, кстати, всегда заметки начинала со слов «Военные традиционно не раскрывают название и назначение спутника, но…» и далее изгалялась, рассказываю, почему мы знаем, что это за спутник).

Ну да ладно. Я ж не Задорнов. Меня другое рассмешило. Читаю российскую прессу по итогам американского запуска: «...следует отметить, что российская система предупреждения о ракетном нападении в настоящее время находится на более продвинутой стадии, чем американская. Российские космические войска реализуют программу двухуровневой системы спутников. Ее составляют высокоэллиптические спутники «Око» и геосинхронные «Око-1». В настоящее время один российский спутник слежения работает на геосинхронной орбите. Еще три - на высокоэллиптической орбите. По некоторым данным, такая конфигурация не только регистрирует сам факт запуска ракеты, но и позволяет установить направление ее полета».

Гыгыгы, что называется. Российская группировка СПРН находится на более продвинутом уровне! Наступили на больную мозоль просто.

Давайте сугубо по открытым источникам.

Про американцев. Новая система Space-Based Infrared System (SBIRS). Спутник предупреждения о ракетном нападении Geo-1. Запущен 7 мая. В течение 9 дней спутник совершит шесть маневров для перехода на рабочую круговую геостационарную орбиту высотой 22,3 тыс. км. Стоимость спутника - $1,2 млрд. Построен компанией Lockheed Martin на платформе A2100, используемой в коммерческих интересах [срок жизни 12 лет].

image Click to view



Как пишет spaceflightnow.com, ссылаясь на военных и разработчиков, аппарат сможет обнаруживать не только межконтинентальные баллистические ракеты, но и ракеты малой дальности. Помимо инфракрасных датчиков на спутнике есть и другие инструменты для увеличения спектра разведывательных возможностей. То есть, по словам создателей, спутник способен работать как в интересах стратегической, так и тактической разведки.

Очень схематично о работе системы Lockheed Martin рассказывает здесь:

image Click to view



«Это действительно новая эра в возможностях ведения боевых действий и разведки», говорят американцы. Со временем система заменит спутники системы прошлого поколения - DSP (Defense Support Program, в 2010 году Пентагон отметил 40-летие этой системы). Сравнивая SBIRS и DSP, американцы говорят о «реальном скачке в технологии». Сейчас Lockheed Martin стоит еще три Geo.

image Click to view



Теперь про нас. Извините, без видео. Нет у нас такового. Секретно.

Спутники «Око», или УС-КС (универсальный спутник контроля суши) и УС-КМО (глобальное покрытие), фиксируют инфракрасное излучение в атмосфере на фоне поверхности. Так они обнаруживают старты межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Спутники СПРН производило НПО им. Лавочкина.

Полноценный космический эшелон предполагает размещение девяти спутников на высокоэллиптических и одного на геостационарной орбите. В таком полном составе эшелон работал только с 1987 по 1996 год. О трудностях создания системы рассказывал в свое время Иван Сафронов в материале "Полчаса третьей мировой войны": "В ночь с 25 на 26 сентября 1983 года советская система предупреждения о ракетном нападении зафиксировала запуск межконтинентальной баллистической ракеты "Минитмен" с одной из баз в США. Через несколько секунд система сообщила еще о нескольких американских стартах. Так началось ракетно-ядерное нападение на СССР".

Аппараты, которые расположены на высокоэллиптических орбитах, проходят наиболее благоприятную точку для обнаружения стартов МБР с интервалом около 12 часов. А максимальное время, в течение которого один спутник может обнаруживать старт ракет, составляет примерно шесть часов ежедневно. Это значит, что для непрерывного наблюдения за территорией, где базируются МБР, в состав группировки должны входить по меньшей мере четыре спутника.

А что сейчас? Сейчас космический эшелон СПРН находится в таком состоянии, что способен обнаружить только массированный ракетный удар. У России только три стабильно работающих УС-КС (один признаки жизни подает, но слабые) и один УС-КМО (на орбите числятся еще несколько, но, судя по всему, на них уже можно поставить крест).

«На смену уже устаревшей системе космические войска планируют получить аппараты серии ЕКС», -- писала я и в 2006 году, и в 2007 году. Цитирую саму себя: «Планы Минобороны предусматривали запуск первого такого аппарата на высокоэллиптическую орбиту во втором полугодии 2007 года, а на геостационар - во втором полугодии 2009 года. Однако ЦНИИ «Комета», конструирующее эти аппараты, обещает начать испытания первых спутников этой серии не ранее чем в 2009 году». И еще раз саму себя: «Задержку в реализации новой программы по разработке космических аппаратов для СПРН подтвердил «Газете.Ru» и командующий Космическими войсками Владимир Поповкин. В августе этого года (2007 год), отвечая на вопрос корреспондента «Газеты.Ru» на авиасалоне МАКС, он признал, что перерывы наблюдения отдельных территорий сегодня существуют, но КВ и промышленность решают этот вопрос. «Летные испытания в рамках этой программы должны начаться через два года», - сказал Поповкин».

Какой сейчас год на дворе? Точно, 2011.

Да, в Серпухове-15 благополучно создается наземная часть системы ЕКС. И «Комета» вроде даже разработала начинку новых спутников. Да вот РКК «Энергия», которая откусила у Лавочки лакомый кусок, никак не может с платформой для ЕКС разобраться.

Скажем, конечно, словами Владимира Александровича Поповкина от 2009 года про то, что у нас вполне успешно работает наземный сегмент СПРН в виде РЛС, в том числе высокой заводской готовности. «У нас есть хорошие «глаза и уши» и уверенность, что на нашу территорию неожиданно не упадет ни головная часть, ни боевой блок, - добавил он. - Дыр в системе СПРН у нас нет». Но смешно все же читать о том, что «российская система предупреждения о ракетном нападении в настоящее время находится на более продвинутой стадии, чем американская».

И в нагрузку. Как "открытые источники" разглашают гостайны. И "Звездные войны". Подмосковье. Ближний перехват.

война, space, military, СМИ, best

Previous post Next post
Up