Храм всех религий, он же Вселенский храм, он же Храм семи религий - место притяжения туристов, посещающих Казань, и без всяких сомнений, один из самых запоминающихся архитектурных объектов современного Татарстана.
Должен сразу уточнить, что данный комплекс построек, расположенный в 11 км от Казани на берегу реки Волги - абсолютный новодел, и к реальным культовым сооружениям имеет весьма отдаленное отношение.
Комплекс храмов семи религий в Казани уникален. Он объединил в себе православную и католическую церкви, мусульманскую мечеть, буддистский храм, иудейскую синагогу и китайскую пагоду.
И этот список культовых сооружений, объединенных Вселенским храмом, далеко не полон.
Под крышей Храма всех религий собрана, в числе прочих, символика исчезнувших цивилизаций.
Храм всех религий выделяется на фоне соседней застройки ярким и оригинальным декором.
Благодаря этому он отчетливо просматривается с палуб проходящих мимо речных судов, о чем гиды обязательно сообщают туристам.
А из окон проходящих мимо поездов, особенно на большой скорости, Храм предстаёт как мираж, невесть каким ветром занесенный на волжский берег.
Кстати, именно на поезде добираться до него удобнее всего. До станции Старое Аракчино ходят пригородные электрички. Время в пути от центрального вокзала Казани примерно 15 минут.
Местные жители зачастую предпочитают рейсовые автобусы. Остановка в шаговой доступности от Храма. Гораздо ближе, чем железнодорожная станция.
Купола храма на фоне голубого неба представляют собой незабываемое зрелище. Тут и православный крест, звезда Давида и мусульманский полумесяц. И это только короткий список.
Путников у входа в храм встречает статуя Будды.
Узкий коридор, стены которого хранят следы кустарной кирпичной кладки, украшен росписью в подозрительно знакомом стиле.
В процессе экскурсии путешественников ждут множество невероятных впечатлений - от восторга до разочарования.
Внутренние помещения, построенные и обустроенные в разное время, разительно отличаются друг от друга.
Строительной площадкой удивительного сооружения, которое давно стало одной из туристических достопримечательностей Казани, стал приусадебный участок поселкового домика.
Сам домик сохранился до сих пор - он зеленого цвета под красной крышей.
Если выбрать высокую точку съемки, то окрестности Вселенского храма поражают своей "непарадностью".
Что любопытно, несмотря на огромную популярность этого места и тысячи туристов, которые его посещают ежедневно, представители ни одной их пяти конфессий, представленных в Казани, не признают ни данное сооружение в целом, ни его тематическими части, относящимся к своей религии.
Таким образом, это бесконечно строящееся сооружение, которое за годы жизни разрослось на несколько соседних участков вдоль железной дороги, остается безусловно светским объектом, и как я уже говорил, популярной точкой притяжения туристов.
Итак, настало время поговорить о человеке, чей талант и потрясающая работоспособность сделали этот проект былью.
Ильдар Ханов родился 3 ноября 1940 года в поселке Старое Аракчино, тогда пригороде Казани. Он рос болезненным ребенком, а во время военного голода перенёс клиническую смерть. По его воспоминаниям, в тот момент он увидел уходящий в бесконечность туннель, и некий голос сказал ему, что его земной путь еще не окончен.
В 1960 году закончил Казанское художественное училище, а в 1968 году Московский Государственный институт им. Сурикова. В том же году он был принят в Союз художников СССР.
Первым масштабным проектом, который молодой художник осуществил со своим младшим братом Ильгизом, стало скульптурное украшение молодого татарского города Набережные Челны. Именно там в 1975 году появляется его первая скульптура "Родина-мать", открытие которой было приурочено к 30-летию Великой Победы.
Тогда же разразился громкий скандал, так как установка памятника не была согласована с Союзом художников, что по тем временам являлось нарушением всех существующих норм.
Сроки установки и открытия монумента были очень сжатыми, что и позволило Ильдару Ханову осуществить задуманное с минимальными сторонними вмешательствами в данный проект.
Существует легенда о том, прототипом лица Родины-матери стала Гульсабира Хакимова, работавшая тогда заместителем председателя горисполкома Набережных Челнов. Легенда гласит: "когда Ильдар Ханов показал ей строящуюся скульптуру, ей она не понравилась. Гульсабира Махмутовна заявила, что у Родины-матери нужно сделать бюст поменьше и лицо покрасивее. Бюст скульптор уменьшил, а позже признался Хакимовой, что лицо Родины-матери он "слепил" с ее образа."
Несмотря на произошедшее небольшое недоразумение, сотрудничество Ильдара Ханова с Набережными Челнами продолжилось, и в скором времени в городе появились интересные скульптуры, выполненные в разной технике.
Несмотря на широкую известность, которую Ильдар Ханов получил как скульптор и художник, земляки и люди за пределами Татарстана знают его также как общественного деятеля и народного целителя.
В Казани не было человека, который бы не знал об удивительном докторе. Ильдар принимал всех, и всем старался помочь, причем по существующему правилу (ты получил этот дар свыше и бесплатно, и не можешь брать за свою помощь людям деньги), он делал это совершенно бескорыстно.
Еще в студенчестве он загорелся идеей построить "дом" для всех религий, в котором верующие почувствовали бы духовное единение, которого порой так не хватает в повседневной жизни. Ханов много путешествовал, побывал в Индии и на Тибете, проникнувшись во время этих поездок культурным наследием Востока. Особенно его интересовали буддизм, практика йогов, не говоря уже о секретах тибетской и древнекитайской медицины.
Когда Ильдар вернулся на родину, то открыл в себе дар целителя. После этого он стал практиковать, к нему приезжали люди из разных мест. Целительством он занимался всю свою жизнь.
Однажды его спросили: "Какую религию вы на самом деле исповедуете?" На этот, казалось бы, провокационный вопрос Ханов ответил со свойственной ему простотой и искренностью: "Я татарин и, согласно своей национальности, являюсь мусульманином. Хотя для меня близким стал и буддизм, так как уже много лет занимаюсь йогой. Близко мне и христианство - я изучал искусство стран христианского мира. И Бог для меня един, поэтому религии не разделяю".
В 1989 году состоялось знакомство Ильдара Ханова со Святославом Рерихом. Он поделился с сыном знаменитого художника Николая Рериха своей идеей. Найдя в его лице единомышленника, они вместе начали обсуждать планировку будущего сооружения. Ханову даже предложили возвести такой храм непосредственно в Индии, однако он ответил отказом. Ильдар очень хотел, чтобы Храм всех религий появился на его родине, в России - точнее на малой родине, в Татарстане, да еще и в родном поселке Старое Аракчино. Ведь он тут родился и вырос, и тогда еще были живы его родители.
В идее возведения Вселенского храма в Татарстане 53-летний мужчина укрепился в 1994 году, когда ему 19 апреля во сне явился сам Иисус. Христос повелел ему строить Вселенский храм, на что Ильдар ответил, что у него нет денег и средств на строительство. Иисус сказал: "Ты начни строить, люди поверят в тебя и придёт помощь". Ильдар вышел во двор и начал копать землю под фундамент. Не прошло и полутора часов, как появился знакомый архитектора и узнав, что тот строит Вселенский храм, пообещал прислать 15 каменщиков. Работа закипела.
В реализации проекта ему помогал брат Ильгиз, в свое время окончивший высшее художественно-промышленное училище в Москве.
Воплощению в жизнь грандиозной идеи Ильдар Мансавеевич посвятил всю свою жизнь. Строительство необычного комплекса вряд ли стало бы возможным без прямого участия меценатов и просто неравнодушных людей. Когда они узнали, какой реализуется проект, стали содействовать в меру своих сил. Те, кто могли помочь строительными материалами - помогали, причем, бесплатно. Другие, не располагавшие такими возможностями, просто приходили поработать. И тоже бесплатно.
И на помощь проекту, который Ильдар реализовывал исключительно на собственные средства, стали приходить люди, которым он помог своим даром. Как рассказывал Ильдар, утром он мог выйти во двор, и обнаружить там разгруженный грузовик кирпича или песок, необходимый для строительства храма. Кто привозил стройматериалы, во многих случаях так и осталось загадкой.
Ильдар Ханов видел свое творение 16-купольным. Каждый купол должен был символизировать отдельную религию, включая давно канувшие в Лету верования. В Храме всех религий предусматривалось оборудование следующих залов: китайского дао, тибетского, японского дзэн-буддизма, индийских вед, майя, индонезийского, иранского, а еще православного, католического, протестантского, масонов, розенкрейцеров и даже инопланетного разума.
Кроме того, в Храме планировалось обустроить обсерваторию для наблюдений неба, школы для детей с различными кружками по интересам, приют для сирот. Ханов собирался открыть в рамках архитектурного комплекса центры целительства и реабилитации наркозависимых, Дом милосердия для престарелых людей, иконописную школу, оперный театр и многое-многое другое.
Что-то из задуманного удалось воплотить в жизнь, а что-то нет. Например, обсерватория, которая была в первых этапах строительства, оказалась совершенно неприспособленной для данного места. Во-первых, близость к транспортным магистралям делала воздух насыщенным пылью и прочими примесями, да и вибрация от проходящих поездов делала наблюдение за удаленными космическими объектами невозможным.
Площадь внутренних помещений Вселенского поражает. Чтобы обойти их полностью, внимательно рассматривая убранство и экспонаты, может понадобиться несколько часов.
В самой старой части Храма всех религий располагается Египетский и Католический залы, Чайная комната и Зал Иисуса Христа и Театральный зал, в котором проходят лекции, семинары и концерты.
Отдельного упоминания заслуживает Зал Иисуса Христа. Благодаря Ильгизу Ханову, младшему брату Ильдара, интерьер этого небольшого помещения отвечает всем канонам православной иконописи.
Ильгиз Ханов по образованию - иконописец. В Храме всех религий в настоящий момент под его началом работает иконописная мастерская.
Некоторые интересные работы, выполненные в смешанной технике, включающие приемы иконописи, можно увидеть в дальних залах Вселенского храма.
Множество помещений отведены под картинную галерею.
Живопись Ильдара Ханова, как нетрудно было догадаться по его скульптурным и архитектурным проектам, весьма масштабна.
Для некоторых работ одной, даже большой стены, оказывается мало.
Что интересно, первая персональная выставка Ильдара Ханова прошла в Набережных Челнах лишь в 1993 году, когда художнику было 53. Зрители могли увидеть такие монументальные произведения, как "Хиросима-1", "Хиросима-2", "Доля матери", "Апокалипсис", "Костер человечества" и другие.
В настоящий момент живописные работы Ильдара Ханова находятся в картинной галерее в Набережных Челнах, в частной коллекции 1 президента Татарстана Минтимера Шаймиева и в Храме всех религий.
А отдаленных залах Храма, до которых дойдёт не каждый путник, можно найти и такие любопытные экспозиции.
Автор этого грандиозного проекта, Лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая, Ильдар Ханов, ушел из жизни 9 февраля 2013 года, в возрасте 72 лет после продолжительной болезни. При его жизни строительные работы в Храме всех религий не прекращались ни на день. Не остановились они и после смерти автора. Правда, быстрыми их назвать сложно.
10 апреля 2017 года в комплексе Храма всех религий возник пожар. На месте возгорания был обнаружен погибший человек.
Как я уже говорил, несмотря на нескончаемый поток туристов и упоминание во всех путеводителях, республиканские власти никак не участвуют в судьбе Вселенского храма.
И поэтому Храм функционирует не как музей или картинная галерея, на статус которых вполне мог бы претендовать, а как частная собственность. И на входе путешественника просто попросят оставить пожертвование. Без этих денег строительство прекратится, и содержать этот удивительный объект будет просто не на что.