Фраза, вынесенная в заголовок данного рассказа, была сказана Остапом Бендером Кисе Воробьянинову в начале главы "Вид на малахитовую лужу"романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова "12 стульев" (1928 г). Произведения, по которому у меня еще в детстве был сформирован обрывочный, но очень яркий образ города Пятигорска.
Первая фраза, которая я выучил в своей жизни по-французски, была "же не манж па сис жур". Но о ней вспомним чуть позже.
Весной 2021 года судьба наконец-то забросила меня в Пятигорск, и рассказ об этом путешествии будет тесно переплетен с отчетом о поездке туда Кисы и Оси почти 100 лет назад. Далее в тексте курсивом будут выделены цитаты из романа "12 стульев".
В сентябре 2008 году в Пятигорске, получившем статус города 14 мая 1930 года, появились две бронзовые фигуры, изображающие легендарных концессионеров, исколесивших в погоне за 12 стульями множество российских городов.
Скульптурное изображение Остапа Бендера (авторства Равиля Юсупова) украшает собой вход в Провал - одну из точек притяжения Пятигорска. Рядом с великим комбинатором стоит бронзовый стул, а в его руке - входной билет в ПровалЪ.
Рост бронзового Бендера - 210 см, а на билете дотошные туристы могут рассмотреть цену - 5 копеек.
Остап сбегал в писчебумажную лавчонку, купил там на последний гривенник квитанционную книжку и около часу сидел на каменной тумбе, перенумеровывая квитанции и расписываясь на каждой из них.
- Прежде всего - система, - бормотал он, - каждая общественная копейка должна быть учтена. Великий комбинатор двинулся стрелковым шагом по горной дороге, ведущей вокруг Машука к месту дуэли Лермонтова с Мартыновым. Мимо санаториев и домов отдыха, обгоняемый автобусами и пароконными экипажами, Остап вышел к Провалу.
Небольшая, высеченная в скале галерея вела в конусообразный (конусом кверху) провал. Галерея кончалась балкончиком, стоя на котором можно было увидеть на дне провала небольшую лужицу малахитовой зловонной жидкости. Этот Провал считается достопримечательностью Пятигорска, и поэтому за день его посещает немалое число экскурсий и туристов-одиночек.
Остап сразу же выяснил, что Провал для человека, лишенного предрассудков, может явиться доходной статьей.
«Удивительное дело, - размышлял Остап, - как город не догадался до сих пор брать гривенники за вход в Провал. Это, кажется, единственное, куда пятигорцы пускают туристов без денег. Я уничтожу это позорное пятно на репутации города, я исправлю досадное упущение».
И Остап поступил так, как подсказывали ему разум, здоровый инстинкт и создавшаяся ситуация.
Он остановился у входа в Провал и, трепля в руках квитанционную книжку, время от времени вскрикивал:
- Приобретайте билеты, граждане. Десять копеек! Дети и красноармейцы бесплатно! Студентам - пять копеек! Не членам профсоюза - тридцать копеек.
Остап бил наверняка. Пятигорцы в Провал не ходили, а с советского туриста содрать десять копеек за вход «куда-то» не представляло ни малейшего труда. Часам к пяти набралось уже рублей шесть. Помогли не члены союза, которых в Пятигорске было множество. Все доверчиво отдавали свои гривенники...
Перед вечером к Провалу подъехала на двух линейках экскурсия харьковских милиционеров. Остап испугался и хотел было притвориться невинным туристом, но милиционеры так робко столпились вокруг великого комбинатора, что пути к отступлению не было. Поэтому Остап закричал довольно твердым голосом:
- Членам союза - десять копеек, но так как представители милиции могут быть приравнены к студентам и детям, то с них по пять копеек.
Милиционеры заплатили, деликатно осведомившись, с какой целью взимаются пятаки.
- С целью капитального ремонта Провала, - дерзко ответил Остап, - чтоб не слишком проваливался.
На мой взгляд, это полное безобразие, что несмотря на гениальный инвестиционный проект по монетизации входа в Провал, доступ к этой сокровищнице сероводорода по сегодняшний день остается... бесплатным!
Успокаивает лишь тот факт, что подход к озеру зарешечен, и искупаться в его теплых водах имеют возможность лишь голуби, которые без всяких преград приникают внутрь грота через верхнее отверстие, и своими неловкими крыльями устраивают небольшие камнепады.
Хрестоматийно начав знакомство с Пятигорском с Провала, также предсказуемо нужно продолжить его небольшой прогулкой по бульвару Гагарина, благо солнечная мартовская погода это позволяет сделать с максимальным комфортом.
Множество старинных особняков, построенных с лечебными целями по сегодняшний день большей частью сохраняют медицинский профиль. Именно по этой улице великий Комбинатор, мимо санаториев и домов отдыха, обгоняемый автобусами и пароконными экипажами, вышел к Провалу.
К сожалению, не все санатории и дома отдыха сегодня находятся в хорошем состоянии. Но тот факт, что их не снесли, заменив "элитным жильём", как минимум, вселяет оптимизм.
Знаменитые Пироговские ванны, безусловно, архитектурная доминанта бульвара Гагарина, большая часть которого действующие и недействующие санатории. Здание было построено в 1914 году по плану архитектора А. И. Кузнецова всего за три месяца, и на пятигорском курорте стало первым лечебным сооружением. Корпус здания украшен барабаном - башенкой и майоликовыми панно с изображением сцен отдыха и купания в древнеримских термах.
К сожалению, Пироговские ванны сейчас не функционируют по прямому назначению. В настоящий момент практически все уважающие себя санатории уже оборудовали в своих стенах полноценные ванны и бассейны, и посему места общественного пользования на базе минеральных вод успехом в Пятигорске не пользуются.
К тому же не стоит забывать, что для любителей получения бесплатных процедур в Пятигорске сохраняется уникальная возможность принять водные процедуры прямо на улице. Температура воды в этих источниках позволяет не замерзнуть даже при прохладном воздухе.
Называются они "бесстыжие ванны" и давно включены во все городские экскурсии. Есть разные версии происхождения этого названия. Одна из них гласит, что в начале 19 века было не принято, чтобы женщины и мужчины купались вместе. Ванны даже пытались разделять по половому признаку. Но в итоге о них пошла слава, как о месте разврата.
Таким образом, бравый джигит, даже в водоеме с сероводородом не выпускающий из рук смартфон, - тоже часть экскурсионного Пятигорска. Скажу больше, он еще и селфи делал!
Несмотря на множество предупреждений, что данные источники не рекомендованы для пользования по микробиологическим показателям, желающих принять сероводородную ванну с видом на Эльбрус не перечесть.
От бульвара Гагарина вниз, к колоннаде нас выводит Красноармейская улица.
Колоннада, расположенная в непосредственной близости от Пироговских ванн, предназначена для фотографирования панорамы Пятигорска с Эльбрусом на заднем плане.
Здесь всё прекрасно, за исключением одного "но". Эльбрус с Колоннады фотографируется лишь в обрамлении двух фонарей. Видимо, кадр должен называться "офонаревший Эльбрус".
Посетив городской парк, и поднявшись на его самую высокую точку (просьба не путать с вершиной горой Машук!), можно полюбоваться Эоловой арфой, - памятником архитектуры федерального значения, который является одним из символов города возрастом почти 200 лет.
К 1829 году согласно программе развития и благоустройства города, на Михайловском отроге горы Машук появилась зеленая зона отдыха.
Самое высокое и ветреное место парка было выбрано для реализации проекта беседки в стиле античного храма, посвященной древнегреческому мифологическому персонажу - Эолу, повелителю ветров. Прообразом для архитектора Джузеппе Бернардацци послужил "Храм Эола", построенный Уильямом Чемберсом недалеко от Лондона.
Изначально под куполом беседки планировалось поставить статую Эола, но благодаря инициативе Ф. П. Конради - главного курортного доктора, было решено установить музыкальное устройство, весьма популярное в те времена в Европе - эолову арфу. С помощью флюгера ветер приводил в движение две эоловы арфы, и мог в буквальном смысле играть на их струнах. По убеждению доктора, дивные звуки, издаваемые арфой, должны были благотворно влиять на душевное состояние гостей курорта. Несмотря на постоянные ремонты из-за погодных условий, в 1861 году музыкальный инструмент окончательно вышел из строя. Капитальный ремонт беседки был проведен лишь в 1950 году.
Покинув смотровую площадку, мы спускаемся вниз, к Академическим ваннам. Кстати, в полном соответствии с переносом водных процедур в стены санаториев, сейчас там... правильно, ресторан!
По дороге нам попадается еще одна бронзовая статуя. Неужели, это ты... Алёнушка?
А наш путь лежит в парк "Цветник". Именно туда в своё время первым делом отправились Киса и Ося. Путешественники проникли в город на трамвае линии «Вокзал - Цветник». За вход в "Цветник" с них взяли десять копеек.
Дорога ведет нас по склону горы Горячей, отрогу все того же Машука. Её абсолютная высота 557,9 м, и она вытянута от Машука в юго-западном направлении.
Горячая гора образована травертинами - отложениями горячих сероводородных источников, бьющих на склонах Машука.
Ещё в 18 веке, если верить раскопкам, местные жители вырубали на вершине горы Горячей, в камне и сланце бассейны, наполнявшиеся целебной водой источников.
Позднее на горе Горячей были устроены купальни для приезжих курортников. С горы открывается красивый вид на Пушкинские и на Ермоловские ванны. Как вы можете догадаться из вышесказанного, сегодня они не функционируют, хотя сами здания стоят на прежних местах.
Возможно, из них сделают гостиницы или хостелы.
Последняя остановка перед "Цветником" - у легендарного бронзового орла.
По легенде, он был установлен рядом с тем местом, где бил очень сильный источник минеральной воды. Вода поднималась на высоту до двух метров.
И по сегодняшний день минеральная вода, проникая по своим подземным ходам, находит выход в отрогах горы Горячей. Вот один из таких безымянных источников. Всего на пару метров ниже статуи гордого орла, поймавшего коварную змею.
А со смотровой площадки рядом с пятигорским орлом уже открывается панорама "Цветника".
Кстати, именно с этой точки открывается хороший вид на гору Бештау, в честь которой город и получил своё название.
Это высочайшая из 17 останцовых магматических гор Пятигорья на Кавказских Минеральных Водах. Высота Бештау 1400 м. Гора из-за своих пяти вершин ( с тюркского "пять гор", от беш - пять и тау - гора) дала название городу Пятигорску, и окружающей его местности - Пятигорье.
А мы тем временем наконец-то достигли "Цветника".
Пора цитировать "12 стульев": В "Цветнике" было много музыки, много веселых людей и очень мало цветов. В белой раковине симфонический оркестр исполнял «Пляску комаров». В Лермонтовской галерее продавали нарзан. Нарзаном торговали в киосках и вразнос.
В то время за вход в "Цветник" с них взяли десять копеек.
Сегодня вход в "Цветник" совершенно бесплатный. Однако, форменное безобразие! Скажу больше, на территории парка раздается бесплатный вай-фай, и в ближайшем будущем ожидается концерт Вики Цыгановой (слава Богу, хоть он будет платным!)
Сам "Цветник" был обустроен в 1829-1831 годах на месте болот, образовавшихся из стекавших с горы Горячая источников. Первоначально парк назывался "Николаевским".
Мы проникли в "Цветник" можно сказать, через заднюю дверь, а вот рядом с парадным входом в парк располагается отреставрированное здание знаменитой кофейни Гукасова, построенное еще в начале 20 века.
Кофейню Гукасова часто сравнивают с кораблем. Дом в стиле модерн был спроектирован и построен по заказу пятигорского кондитера Александра Гукасова в 1909 году. Сегодня на первом этаже находится частная картинная галерея, а на втором - кафе.
История Александра Гукасова достойна отдельного рассказа. Старший сын в семье, в 37 лет он привез из Баку в Пятигорск мать, одиннадцать братьев и сестру. Для большой семьи он купил небольшой дом на Теплосерной улице и взял в аренду кондитерскую. По соседству меблированными комнатами управляла интересная молодая женщина, немка по национальности, Елизавета Власьевна. В 1901 году они сыграли свадьбу. Через некоторое время, заработав денег, супруги завели собственную гостиницу. Её и сейчас знают в городе как дачу Эльзы.
Вскоре Александр Гукасов вместо одного богатого горожанина ушел на русско-японскую войну, с которой вернулся, по счастью, целым и невредимым. В аренду у города он взял участок под строительство кофейни. Срок действия договора аренды, кстати, согласно договору заканчивался в 2000-м году. Проект нового детища Гукасова был заказан одному из лучших архитекторов города - Сергею Гущину. Но из-за близкого залегания подземных вод строительство кофейни было долгим. Александр многое делал сам. Лично носил мешки с песком на верхний этаж и, боясь смещения стен, приходил по ночам, чтобы послушать, не трещат ли перекрытия.
Заработавшая кофейня быстро стала самым "респектабельным" местом в городе. А пирожные, которые здесь продавали, - самыми вкусными. Гукасов был избран гласным (депутатом) городской думы Пятигорска. Изменилась и его личная жизнь. Из-за отсутствия детей брак с Эльзой распался. Ее место заняла простая девушка Матрена, вскоре подарившая Александру двух наследников. В смутное революционное время Гукасовы в своем доме, прямо как в фильме "Свадьба в Малиновке", прятали то красных от белых, то белых от красных. Когда город окончательно остался за красными, Гукасова собирались расстрелять - как "неблагонадежного". Его уже вели на расстрел, но бежавшая за ним с ребенком на руках Матрена по счастливой случайности увидела красного командира, которого некогда они с Александром прятали у себя. Благодаря его вмешательству Гукасов выжил.
Но с приходом власти Советов кофейня перешла в собственность государства. В 1933 году Гукасова и всю его семью репрессировали и отправили в Сибирь. В некогда аристократичном месте Пятигорска расположилась курортная столовая. А во время Великой Отечественной войны в оккупированном городе немцы открыли здесь ресторан… В то же время Эльза, вспомнившая про свое немецкое происхождение, приходила в немецкую канцелярию и просила вернуть ей гостиницу. Увы, фокус не удался, и больше ее в городе никто не видел. А бывший муж, пятигорский кондитер Гукасов закончил свои дни в 1946 году в селе Ведено бывшей Чечено-Ингушской ССР, где он жил со своей дочерью. Говорят, служил он хлебопёком.
В 90-х годах 20 века здание кофейни, наконец, отреставрировали. Балконы, расположенные во всю длину второго этажа, и навесы над ними укрывают посетителей от жарких лучей солнца. Теперь они застеклены, а изначально здесь была "открытая палуба". Две башенки восточного вида и затейливая лепнина под крышей завершают замысловатый облик кофейни. А грустная история пятигорского кондитера стала известна городу благодаря его дочери. По словам Александры Николаевны Коваленко, известного в Пятигорске историка и краеведа, в 90-х на местное телевидение пришло письмо из Чечни. Писала дочь Гукасова и Матрены - Ирина. Она просила "реабилитировать" имя своего отца, о котором на тот момент пятигорским историкам почти ничего не было известно…
Именно у стен легендарной кофейни здесь мы встречаем памятник напарнику Остапа Бендера, с изображения которого начали свою экскурсию по Пятигорску.
Одним из ключевых персонажей романа "Двенадцать стульев" является Ипполит Матвеевич Воробьянинов по прозвищу Киса. В сентябре 2008 года в городском парке "Цветник" ему был установлен памятник. Финансовое обеспечение проекта уже упомянутого скульптора Равиля Юсупова взяли на себя предприниматели города. Почти как "союз меча и орала".
Бронзовая композиция изображает приехавшего в Пятигорск в поисках стульев со спрятанными в них сокровищами Кису. После пятиминутного инструктажа великий комбинатор Бендер превратил чванливого дворянина Воробьянинова в мультиязычного попрошайку.
В то время как великий комбинатор ловко торговал видом на малахитовую лужу, Ипполит Матвеевич, сгорбясь и погрязая в стыде, стоял под акацией и, не глядя на гуляющих, жевал три врученные ему фразы:
- Месье, же не манж... Гебен зи мир битте... Подайте что-нибудь депутату Государственной думы... Подавали не то чтоб мало, но как-то невесело. Однако, играя на чисто парижском произношении слова «манж» и волнуя души бедственным положением бывшего члена Госдумы, удалось нахватать медяков рубля на три.
Под ногами гуляющих трещал гравий. Оркестр с небольшими перерывами исполнял Штрауса, Брамса и Грига. Светлая толпа, лепеча, катилась мимо старого предводителя и возвращалась вспять. Тень Лермонтова незримо витала над гражданами, вкушавшими на веранде буфета мацони. Пахло одеколоном и нарзанными газами...
В итоге этой операции Ипполит Матвеевич заработал Семь рублей двадцать девять копеек. Три рубля бумажкой. Остальные - медь и немного серебра. Таким образом, задание Остапа Бендера - собрать 10 рублей не было выполнено. Но сын турецкоподданного в итоге заработал на билетах в Провал... 15 рублей!
Годы идут, а литература и Пятигорск, запечатленный в ней, остаются классикой.
ПС: отдельное спасибо гиду Виктории за невероятно интересную и познавательную экскурсию по Пятигорску.
про путешествие в Верхнюю Балкарию можно прочитать
здесь