Разваливаются в полете. О чем не успел рассказать свидетель по делу Boeing

Mar 16, 2024 16:15


Инциденты с самолетами участились, на производстве серьезные нарушения - у Boeing снова большие проблемы. На этом фоне при загадочных обстоятельствах погибает один из главных информаторов по делу против компании. О том, что происходит на заводах авиаконцерна, - в нашем материале.



"Невозможно поверить"
Джона Барнетта обнаружили в автомобиле, припаркованном у отеля Holiday Inn в Норт-Чарльтоне, Южная Каролина. Причина смерти - огнестрельное ранение. В руке погибший держал пистолет.

В тот день, 9 марта, бывший менеджер по качеству, отработавший в Boeing без малого 30 лет, должен был дать показания по делу о нарушениях при производстве пассажирских самолетов. Однако адвокаты не смогли с ним связаться и забили тревогу. Тело нашли сотрудники отеля, в котором он остановился.

По словам близких, в последнее время у Барнетта было приподнятое настроение: "С нетерпением ждал своего часа в суде и надеялся, что это заставит авиастроительную компанию измениться".

"Мы не видели никаких признаков того, что он хочет покончить с собой, - подтверждают адвокаты информатора Роберт Туркевитц и Брайан Ноулз. - Невозможно поверить в то, что произошло".

Юристы охарактеризовали покойного как "храброго, честного человека высочайшей порядочности". Пресс-служба компании также поспешила выразить соболезнования семье и друзьям погибшего, несмотря на то что в последние годы Барнетт стал символом борьбы с грубейшими нарушениями на заводах и ложью руководства корпорации.

Катастрофа для экономики
Глубокие системные проблемы Boeing стали очевидны после двух крупных катастроф. В октябре 2018 года новый самолет 737 MAX 8, летевший из Джакарты, упал в Яванское море. Погибли 189 человек. Спустя несколько месяцев, в марте 2019-го, такой же лайнер по схожему сценарию разбился в Эфиопии - 157 жертв.

В ходе расследования выяснилось: к трагедии привела отчаянная попытка Boeing угнаться за конкурентами. На мировом рынке больших самолетов сложилась дуополия. Долгое время американская компания имела преимущество перед европейским консорциумом Airbus. Однако в какой-то момент начала проигрывать.



Самолет Boeing 737 MAX
В 2010 году Airbus представил новинку - более экономичный и экологичный лайнер A320neo с улучшенными двигателями. В ответ Boeing в очередной раз модернизировал классику - самолет 737-й серии.

Особенностями планера, разработанного еще в 60-х, были сравнительно короткие стойки шасси и небольшое расстояние от крыла до земли. Новые моторы туда не помещались, так что инженерам пришлось вынести их за кромку крыла. Это повлияло на управляемость - у самолета возникла тенденция излишне задирать нос, что грозило сваливанием в плоский штопор.

Чтобы компенсировать недостаток, на "максы" установили специальную программу - "Улучшение характеристик системы маневрирования", Maneuvering Characteristics Augmentation System (MCAS). Она принудительно опускала нос в случае, когда он опасно задирался. Правда, требовалось переучивать экипажи - а это лишние время и деньги. Поэтому в Boeing "забыли" рассказать о нововведении авиакомпаниям и экипажам.



Место крушения пассажирского самолета Boeing 737 MAX 8 авиакомпании Ethiopian Airlines в Эфиопии
Когда наконец пилотов ознакомили с инструкцией к новой программе, выяснилось, что она написана по меньшей мере неидеально. По мнению экспертов, именно это могло привести к авиакатастрофе в Эфиопии. Кроме того, есть вероятность, что сама MCAS работала ненадежно, поскольку полагалась всего на один датчик угла атаки из двух.

В результате самолеты 737 MAX надолго "приземлились", а перевозчики массово отменяли контракты. Airbus впервые вышел вперед по количеству заказов и поставленных самолетов - и с тех пор прочно удерживает звание крупнейшего авиастроителя в мире.

Это ударило по всей экономике США. Доход компании исчислялся сотней миллиардов долларов, в отрасли, связанной с Boeing, работало более миллиона человек. По оценкам экспертов, из-за скандала с авиаконцерном Штаты в 2019-м недобрали один процент роста ВВП.

"Достали из мусорки"
Но проблемы с MCAS - вершина айсберга. Выяснилось, что американский регулирующий орган - Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) - фактически делегировало контроль качества на производстве Boeing… самому Boeing. По выражению сенатора Ричарда Блументаля, "лису поставили руководить курятником".

Тем временем расследование The New York Times выявило, что в авиаконцерне "зачастую ценят скорость выше качества".

Рабочие завода в Норт-Чарльстоне, где строят широкофюзеляжный 787 Dreamliner, пожаловались журналистам, что в отсеках лайнеров остается мусор, который может привести к поломкам при эксплуатации. Кроме того, на производстве используют заведомо дефектные детали. При этом руководство предприятия скрывает недочеты, а на сотрудников, которые жалуются на нарушения, оказывает давление.



Boeing 787 Dreamliner
Один из героев материала - Джон Барнетт, вышедший в 2017 году на пенсию. Он сообщил изданию, что на лайнеры устанавливали детали, которые буквально доставали из мусорного бака.

"Ни один самолет завода в Норт-Чарльстоне, на мой взгляд, не безопасен", - заявил бывший менеджер по качеству.

Возможно, мы никогда не узнаем, почему жизнь Барнетта трагически оборвалась. Но и авиапроизводитель вряд ли сумеет вернуть к себе доверие - ведь проблемы Boeing никуда не исчезли.

Забыли болт
Пятого января 2024-го у самолета 737 MAX 9 компании Alaska Airlines в полете отвалилась дверь. К счастью, борт не успел набрать высоту и трагедии удалось избежать. Выяснилось, что сотрудники сборочного производства забыли закрепить ее болтами.

Происшествия следовали одно за другим. У лайнера 777 при взлете из Сан-Франциско 7 марта колесо шасси оторвалось и упало на припаркованные автомобили.



Самолет Boeing 777-300 ER
А 11 марта Boeing 787 Dreamliner, направлявшийся из Сиднея в Окленд, резко потерял высоту. Пилот признался, что на время потерял контроль над самолетом: "Все датчики просто погасли".

"Я проснулся и увидел людей на потолке, - вспоминает один из пассажиров. - Они как будто к нему приклеились, а потом упали на пол".

Всего за неделю произошло пять различных инцидентов с самолетами Boeing новейших модификаций.

"Я не разочарован, я зол"
После инцидента с рейсом Alaska Airlines FAA устроила шестинедельную проверку производства Boeing 737 MAX. Компания провалила 33 из 89 тестов. В частности, выяснилось, что герметичность самолетов сотрудники проверяли с помощью ключ-карты из отеля, а в качестве смазки использовали обычное жидкое мыло.

"Я более чем расстроен и разочарован. Я зол, - заявил генеральный директор Alaska Airlines Бен Миникучи. - Мой вопрос к Boeing: что собираются сделать, чтобы улучшить внутренние программы качества?"

На этом фоне некоторые авиакомпании решили полностью перейти на Airbus. Всего по состоянию на конец 2023-го в эксплуатации было чуть более десяти тысяч самолетов Boeing и более 13 тысяч - Airbus. Вероятно, в ближайшем будущем пропорция изменится в пользу европейцев. Однако, как отмечают эксперты, полностью отказаться от Boeing мировая авиаотрасль не сможет - в условиях дуополии выбор невелик.

Захар Андреев

авиация

Previous post Next post
Up