Какие страны официально претендуют на российские земли

Oct 07, 2020 16:32


На сегодняшний день Россия не имеет территориальных вопросов ни к одной из стран мира. Однако целый ряд стран высказывает вполне официальные претензии на российские земли. Для одних это попытка самоутвердиться, для других - что-то вроде национальной религии. Мы не станем рассматривать события последних лет и заявления политических маргиналов. Остановимся лишь на тех странах, которые планомерно "ведут осаду" и продолжают считать наши земли своими, несмотря на очевидную перспективу получить "от мёртвого осла уши". Начнем пожалуй, с самого необычного.



Аэрофотосъемка острова Олений
Любопытно, что на наши территории заглядываются как минимум две страны, не имеющих с Российской Федерацией общих границ, ни морских, ни сухопутных. Это Южная Корея и остров Тайвань, который и сам - спорная территория, признанная в мире лишь полутора десятком стран. Территориальные притязания корейцев, пожалуй, самые старые из списка и возносятся ещё к середине 19 века. Тогда Россия, вместе с другими землями Южного Приморья, прихватила по Айгунскому договору небольшой кусочек Империи Чосен (современной разделенной Кореи), маркировав границу по фарватеру реки Туманган.

И вряд ли бы это кто заметил, но на острове Олений, или Ноктундо, совершил свой подвиг один из главных персонажей корейского пантеона героев, полководец Ли Сунсин. В Корее помнят и чтут историю и требование вернуть Ноктундо - дань традиции и своеобразному дипломатическому этикету. Оно высказывалось и русским Императорам, и Советскому руководству. СССР урегулировал этот вопрос с КНДР в 1948 году, а по соглашению 1990 года Пхеньян окончательно отказался от Ноктундо. Но Юг не признает легитимности северокорейцев и продолжает вежливо напоминать о "проблеме" на разных дипломатических раутах.



Граница с КНДР на реке Туманная, в Хасанском районе Приморья. Здесь находится остров Олений, на который претендует Южная Корея
Претензии Тайваня можно тоже отнести к разряду исторических курьезов. Как известно, остров Формоза стал последним оплотом гоминьдановского Китая и изгнанного коммунистами из материковой части страны генералиссимуса Чан Кайши. Руководство непризнанного Тайваня и по сей день объявляет себя законным китайским правительством, отвергая договоры, заключенные КНР. На этом основании остров имеет претензию, ни много, ни мало, на российскую Тыву.



Почвой для таких смелых требований является тот факт, что маленькая республика, будучи китайским протекторатом и "мятежной территорией", в 1944 году вошла в состав СССР, без согласия центрального правительства. Теперь "настоящие" китайцы очень хотят Тыву, но высказать эту претензию им некому. Россия признает Тайвань неотъемлемой частью Большого Китая и дипломатических связей с Формозой не имеет.



Японские националисты у посольства РФ требуют немедленного возврата четырех островов
Прежде чем обратиться к самому сложному вопросу, так называемых "северных территорий" - четырех островов Курильской гряды, совершим маленький исторический экскурс в начало 20 века, когда собственно, и зародилась эта "проблема". На мирной конференции в американском Портсмуте, в августе 1905 года, японцы вели себя, как настоящие триумфаторы. По результатам русско-японской войны 1904-1905 г они требовали от Российской Империи весь Сахалин, в качестве военного трофея. На замечание руководителя русской делегации Сергея Витте о том, что подобная претензия нарушает все существующие соглашения, министр иностранных дел Японии Комура Дзютаро холодно заявил, цитата: «Война перечеркивает все договоры. Вы потерпели поражение, и давайте исходить из сложившейся обстановки». Слова потомственного самурая Дзютаро исчерпывающе подходят для ответа на любые японские претензии. Тем не менее, тема "северных территорий" требует отдельного освещения.

Единственное европейское государство, оспаривающее кусок России на дипломатическом уровне, помимо Украины, сегодня - Эстония. И это не декларации отдельных партий, а вполне государственная позиция. Не так давно эстонский министр МВД Март Хельме заявил, что в руках России, на сегодняшний день, находятся, как минимум, пять процентов эстонских территорий.

Речь о Печорском районе и Иван-городе, старинной русской крепости, основанной Иваном Третьим ещё в конце 15 века.



Крепость Ивангород
Любопытно, что в летописях, описывающих факт утверждения крепости на восточном берегу Нарвы, вообще нет речи ни о каких эстонцах. Договор о разграничении подписан с баронами немецкого города Ругодива, нынешней Нарвы. Сначала Нарва принадлежала датчанам, а с 14 века - Ливонскому ордену. После Ливонской войны крепость оказалась под властью московского царя, и по летописям Ордена, "сильно обрусела, приняв образ жизни схизматов (православных)". Очередные претенденты на Нарву - шведы, попытались решить вопрос радикально, вырезав в 1581 году почти всех жителей, ходивших в Русскую Церковь, но так ничего и не добились.

Ништадский мир со шведами 1721 года, после победы в Северной войне, закрепил за Российской Империей всю Прибалтику "с городами и крепостями: Ригою, Дюнаминдом, Пернавою, Ревелем, Дерптом, Нарвою, Выборгом, Кексгольмом, и всеми прочими к помянутым провинциям надлежащими городами, крепостями, гавенями, местами, дистриктами, берегами с островами: Эзель, Даго и Меном и всеми другими от Курляндской границы по Лифляндским, Эстляндским и Ингерманландским берегам".



Гравюра А. Шарлеманя "Пётр объявляет Ништадский мир"
Шведам, в качестве компенсации и поощрения "к вечному миру" было выплачено два миллиона серебряных ефимков, полновесной звонкой монетой. Все расчеты были закончены в течение двух лет после окончания войны. Про вечный мир шведы всё поняли и воевали с Россией с той поры лишь эпизодически. Но где же во всей этой истории эстонцы? А они появляются лишь в 20 веке, когда немцы, в Первую мировую, захватили часть Прибалтики, пользуясь развалом армии после Февральской революции. Уже проиграв войну, Германия передала Нарву и Ивангород Временному правительству самопровозглашенной Эстонии. Именно тогда с эстонцами и произошло это долговременное помутнение рассудка. Оно заставило "без году неделя" нацию, точнее её политическую верхушку уверовать, что эти земли, обильно обагренные кровью российских и советских солдат, можно взять и просто объявить эстонскими. Красная армия попыталась тогда сходу отбить Нарву и окрестности, но сил у разорванной на части страны не хватило. Мир в Тарту 1920 года зафиксировал территориальные "приобретения" эстонского оружия и два десятка лет прибалты пытались безуспешно "эстонизировать" русскую Нарву, Печоры и Ивангород и даже внесли их в конституцию, как неотъемлемую часть Эстляндии.



Так возник этот территориальный "вопрос", который эстонцы поднимают на дипломатическом уровне с завидным упорством. Их латвийские коллеги оказались менее упрямыми и в 2007 году отказались от претензий на Пыталовский район Псковщины, который до этого называли дорогой латвийскому сердцу Яунлатгалией.



Время от времени латвийские националисты испытывают фантомные боли от потери насильно присоединенных областей, где число латышей никогда не превышало пять процентов. Как и поляки, поминающие Польшу "от можа до можа со славным Крулевцем" (российский Калининград), и финские радикалы, мечтающие о "Финляндии до Урала", и японские имперцы, до сих пор закрашивающие карты Японией "до Урала", но с другой стороны. На все эти инфантильные хотелки, как государственные, так и частные дала четкий ответ цитата из "12 стульев" от российского Президента в интервью "КП" 2005 года: "От мертвого осла вам уши". Латвийцев она тогда поразила настолько, что те почти сразу сняли все вопросы.

Ссылка.

международные отношения

Previous post Next post
Up