В середине июня в Москве состоялось ключевое событие музейной сферы - фестиваль «Интермузей» и ежегодный форум «Музейный гид», организованный Благотворительным фондом В. Потанина. Среди участников форума были представители проектов-победителей конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» прошлого года, в том числе и Музей пермских древностей (филиал Пермского краеведческого музея) с проектом «Открой пермский период!». Коммуникационная программа для проекта была разработана совместно с агентством SP Media и особо отмечена экспертами Фонда.
Автор фото Анастасия Замятина
Мы поговорили с Юлией Глазыриной, руководителем проекта, о новом формате «Музейного гида», о «моде» на пермский период и его амбассадорах, о волонтёрском опыте работы и музейных коммуникациях.
- Юлия, почему в этом году мероприятие решено было провести в новом формате? На ваш взгляд, оправдало ли оно свои задачи?
- В этом году Благотворительный фонд В. Потанина объявил о пересмотре концепции своих музейных программ, в частности, профессионального события, которое проходит ежегодно и объединяет всех деятелей музейной сферы и грантополучателей. Так впервые ключевое мероприятие прошло в формате форума с очень сильной деловой программой. Здесь я бы отметила появление междисциплинарных круглых столов, дискуссий и обсуждений. Разумеется, те, кто впервые приезжает и побеждает на конкурсе, обязательно должны услышать «корефеев» в сфере музейного дела и культурной политики.
Кроме того, было приятно увидеть новые лица среди спикеров, в том числе тех, кто непосредственно работает с музеями: дизайнеры, архитекторы, профессиональные музейные бюро. Так, мы смогли услышать вопросы, ожидания, возможности наших партнеров.
Автор фото Юлия Глазырина
- В этом году руководители лучших реализованных проектов были приглашены в «Лабораторию «Музейного гида» для проведения мастер-классов. С какой темой вы выступили?
- «Лаборатория «Музейного гида» - это школа, которая, прежде всего, ориентирована на новых участников музейных конкурсов фонда Потанина. Здесь мы говорили о коммуникационной стратегии проекта «Открой пермский период!». Надо отметить, что это одна из сильных сторон, которую выделил фонд Потанина в реализации нашего проекта. Во многом сам фонд помог вывести проект на принципиально другой информационный уровень, отправляя, например, съемочные группы федеральных телеканалов, журналов и интернет-порталов. С другой стороны, большая заслуга принадлежит нашему коммуникационному партнеру - агентству SP Media. Впервые в истории музея мы смогли выстроить долгосрочную коммуникационную программу, часть функций по реализации которой взяли на себя сотрудники SP Media.
Автор фото Анастасия Замятина
- Как партнёрство в коммуникационном плане помогает при реализации подобных проектов?
- Работая в таком разноплановом и сложном коммуникационном поле, как например, представление регионального геологического наследия, достичь результатов можно только при объединении усилий самых разных институций. Мы очень рады, что многие партнеры по нашему проекту стали друзьями и сообщниками - теми, кто поддерживает его не только по служебным обязательствам, но и в формате личной симпатии.
В этом плане, считаю большой удачей партнерство с SP Media. Можно сказать, это была любовь с первого взгляда. На стадии реализации проекта специалисты агентства выступили в качестве волонтеров, что является показателем значимости проекта, и, безусловно, социальной и культурной ответственности компании. Должна сказать, что работа с разными целевыми аудиториями - это то, что систематизирует внутреннюю работу, определяет точные каналы выхода на разные аудитории и способы, с помощью которых нужно сказать важную для них информацию. Для нас это был бесценный опыт.
Автор фото Татьяна Вострикова
- Вернёмся к форуму. Все музеи стараются показать себя с креативной стороны. Чем удивляли вы?
- В рамках форума была представлена экспозиция из мобильных модулей-выставок уже реализованных проектов-победителей. Проект Музея пермских древностей «Открой пермский период!» также вошёл в состав экспозиции. Особенно приятно говорить о том, что эта выставочная история не «одноразовая». По завершению форума выставки передаются музеям для продолжения работы. Интерактивный модуль «Открой пермский период!» уже прибыл в Пермь и в июле его можно увидеть (и поиграть!) в Музее пермских древностей.
У нас есть определенные планы, где бы мы хотели показать наш модуль-инсталляцию, например, в наших филиалах, на площадках музеев партнеров и на региональных и межрегиональных профессиональных событиях. Сейчас мы ведём переговоры по проведению выставки в городах Пермского края и соседних регионах, обсуждаем график, логистику. Разумеется, передвижная выставка будет сопровождаться серией событий и образовательных программ для местного сообщества.
Автор фото Татьяна Вострикова
- Важным вектором в работе музея с аудиторией является создание вокруг него «клуба друзей» и клуба волонтеров. В рамках фестиваля «Интермузей» фондом В. Потанина впервые была учреждена отдельная номинация «За лучший волонтерский проект музея». Однако в Перми музеи мало используют такой канал коммуникации. На ваш взгляд, в чем секрет успешной работы с волонтерами?
- Действительно, в этом году впервые была заявлена новая номинация за работу с волонтерами музея, специальный приз которой получила Государственная Третьяковская галерея, которая создала «штат» из 250 волонтеров, задействованных в проектах разного уровня. Нам бы очень хотелось поучиться у наших коллег, ведь это также своего рода важная коммуникации с обществом. Несмотря на наш небольшой положительный опыт работы с волонтерами, организация службы такого масштаба требует других подходов к координированию, мотивации и задачам. Так, например, Музей Лондона в своей структуре имеет отдельное подразделение по работе с волонтерами, где в «штате» работает 50 человек. Важно понимать: иллюзия того, что волонтеры просто так придут и начнут помогать, ошибочна. Нужно вкладывать огромные ресурсы в их обучение, координирование, мотивацию, в то, чтобы они стали надежными партнерами.
В рамках проекта «Открой пермский период!» у нас был опыт работы с волонтерами. Некоторые стали посланниками, или как мы называем, «амбассадорами пермского периода. В первую очередь, я бы назвала юных геологов, которые придумали и первыми опробовали многие наши мультимедийные маршруты. Также в рамках финальных презентаций проекта нам было приятно работать с ребятами из студенческого отряда проводников «Урал-сервис». Ведь, как мы знаем, поезда никого не будут ждать, поэтому у ребят нет проблем с тайм-менеджментом. Заслуги «Урал-сервис» были оценены и на российском уровне - в этом году руководитель отряда Евгений Анатольевич Шляхов получил Строгановскую премию в номинации «За выдающиеся достижения в общественной деятельности».
Что касается опыта по работе с волонтёрами среди других пермских музеев - в первую очередь, важен опыт Пермской государственной художественной галереи. Здесь создана служба из людей пожилого возраста, которые в рамках проекта «Журавль в руке» (также поддержанном фондом Потанина) приходили в галерею узнать что-то об искусстве и оказать посильную помощь.
Автор фото Анастасия Замятина
- Как сейчас развивается проект «Открой пермский период!»?
- Я думаю, что основной плюс проекта в том, что собрав в виртуальном формате знаковые символы Пермского края, мы смогли запустить некую стратегическую волну «моды» на пермский период. Иногда из газет мы узнаем о положительных эффектах, которые напрямую не упоминают наш проект, но, мы надеемся, связаны с ним. Например, мы знаем, что Пермский государственный национальный исследовательский университет в своей научной базе «Предуралье» оборудовал геологическую тропу «Рифы Пермского моря». И это название очень перекликается с нашим мультимедийным гидом и с маршрутом в Кунгур на «Дно Пермского моря». Кроме того, недавно в Губахе был установлен памятник «ракушке» из моря, которое было на этой территории 300 миллионов лет назад.
Приведу ещё один пример. В этом году в конкурсе «Музейный гид» победил Музей истории соли (г. Соликамск) под руководством директора Юлии Сырчиковой. Ранее музей сотрудничал с нами в рамках проекта «Открой пермский период!» и был соавтором одного из маршрутов мобильного приложения, а теперь сам вышел в поле принципиально другой профессиональной коммуникации. Мы очень рады, что запустили волну «моды» на пермский период, и готовы научно и консультационно поддерживать инициативы, возникающих уже независимо от нас.
Автор фото Анастасия Замятина
Разумеется, мы стали заметнее в экспертном профессиональном поле. В частности, на форуме «Музейный гид» несколько проектов-победителей этого года в формате консультаций обращались к нам за тем, чтобы узнать, как представить музей за его пределами.
Следующим этапом нашего проекта должно стать маркирование маршрутов на местности. Полагаю, это возможно решить уже на региональном уровне.
Кроме того, мы знаем, что в этом году планируется вручение Премии «Посол Пермского края», разработанной агентством SP Media и компанией Ozon Group. Полагаю, что абсолютно логичным и необходимым здесь было бы введение отдельной номинации «Посол пермского периода». Это то, что музею довольно сложно самостоятельно сделать на региональном уровне, но то, что может встроить нас в систему международной музейной коммуникации. Не только культурной, но и общегуманитарной.
- Вы сказали, что консультировали проекты, которые сейчас находятся на старте. С какими проблемами чаще всего они сталкиваются? Какие рекомендации вы можете дать?
- Впереди у них год интенсивной работы. И здесь у меня есть два главных совета. Первый: больше консультаций на стадии запуска. Лучше потратить чуть больше времени, чтобы детально обсудить с партнерами и подрядчиками все возможные варианты. Причем, по возможности, с экспертами и подрядчиками разного уровня, чтобы получить пул альтернативных мнений. Это поможет избежать многих ошибок, провалов в графике и «настроить» тайм-менеджмент в течение основного этапа реализации проекта.
И второй совет, который адресован музейщикам: не относиться слишком серьезно к темам, которые это позволяют. Так, например, для проекта «Открой пермский период!» мы придумали с коллегами из SP Media юмористический твиттер сэра Родерика Мурчисона. Коллеги вели твиттер целый год, он получился очень смешным и нестандартно описывал события, которые проходили не только в рамках музея, но и в общегородском поле. Другой пример - мы говорили не только о геологии и палеонтологии как о «скучных» серых камнях и костях, а, например, о палеонтологической кулинарии. В рамках лектория у нас была отдельная лекция «Пирожки с пистиками, суп с пеканами и другие блюда традиционной кухни. Можно ли съесть ископаемые?». Или, например, мы измеряли солёность ушей пермяков с помощью лакмусовых бумажек. Такие юмористические моменты облегчают точку входа в серьезную тему. А дальше аудитория может выбрать, готова ли она более серьезно погрузиться в тему, или просто на уровне удовольствия воспримет этот пласт информации.
В любом случае, заручитесь поддержкой тех, кто умеет говорить с аудиторией не только «на музейном языке», тогда обе стороны получат новый, бесценный опыт в сфере представления регионального наследия.
Автор фото Татьяна Вострикова
Во время общения с Юлией к нам присоединились коллеги из сферы культуры и академической науки, посетители форума «Музейный гид». Андрей Куркин, научный сотрудник Палеонтологического института РАН (Москва) и Юлия Завьялова, режиссер, адепт необычных велосипедов (Москва) познакомились с проектом «Открой пермский период!» и поделились своим комментариями.
- Игровой модуль «Открой пермский период!», который недавно прибыл в Музей пермских древностей, включает предметы, неожиданные для этой темы. Например, многие удивляются, что жевательная резинка сделана из нефти. Как вы полагаете, допустимо ли с точки зрения академической науки такое «лукавство»: ведь мы не знаем точно, из какой нефти сделана эта жвачка?
Андрей Куркин: Задача музеев в том и состоит, чтобы популяризировать науку и попытаться пересказать академические книжки, которые мало кто понимает и уж точно никто не читает. Поэтому, если материал подается в доступно игровой форме, это только приветствуется. Конечно, всегда нужно соблюдать баланс, не должно быть откровенных ляпов. Но среди «обыкновенных» людей, мало кто знает, что есть разные сорта нефти, или что она добывается из разных геологических пластов. Думаю, здесь нет никакого лукавства, все вполне допустимо и даже правильно. На мой взгляд, чем больше в музейной практике используется приемов, где посетитель - не просто зритель, а участник, который может не просто прочитать информацию, а дойти до нее «своим умом», тем интереснее музей. Другой хороший ход - использование предметов из современной жизни. Человек видит предметы, которые, на его взгляд, с музеем никак не сочетаются, но оказывается, что их история и происхождение связаны с тематикой музея. Такие связки очень интересны и привлекают внимание посетителя.
- Какие впечатлениям у вас сложились об идее и реализации мобильного приложения «Открой пермский период!» как у человека, который пока не был в Перми?
Юлия Завьялова: Работа проделана гигантская. Впечатлила карта, где прорисованы все маршруты, направления. Ей можно пользоваться даже «закрыв глаза». Кроме того, что сама по себе наглядная структура качественно сделана, также обозначены пункты назначения. Поскольку мы с мужем увлекаемся велосипедными маршрутами и проехали немалые расстояния по России и за рубежом, можем сказать, что очень удобно открыть не поисковик в интернете, а приложение и спокойно путешествовать по всему Пермскому краю, выбирая направление. В этом ключе, приложение радует своим удобством и доступностью.
Автор фото Юлия Глазырина
- В момент разработки проекта «Открой пермский период!» была проведена большая работа по тестированию автомобильных маршрутов и сплавов по рекам Пермского края, но недооценены возможности велосипедных туристов. Сейчас нужно отдельно уточнить, какие дороги будут комфортны для велопутешествий. Как лучше это делать? Может быть, стоит отдельно маркировать два-три маршрута, которые наиболее удобны для велотуристов?
Юлия Завьялова: Да, это логично. С одной стороны, велосипед - это очень мобильно и удобно, достаточно быстрый вид транспорта, индивидуальный»: можно соразмерять силы и расстояния, которые ты проходишь. С другой стороны, велосипед, все-таки, уязвим на дороге: трассы федерального значения нужно тестировать. Изначально можно на автомобиле проехать трассу и оценить обочины, переправы и т.д. А также сделать пробные заезды с помощью профессиональных путешественников, дать экспертные заключения. Без анализа ситуации не стоит сразу направлять большое количество людей: обычно велосипедисты ездят группами от двух до десяти человек, соответственно, чтобы это был безопасный вид передвижения, нужно подготовить дороги и организовать местный трафик. Можно делать отметки на этой же карте в мобильном приложении или выпустить отдельный гид для велосипедистов.