Это сладкое слово: Свобода

Sep 22, 2024 09:36


В шестидесятых в своей Социологии личности Игорь Кон успел написать прежде, чем эту тему опять закрыли, что просто Свободы не бывает. Бывает Свобода От и Свобода Для.
То есть, если вы хотите уйти со старой работы, то неплохо бы сначала найти новую, а потом уж решать, стоит ли. А когда это касается не личности, а государства, то возникает ещё вопрос: Свобода - для кого?

Читаю Рабе Ютта, Гибель парома «Эстония».
Начал с опаской, потому что свои родные приучили, что в аналогичных случаях после получасовой болтовни они сообщают примерно половину того, что я и так знаю. Но оказалось интересно.



Отвалившись От России, Эстония предприняла меры для скорейшей интеграции в этот сказочный западный мир: купила у финнов паром, переименовала в «Эстонию» и объявила Гордостью Нации и Символом Свободы.
Впрочем, купила - не то слово. Понадобились шведские  и ещё непонятно какие инвесторы (в книге на отдельном листе - схема владельцев парома), и над паромом гордо взреял
Кипрский флаг. Понадобились некоторые не совсем законные махинации, чтоб заменить его на эстонский и комплектовать команду эстонцами (тех. обслуживание взяла на себя шведская сторона). Это было крайне необходимо: денежное содержание команды «Эстонии» составляло 20 процентов от аналогичного, выплачиваемого экипажам шведских судов, и парому не давали и дня простоять в порту: такой навар терять!
Это был самый старый паром на Балтике, и у финнов он ходил вдоль береговой линии по шхерам, а не в открытом море в любую погоду. Поэтому у него не было перегородки между носовым визиром (это то, что открывается на носу для въезда автомобилей) и автомобильной палубой. Команда тоже не имела должного уровня для морских рейсов Таллинн - Стокгольм, но всё это плавало.
В последний день перед катастрофой в Таллинн прибыла команда шведских тех. экспертов, которые обнаружили кучу дефектов, и «Эстонию» надо было ставить на ремонт на неделю-другую. К примеру, чтоб закрыть этот самый визир, как-то не получалось нажать кнопку в рубке, а шёл матрос и ебошил по запору кувалдой. Но на экспертов надавили с двух сторон, с эстонской и шведской, самые опасные нарушения из акта пропали, и рейс разрешили.
Паром ходил в ночь, а днём грузился. Когда команда ушла на обед, подъехали два фургона якобы со свежим бельём. Водители фургонов выгрузили большие серые мешки и занесли их в кабину лифта. Но поднялись не на палубу обслуживающего персонала, а на самый верх, на палубу VIII, откуда перенесли мешки в ходовую рубку  и спустили в помещение под палубой мостика через люки, обычно закрытые плотным резиновым ковром и поэтому практически незаметные. После аварии водолазы сообщили, что кто-то успел раньше них вскрыть часть борта и забрать этот груз.
Последними, перед выходом, погрузились два грузовика, о которых дежурный офицер сделал в карго-листе только рукописную пометку, а не полную запись. Автор считает, что в них могла быть контрабанда: от наркотиков и оружия до металлолома и незаконных мигрантов. Ходовым товаром был металлолом, как с советских военных баз в Эстонии, так и из России. Об ту пору шведские заводы широко использовали это «сырьё».
При погрузке записывали только владельца машины, и если он был не один, добавляли: с семьёй, поэтому страховая компания не смогла сбить списки погибших с официальными. Официально на борту были 989 человек, из них  162 - команда. Спаслись только 137 человек, в том числе 45 - из команды. Команда первая кинулась занимать места в спасательных лодках, а пассажиры сами не смогли спустить на воду шлюпки.
Сначала всё шло как обычно: капитан поил в ресторане шведских экспертов, а единственный вахтенный матрос время от времени за полчаса обходил корабль, чтобы проверить, а не тонем ли мы уже. После того, как начался шторм, пассажиры в носовой части палубы 1,что под автопалубой и ниже ватерлинии, услышали сильный удар, после чего началась сильная вибрация, и кто-то позвонил на мостик. Капитана вызвали в рубку, он зашёл, сделал выговор за отставание от графика и послал матроса найти боцмана и осмотреть нос. Боцмана в баре не оказалось, и матрос пошёл один, ничего не нашёл и пошёл обратно. Тут раздался уж совсем сильный удар, палубу 1 стало заливать снизу через вентиляцию, и пассажиры кинулись вверх. Дальше всё грохотало, корабль трясло и кренило, он перевернулся и в 1.48 он затонул.
Комиссия напрочь проигнорировала показания пассажиров о первых ударах и тряске, и что вода шла снизу, (точнее - ваще отказалась их слушать) и постановила, что волнами выбило носовой визир и затопило автопалубу.

история

Previous post Next post
Up