Это надо было делать еще вчера
Новости об очередной уничтоженной ТЭС на Украине в самое ближайшее время могут стать обыденностью - похоже, Российская Армия изменила стратегию разрушения инфраструктуры противника.
Трипольская ТЭС вне игры
Удары высокоточным оружие по объектам электроэнергетики не новы - зимой 2022-2023 годов аналогичными акциями выводились из строя распределительные станции и трансформаторы. В прошлых ударах было несколько странностей.
По каким законам военного времени решено было бить по столь малозначительным объектам?
Основные генерирующие мощности как работали, так и продолжали функционировать. Объяснений было несколько.
Во-первых, ракеты не должны были нанести критический урон гражданской инфраструктуре и мирным жителям. Обесточить высоковольтные линии и не позволить оперативно перебрасывать обширную западную помощь на фронт - примерно так мог выглядеть первоначальный план. Сработал он или нет, сложно сказать, но наступление ВСУ летом 2023 года начали с заметным опозданием.
Во-вторых, столь щепетильное отношение к энергетике Украины может объясняться нежеланием выкладывать все карты. Спорное, конечно, утверждение, но что есть, то есть. Противнику дали понять, что в случае дальнейшей эскалации у России есть козыри - возможность для дальнейшего разрушения энергосистемы и возврату Украины в «каменный век». Медленному, контролируемому, но возврату.
Где были проведены пресловутые «красные линии» для Зеленского в этом вопросе, неизвестно, но, вероятнее всего, они касались ударов по российским НПЗ. Как известно, украинские дроны оказались достаточно эффективными и смогли на 12 процентов снизить выработку бензина. С учетом того, что ключевыми потребителями этого топлива является мирное население, отвечать на них теперь можно аналогичными акциями. Без всякого зазрения совести, так сказать.
Выработка дизельного топлива, на котором живет Армия, в России не пострадала - мало того, до сих пор сохраняется избыток предложения. Ответить симметрично и уничтожить под корень НПЗ противника Россия не может, так как подобные объекты на Украине давно вне игры. Говорить о том, что ракеты действительно нанесли некий критический урон энергосистеме противника нельзя. Все восстановили и достаточно быстро возобновили экспорт электроэнергии в Европу.
С электроэнергетикой Украины очень интересная ситуация. Наследием Советского Союза стала мощная энергосистема и, разумеется, мощный промышленный комплекс - главный потребитель. За три десятилетия при помощи старушки Европы страна прошла стремительную деиндустриализацию и превратилась в аграрную державу. Как ни крути, но это регресс. Объекты генерации электроэнергии большие хозяева разрешили Киеву оставить и даже модернизировать. Прежде всего, для покупки избытков себе родимым.
Вегетарианские удары России по энергоподстанциям лишь отвлекали внимание противника. Проходили считанные недели, и Украина возобновляла экспорт электричества в Евросоюз. Прежде всего, в Польшу и Молдову. Так было в 2023 году, так повторилось и в начале 2024 года. Только с 11 по 17 марта Украина продала за рубеж 35 тысяч МВт часов электроэнергии.
И вот, на третий год спецоперации у Армии России, наконец, дошли руки до крупных объектов генерации электроэнергии. Крайние удары по Трипольской ТЭС полностью вывели её из строя. По крайней мере, так заявили на Украине. Это не самая крупная теплоэлектростанция у противника, но достаточно важная - она питает немалую часть Киевской области.
Ранее прекратила свою работу Змиевская ТЭС под Харьковом. Кто-то даже заговорил о коренном переломе в ходе спецоперации. Дескать, наконец разбудили того самого русского медведя, и теперь начнется.
Работы еще много
Перед тем, как планировать тотальное обесточивание Украины, необходимо понимать масштаб задачи.
На данный момент уничтоженными считаются Буштырская (самая мощная из оставшихся на Украине), Трипольская, Ладыжинская и Змиевская ТЭЦ. Общая ликвидированная мощность - около 8 100 МВт, что составляет порядка 70 процентов мощности от подконтрольных Украине ТЭС на начало 2024 года.
Работают Криворожская и Приднепровская ТЭС, в пике выдающие 2 256 и 1 195 МВт, соответственно. Можно предположить, что именно они станут следующими целями Российской Армии.
Тепловые электростанции, питающиеся каменным углем, являются главными генераторами для Украины, исключая АЭС. После самой масштабной атаки на энергообъекты противника киевский режим вынужден покупать электричество у Польши, Румынии и Словакии. Если ориентироваться на вражеских аналитиков, то соседи могут покрыть лишь 10 процентов от потребления Украины.
Но пить победное шампанское пока рано.
Во-первых, даже уничтоженные мощности пока не создали критического дефицита. Как пишут местные ресурсы, выведенные из строя ТЭС и ГЭС являлись лишь буферными на моменты пикового потребления утром и вечером.
Во-вторых, несмотря на озвученную акцию возмездия, крайние удары под ТЭС несут вполне прагматичную цель уничтожения оборонного потенциала промышленности врага. За два года СВО украинцы научились так рассредоточивать и скрывать ремонтные базы со сборочными предприятиями, что поражать их без сопутствующего ущерба гражданским становится все сложнее.
Уже давно известно о производственных площадках дронов, размещенных в подземных парковках жилых комплексов Киева, Харькова и прочих городов. Как их предполагается уничтожать?
Пока только тотальным обесточиванием. Но до этого далеко - сейчас из ощутимого наблюдаются только заметно поредевшие поезда метрополитена на станциях в Харькове. После ракетных ударов интервал между ними увеличился до 20 минут.
Сказались удары и на стоимости электроэнергии внутри страны. Для сравнения, в Польше мегаватт-час стоит 77,94 евро, в Венгрии - 42,68 евро, в Словакии - 44 евро, а на Украине уже почти 100 евро.
Удастся ли быстро сократить военное производство на Украине и сковать логистику, до конца неизвестно. Прежде всего, из-за наличия АЭС. Интересен в связи с этим комментарий министра энергетики Украины Галущенко:
«Безусловно, я думаю, что всю генерацию мы не потеряем. Если посмотреть на энергетический микс, то атом производит более 50 % электроэнергии в государстве. Поэтому важнее определенные компоненты к этому с точки зрения передачи. Но тотального блэкаута в стране не достигнуть».
Главной задачей ближайших месяцев станет разработка филигранных ударов по оставшимся АЭС Украины - Ровенской, Хмельницкой и Южноукраинской. Если удастся парализовать работу всей тепловой и гидроэнергетики, то именно они станут самыми сложными целями на карте.
На Украине уже напугано говорят о неком плане русских, как без особых последствий вырубить атомную генерацию, а это более 7 400 МВт электроэнергии. Надеемся, этот план действительно существует, и он действительно не спровоцирует новые Чернобыли. Это совсем не та цель, к которой стоит стремиться.
Евгений Федоров