Главный герой, дедушка-чукча, который пасёт оленей на острове, приехал в Магадан и встретил знакомого начальника, и тот приглашает его в прийти на чествование покорителей Севера. А дед отвечает:
- А я не покоритель, я здесь живу.
В поисках книг попались полярные дневники Воловича, врача станций «Северный полюс» и автора книги, которую я когда-то читал: «Человек в экстремальных условиях». Попробовал вспомнить, что ценного я в ней почерпнул, не вспомнилось, но дневники решил почитать.
Во-первых, это не дневники. Если б он столько писал в экспедиции, ему бы работать некогда было. Наследники решили заработать на предке. Прочёл десяток страниц. Написано в героическом стиле, когда из сходить пописать уже делают подвиг. Я сам работал в тайге, и хочется сравнить быт героев в полярное лето при -30 и наш, в сибирскую зиму при -50 ночью и до -35 днём.
У них / у нас:
ЖИЛЬЁ: спец. палатка с полом из двух слоёв оленьньих шкур / балки или палатка с утеплителем из войлока.
СПАЛЬНИКИ: с волчьим мехом и пуховыми вкладышами / ватные и кошма под спальник.
ОТОПЛЕНИЕ: газовые горелки с баллонами пропана / самодельные железные печки и сколь завалишь сушнин и напилишь после реботы дров - все твои.
ОДЕЖДА: спец. комбинезоны, унты и пр. / валенки, ватные штаны и телогрейка. Шапку сам купишь.
ЕДА: 10-литровые банки с пельменями, антрекоты, нельма / тушёнка с макаронами и крупами, банки с конс. борщом и ещё что в сельпо купишь.
ОБРАЗ ЖИЗНИ: 9 мая, коллектив, включив горелки и вылезя из спальников, собирается отметить с утра День Победы коньячком и чем ещё бог послал. Доктор на станции следит, у кого насморк. / Пашите, негры, солнце ещё высоко! Район энцефалитный, но прививок ни у кого нет. И недельный запой на все отгулы, а спохмелья пьют всё, что горит или пахнет спиртом.
ЛЮДИ: Герои Советского Союза, гордость нации, здоровы и бодры духом / бичи, алкоголики с поломанной жизнью, большинство отсидело от 7 до 14 лет. Могут работать только вне досягаемости гастронома.
Кстати, насчёт пописать это всерьёз: во первых строках автор пишет, как он с ужасом собирается сбегать на свежий полюс, и что у пары его подопечных от этого уже радикулит. А у нас всё простенько было: в самую оттайку, часа в 4-5, когда температура поднялась до -35, бежишь в сторонку от лагеря, вытаптываешь в снегу кружок, под тулупом снимаешь ватные штаны и пр., садишься - края тулупа упираются в снег и твоя задница оказывается в персональном чуме: тепло и мухи не кусают.
И этот человек учит меня выживанию в экстремальных условиях. Мы там просто работали, когда сталь от мороза кололась, как стекло.