Исторические сюжеты колонизаторов

Feb 03, 2022 22:36

Засмотрел тут как то довольно короткую вырезку из какого-то интервью Дмитрия Юрича Гоблина по поводу звёздных войн:

image Click to view


И не мог не обратить внимание, насколько же гражданин опер не втыкается в америкаскую культуру, хотя вроде можно сказать вырос и сделал себя на её культурных продуктах. Сюда же можно отнести и небезызвестный срач по теме "предатель ли Джейк Салли из Аватара". Сюда же можно отнести и сравнение разборок колонистов с индейцами с разборками русских с кавказцами в 19 веке.

У американов за их недолгое существование (по сравнению с народами Старого Света), была тем не менее довольно бурная и кипучая история, которая наложила отпечаток на все без исключения художественные образы, сюжеты и понятия о плохом и хорошем, которые понятны интуитивно и не требуют расшифровки. Как для нас не требует расшифровки "миноритарное наследие" русских сказок, когда самая чудесатая баба, самый волшебный конь, меч-кладенец и полцарства достаются самому младшему Ивану-дураку, а не старшему сыну как по христианским (т.е. еврейским, шире - ближневосточным) понятиям положено.

Прежде всего, предки будущих американцев начали колонизировать новый континент с целью создания там устойчивых поселений для миграции из Европы. Европа тогда испытывала переселенческий бум и проблемы перенаселённости, что выливалось в многочисленные войны и религиозные расколы (чтоб удобнее было сокращать друг дружку по причине неправильной религии). Американское же нативное население, известное нам как индейцы, встретили поселенцев приветливо и радостно, ибо у пришельцев была оловянная посуда, железные котлы и инструменты, порох, ружья и много всяких прочих дивных штуковин, которые можно было выменять на продукцию своего примитивного по сравнению с европейским земледельческого с сильным содержанием охотно-собирательского хозяйства. Однако они не задумывались о мотивах самих поселенцев, которые прибыли отнють не торговать, а создавать свои колонии в новых землях с мягким, оптимально подходящим для европейцев климатом. Поэтому нативное население как верно замечено в Википедии, рассматривалось колонизаторами исключительно как военная проблема. не взирая на первоначальную миролюбивость оного, рассчитывавшего на то, что бледнолицие братья в обмен на обучение местным охотничьим искусствам обучат их умению варить сталь и гнать самогон. Включать белых поселенцев в свои разборки с героическими пытками и жертвоприношениями они не собирались, силу белого человека они вполне могли осознать и уважать. Но с желанием европейцев поселиться в Новом Свете и соответственно вырезать всё лишнее с их точки зрения неевропейское население, если его нельзя эксплуатировать, они ничего поделать не могли.

Тогда как на Руси посреди болот и лесов всегда людей не хватало. Их всегда было мало. Ну не то что бы совсем мало, но всегда меньше чем нужно, чтоб жить и комфортно эксплуатировать болотнолесистую местность, куда русские были вытеснены из Великой Степи набегами кочевников. Поэтому людей всегда наоборот всеми силами и средствами заманивали в залесские княжества - из Европы, из Византии, откуда угодно. Крайне нужны были спецы самых разных профессий ибо нормальные технические школы уровня эпохи просвещения и раннепромышленной эры никак не создавались, обученные иностранцами местные мастера всеравно в массе своей погрязали в тяжёлом труде по выращиванию гороха и выпасу коз ради пропитания. Для пресечения постоянных грабительских набегов русским приходилось постепенно шаг за шагом, форт за фортом занимать территорию Степи и как то контролировать её. Нельзя было взять и вырезать племя каких-нибудь конных чебуреков и зажить спокойно - Великая Степь велика и коней в ней великое множество вместе с их пастухами. На место загеноциженных тут же придут новые и всё начнётся по новой. Потому у русских был только один путь освоения земель - инкорпорировать кочевых вождей и горных царьков в свою аристократию, оставляя их народам возможность жить своими обычаями на своих землях и сваливать на них почётную обязанность геноцидить тех, кто инкорпорироваться не желал, прибирая к рукам их баб, коней и сокровища, богатея под имперской крышей.

Так что подход к местному населению у русских и американцев при освоении огромных новых пространств, незаселённых ранее цивилизованными людьми был совершенно разный. И вовсе не потому, что мы такие хорошие, а они такие плохие, как любили писать постсоветские публицисты 90-х/нулевых вроде Сергея Карамурзы. Еслиб на Вологодчине урожайность зерновых была бы как в Англии, чтоб хватало и себе и стаду шерстистых баранов, а на Рязанщине был бы климат как во французской Ривьере - русские плодились бы как кролики и тогда кабздец был бы и всем степнякам, и всем горцам Кавказа и всем малым сибирским народностям, и хантам с мансями да удмуртам. а потом с ресурсами Урала и Европе был бы кабздец и концлагеря с крематориями для низшей германо-романской расы, освобождающей жизненное пространство для расы славянских господ.

Противостояние понаезжантов с отсталыми племенами + борьба за независимость против английской монархии стали основанием, фундаментом, на котором возникла, сформировалась и осознала себя как новую самостоятельную сущность американская нация. Цивилизаторство + воинственный антимонархизм. Поэтому американцу даже маленькому не надо объяснять "чего плохого в Империи, там же порядок и законность", так же как русскому не надо объяснять почему Кощей Бессмертный плохой, а Баба Яга против. Это на генетическом уровне уже, это с молоком впитано. Империя зло просто потому что это империя, а Республика хорошо, потому что это наше родное, исконно-посконное духовноскрепное. Ну и для мелкобуржуазного сознания американца Корпорация - всегда злодейская сила, давящая капиталом мелкого бизнесмена типа Марвина Химаера. Будь то вымышленная "Амбрелла" али "Вейланд Ютани" или же реальные "Микрософт" с Диснеем и Фейсбуком. Корпорация и её наймиты вроде полковника Квотрича - всегда и в любом произведении, фильме или игре обязательно плохие парни. Может быть хороший капиталист типа Брюса Уэйна, переодевающегося по ночам в трусы поверх треников и искореняющего преступность на бэт-мобиле, но хорошей корпорации быть не может. Это всегда безликая сила инфернального Зла и когда герой поддаётся этому Злу он совершает грехопадение. А избавившись от этого Зла и повернув к свету - соответственно прощение грехов и очищение. Даже сейчас, когда с одной стороны во всю пиарятся частные космические или прочие хайтечные корпорации подаваемые в западной пропаганде во внешний мир как великие достижения современных США, в мире компьютерных игр они превращаются в злодеев и обманщиков. Клоны Гугла, Фейсбука, СпейсИкса, Теслы, Амазона в мире ГТА или, скажем Ватчдогов это опять таки злодеи, воры, мошенники и бездушные машины подавления Прав и Свобод, которых хорошим парням надо наказать или хотя бы пнуть и урвать себе кусочек мелкобуржуазного счастья, миллиончик-другой денег, надрав корпоратам задницу и уйдя в закат.

Пресловутый "менталитет" народов и культур не есть что-то отсыпанное каким то божеством, некой прошивкой заложенной в людей при проектировании их Высшим Разумом, Стабильное, Неизменное и Имманентно присущее, а есть следствие материальных причин имевших место быть на протяжении формирования и существования той или иной культуры. Стоит рассмотреть поближе её историю именно с позиции диалектического материализма, решаемых обществом экономических задач, выливающихся в политические и военные цели и сразу становится понятно что там и почему считается плохим и хорошим, а что послужило основой формированию архетипов, кочующих из сюжета в сюжет из книжек в фильмы, а из фильмов в игры. И не стоит никогда мерять своим русским аршином их английские ярды, ибо у нас была совсем другая история, другие задачи и другие решения.

культура, история, кино, США

Previous post Next post
Up