Про профессионализм.

Feb 19, 2009 17:32


Я сначала думала, что профессионализм это очень круто. Да высокий профессионализм это офигительно круто. Так я думала. Долго так считала. Да. Потом я вдруг стала думать, что профессионализм это название болезни, там было еще название специализм. Такая болезнь, с определенным набором симптомов, вызывающая определенные проблемы. Да, я так думала. Довольно долго так считала. Теперь я считаю, что профессионализм это определенно такая болезнь, но если грамотно решать вызываемые им проблемы, то получается офигительно круто. Да, я так считаю сейчас. Профессионализм без значительной профессиональной деформации сознания и личности в целом, это хорошо.

В любом случае, профессионализм или его отсутствие - это часть личности. Когда это доминирующая часть - это, наверное не очень хорошо, когда просто одна из составляющих, ключевых составляющих - нормально.


Нормальный высокий профессионализм завораживает. Грамотность в предметной сфере, не педантичная, но сочетающаяся с находчивостью, «подкованность», целостное владение самой идеологией и философией профессии, особенно, когда человек способен в нужное время переставать быть профессионалом, и оставаться нормальным человеком. Вау.

Даже в обычной жизни профессионала легко разглядеть. Возможно дело в том, что профессионализм способствует удачному трудоустройству, а то в свою очередь способствует значительной удовлетворенности жизнью и бла-бла-бла. Или профессионализм формируется под действием сформированных интересов в жизни, а те в свою очередь формируются не без воздействия интереса к жизни и бла-бла-бла. В любом случае профессионализм накладывает отпечаток на личность (ну или иногда совсем сносит башню) и отпечаток этот заметен.

Возможно ли, чтобы этот великолепный персонаж вообще существовал? Да, возможно. Я таких даже сама видела. Не очень часто, конечно, но было. Хотя это тот случай, когда если бы этого персонажа не было, его надо было бы выдумать. Определенно есть какая-то сермяга в философии идеализации профессионализма. Но об этом надо будет еще подумать. А пока я думала о другом.

О пороге входа. Для того чтобы стать хоть каким-то продавцом, надо встать к прилавку, для того, чтобы стать хоть каким-то врачом, юристом или космонавтом надо еще какое-то время готовиться. Каждая кухарка может управлять государством, однако у многих профессий всё-таки очень высокий порог входа. Причём сама по себе профессиональная деятельность в определенном смысле у всех одинаковая: все работают, делают, что умеют, учатся или не учатся делать что-то еще, зарплату получают, кто побольше, кто поменьше. Порог входа это то, что надо сделать, узнать, чему научиться, чтобы вообще начать работать, это освоение какого-то протокола, каких-то общих правил, которые могут быть сложнее, чем само содержание профессиональной деятельности. Я, допустим, кое-что знаю из налогового права, не много совсем, но так, кое-то. Какие-то совсем плёвые вопросы могу разрешить, однако не стоит нанимать меня представителем в арбитражный суд в тяжбах с налоговой, даже если вопрос совсем ясный, даже если оппонент не явится на заседание, я все равно не знаю, кому что говорить, что писать, куда идти, с какой ноги вставать. Или, например, каждый новый язык программирования, каждая новая среда разработки для программиста всегда начинается с чуть ли не недельной тяжбы за работоспособность программы «Hello, world», надо сначала найти, где компьютер включается, как среда запускается, где окошко, куда код писать, как компилировать, где результат отображается, настроечки всякие, опции, галочки, кнопочки, приписки и запятые. И только потом можно приступать к, собственно, профессиональным подвигам. А ведь гений кибернетики с готовыми идеями создания искусственного интеллекта может этот путь и не пройти.

Я еще хотела написать про общество, которое иногда занижает ценность преодоления порога входа и переоценивает всяких малограмотных гениев, которое иногда завышает ценность преодоления порога входа и не может из-за этого признать голым королем плохого юриста или плохого врача, или может, но иногда очень большой ценой. Про общество, которое отвергло философию идеализации профессионала и разрушило (или не создало) систему среднего специального образования во всех областях, чтобы можно было тысячи обезьян обучать соблюдению протокола и поручать им рутинную работу, чтобы люди способные и желающие работать больше и лучше, могли это делать, и не заниматься всякой малоценной фигней. А вот, собственно, я об этом уже и написала.
Previous post Next post
Up