Поскольку читаю сейчас "Былое и думы" Герцена, то не смог пройти мимо, в полной мере трагической, судьбы Александра Витберга. Герцен познакомился с ним в Вятке, оба были в ссылке. Этому человеку Герцен адресует очень теплые строки своих мемуаров.
Здесь рассказывают историю архитектора подробно и интересно.
http://xxc.ru/history/vitberg/index.htmhttp://www.liveinternet.ru/users/3485865/post136773372/ Википедия
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D1%82%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B3,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%9B%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 Вкратце, это судьба молодого, талантливого, амбициозного художника, иной веры и иного вероисповедания, дерзнувшего представить проект храма в память о войне 1812 года, Александру I. И заслужить монаршее внимание и доверие. Был принят именно его грандиознейший проект, но и именно его, автора, назначили руководителем строительства. Судя по всему, архитектор не справился с реалиями российского строительства и был обвинен во всех растратах после смерти своего покровителя Александра.
ниже автопортрет Витберга
ниже портрет Герцена работы Витберга
Проект Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах
О масштабах предполагаемого храма дают представления следующие размеры: высота всего строения, которое должно было стать самым высоким в мире, 237 м от подошвы горы до креста. Лестница шириной более 106 м, начинающаяся в 149-ти м от набережной Москвы-реки, состоит из 5-ти террас-уступов. Высота наземной части храма 170 м, диаметр главного купола более 50-ти м (для сравнения: высота храма св. Петра в Риме - 141,5 м, колокольни Ивана Великого - 80 м, над уровнем Москвы-реки - 122 м). Площадку перед нижним храмом должны были фланкировать колоннады, каждая длиной до 640 м. По их сторонам предусматривалось строительство двух триумфальных колонн высотой в 106 м. Материалом для одной из колонн должны были стать пушки, отбитые у неприятеля на территории России, для другой - за рубежом.
Несмотря на весьма значительные суммы выделенные на строительство и, по нынешним меркам, незначительные растраты, не был закончен даже нулевой цикл. Смерть императора поставила крест на великолепном проекте. Почему-то мне кажется, такой храм Сталин бы не снес.
Ещё более удивительной выглядит идея строительства Дома Приёмов в Грозном, начатом в 2010 году. По словам создателей, они использовали проект 1817 года А.Л. Витберга. Меня здесь успокаивает очевидная непохожесть силуэтов стройки на оригинальный проект. Это, примерно так же, как я с удовольствием посмотрел Анну Каренину с Кирой Найтли в роли Анны, в частности потому, что общего с романом у фильма - только некоторые герои.
Ниже Грозный.
Источники:
http://1mim.livejournal.com/389001.htmlhttp://kukmor.livejournal.com/991835.htmlhttp://www.liveinternet.ru/users/3485865/post136773372/http://xxc.ru/history/vitberg/index.htm