Слово о сказочниках

Aug 03, 2024 13:21

Некоторые современные люди обидчивы на столько, что уже не способны различать основное и наносное, носясь со своими сверхценными идеями, покушение на которые вызывает дикий баттхёрт и душевные страдания.

Раз уж тут зашла речь о народных, т.е. мифологических сказках, то что у того же Пушкина в сказках является основой? "Сказка о царе Салтане" сюжет архетипичен для практически всех народнов "старого света", это "оболганная жена", восстанавливающая отношения с супругом. Раз. "Испытуемый Герой, попадающий в потусторонний (загробный, подводный и т.п.) мир" где он получает ништяки от местных духов. Два. Вождь/воин-оборотень, принимающий облик зверей, птиц, рыб и даже насекомых с разведывательными целями и ниндзя-стайл спецоперациями. Благодаря опять таки связям в потустороннем мире или нахождению в нём, где его наделяют такими способностями. Три.
"Сказка о Золотом петушке". Основа сюжета - договор с шаманом (колдуном) или через шамана-медиума с потусторонними силами, который контрактор нарушает по разным причинам, через что погибает. Архетипичен от Древнего Египта (откуда взята история про вращающуюся медную хреновину, указующую направление вторжения неприятеля, в оригинале это был баран-указатель и петух, подающий звуковые сигналы) и до современной японской "Саги Зла" про вокалоидов.



Все эти истории и сюжеты - это каменный век, в лучшем случае ранняя бронза. В них нет даже античности с её похотливыми богами, только и думающими в какую бы щель залезть своим золотым дождём и стервозными богинями, жаждущими изуродовать очередную красавицу-человечиху штоп не думала о себе шибко много.



За попытку ответить на заглавный вопрос они навечно превратят тебя в монстра!

Зато завершаются фольклорныне сюжеты всегда кроваво и жестоко, это потом уже при литературной обработке фольклор смягчают. Обитатели потустороннего мира за отсыпанные одному удачливому герою ништяки должны взять свою плату неудачниками, теми, кто не прошёл испытание, не сумел договориться с Силами Природы и Потустороннего Мира. Это у пушкинского Салтана сестёр и сватью бабу Бабариху прощают и оставляют в живых. А так они должны быть обязательно пожертвованы тому миру, из которого явилась царевна-Лебедь.



А ты думал, в сказку попал?

В последствии охотники и собиратели и первые скотоводы/пахари, жившие после неолитической революции и перехода от присваивающего хозяйства к производящему, облачаются писателями 19 века в привычные своим читателям образы царей-королей, хитрых простолюдинов и храбрых рыцарей. Но все их поступки и приключения - это поступки обитателей каменного века с верованиями и мировосприятием охотников и собирателей каменного века, а не рыцарей, купцов и личнозависимых хлебопашцев. Это основа, а цари-короли-богатыри времён Крещения Руси - оболочка, надстройка над каменновековым базисом.
Средневековые/феодальные истории - это Ходжа Насреддин и Тиль Уленшпигель. Ну или раз уж я в пушкиноведчество ударилсо - "Сказка о Попе и работнике его Балде", вызывающая неизменный баттхёрт у попов нынешних.

литературное, история, язычество, древности

Previous post Next post
Up